Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:45, реферат
С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.
Термин “космическое
пространство” употребляется в
одном только Договоре по космосу 1967
года 37 раз. Вместе с тем в международном
космическом праве определение этого
понятия отсутствует.
В резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН 2222 (XXI)
от 19 декабря 1966 г. Комитету ООН по космосу
было поручено начать “изучение вопросов
относительно определения понятия
космического пространства и использования
космического пространства и небесных
тел”.
Вопрос об определении
понятия космического пространства
обсуждается в неразрывной
Вопрос об определении
понятия космического пространства
продолжает оставаться в повестке дня
Комитета ООН по космосу.
В последние
годы представители ряда развивающихся
стран все настойчивее выступают
и в доктрине, и в международных организациях
с концепцией провозглашения некоторых
территорий общего пользования и их ресурсов
“общим наследием человечества”. Утверждается,
что основным недостатком Договора по
космосу 1967 года является то, что он, хотя
и интернационализировал ресурсы космического
пространства и небесных тел, не устанавливает
правового режима, который позволил бы
достичь этой цели. Отстаивая тезис о том,
что весь космос интернационализирован,
отдельные авторы допускают и противоречивые
высказывания. Так, по их мнению, статус
космического пространства выражается
формулой res extra cornmercium (вещь, изъятая из
оборота) и не является res communis (общей вещью).
Вместе с тем доказывается, что космос
принадлежит всему “мировому сообществу”,
“международному сообществу” и т. п.,
что, по существу, возвращает к формуле
“общая вещь”.
Между тем по
смыслу Договора по космосу 1967 года космическое
пространство и небесные тела являются
“вещью, изъятой из оборота”, то есть
не подлежат присвоению. Они находятся
в общем пользовании, но не являются
“общей собственностью”, или “общей
вещью”. Договор по космосу признает “достоянием
всего человечества” исследование и использование
космоса (иначе говоря, результаты деятельности
по исследованию и использованию космоса),
но не сам космос.
Ошибочные взгляды
по вопросу об интернационализации
космоса приводят к нереалистическим
выводам о возможности создания международного
космического агентства с наднациональными
функциями, о возможности предотвращения
межгосударственных конфликтов путем
передачи управления космической деятельностью
международному органу, к преувеличению
значения института международного контроля
и к абсолютизации принципа международного
сотрудничества, заключающегося якобы
в обязанности космических держав оказывать
помощь некосмическим государствам в
деле их вовлечения в космические программы.
Одним из наиболее
активных выразителей этой концепции
является аргентинский юрист А. Кокка,
который еще в 1967 году высказал мнение,
что падающие на землю метеориты
принадлежат всему человечеству
и ни одно государство не вправе
их присваивать. Концепция “общего наследия
человечества” толкуется как обязанность
государств, осуществляющих изучение
Луны, распределять все получаемые блага
между всеми государствами даже при отсутствии
между ними специальных соглашений на
этот предмет. Более того, вопреки положениям
Договора по космосу о свободе научных
исследований в космосе и на небесных
телах предлагается установить специальный
международный режим освоения Луны и ее
природных ресурсов и, по существу, поставить
национальную космическую деятельность
под международный контроль в том смысле,
что она могла бы осуществляться только
в рамках специально созданного международного
механизма. Очевидно, что такой путь освоения
космоса затормозил бы научно-технический
прогресс в данной области.
Правовой режим
космического пространства. Правовой
статус космонавтов и космических объектов
Правовой режим
космического пространства и небесных
тел
Правовой режим
космического пространства и небесных
тел тесно связан с некоторыми
общими принципами космической деятельности
государств и должен рассматриваться
в связи с этими принципами.
Правовое положение
космического пространства, включая
небесные тела, определяется прежде всего
тем, что на него не распространяется
суверенитет какого-либо государства;
это— пространство, открытое, или свободное,
для исследования и использования всеми
государствами. С появлением первого искусственного
спутника Земли и началом космической
эры в практике международных отношений
сложился ныне общепризнанный принцип,
в соответствии с которым любой искусственный
спутник, выведенный на орбиту вокруг
Земли, находится за пределами пространства,
на которое распространяется государственный
суверенитет.
Свобода космоса
для всех государств в настоящем
и в будущем может быть реализована
только при строгом соблюдении определенных
ограничений этой свободы, которые диктуются
общими интересами всех государств. Ограничения
свободы космоса вытекают из двух принципиальных
положений общего характера, содержащихся
в Договоре по космосу. В ст. I говорится:
“Исследование
и использование космического пространства,
включая Луну и другие небесные тела, осуществляются
на благо и в интересах всех стран, независимо
от степени их экономического или научного
развития, и являются достоянием всего
человечества”. Статья IX предусматривает,
что государства должны осуществлять
всю свою деятельность в космическом пространстве,
включая Луну и другие небесные тела, с
должным учетом соответствующих интересов
всех других государств—участников Договора”.
Приведенные положения
отражают заинтересованность в освоении
космоса и результатах такого освоения
всех стран, независимо от уровня их экономического
и научно-технического развития. Хотя
эти положения носят общий, декларативный
характер и не влекут за собой прямого
обязательства безвозмездно делиться
с другими странами результатами исследования
и использования космического пространства,
они содержат требование о том, чтобы деятельность
государств в космосе не причиняла вреда
другим государствам и служила на пользу
всему человечеству. Именно такой политики
в исследовании и использовании космоса
придерживается Россия, которая стремится
к тому, чтобы проникновение человека
в космос содействовало развитию взаимопонимания
и дружественных отношений между государствами,
и рассматривает свои достижения в космосе
как достояние всех народов.
Положение о
том, что “международное право, включая
Устав ООН, распространяется на космическое
пространство”, впервые было включено
в резолюцию Генеральной
В приведенной
статье имеются в виду прежде всего
основные принципы международного права,
закрепленные ныне в таких документах,
как Устав ООН, Декларация о принципах
международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом ООН, Заключительный
акт Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе. Содержащиеся в этих документах
основные принципы международного права
выступают в качестве общих по отношению
к специальным принципам международного
космического права, закрепленным в Договоре
по космосу 1967 года и в других многосторонних
соглашениях по космосу, разработанных
в рамках ООН. В свою очередь, принципы
международного космического права являются
общими по отношению к нормам международных
соглашений по космосу научно-технического
характера. Последние должны соответствовать
как основным принципам общего международного
права, так и принципам международного
космического права. Статья II Договора
по космосу гласит: “Космическое пространство,
включая Луну и другие небесные тела, не
подлежит национальному присвоению ни
путем провозглашения на них суверенитета,
ни путем использования или оккупации,
ни любыми другими средствами”. Впервые
этот принцип был сформулирован в резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20
декабря 1961 г.
Уже после вступления
в силу Договора по космосу 1967 года в западной
литературе появились высказывания о
том, что, поскольку в ст. II договора говорится
лишь о запрете национального присвоения,
якобы остается открытым вопрос о праве
на присвоение участков космического
пространства и небесных тел отдельными
лицами, частными компаниями и международными
организациями. Подобная трактовка ст.
II договора является недопустимой и противоречащей
его смыслу и духу. Статья II запрещает
любые формы и способы присвоения не только
государствами, но также международными
и национальными организациями и частными
лицами. В этой связи в Соглашении о деятельности
государств на Луне и других небесных
телах 1979 года специально отмечается,
что “поверхность или недра Луны, а также
участки ее поверхности или недр или природные
ресурсы там, где они находятся, не могут
быть собственностью какого-либо государства,
международной межправительственной
или неправительственной организации,
национальной организации или неправительственного
учреждения или любого физического лица.
Размещение на поверхности Луны или в
ее недрах персонала, космических аппаратов,
оборудования, установок, станций и сооружений,
включая конструкции, неразрывно связанные
с ее поверхностью или недрами, не создает
права собственности на поверхность или
недра Луны или их участки” (п. 3 ст. 11).
С другой стороны,
Соглашение о Луне отвечает на вопрос
о том, совместимо ли с принципом
неприсвоения право государств на образцы
минеральных и других веществ, доставленных
на Землю с поверхности или недр
Луны и других небесных тел. В ст. 6 соглашения
специально говорится о том, что государства
имеют право при проведении научных исследований
собирать на Луне и других небесных телах
образцы минеральных и других веществ
и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются
в распоряжении тех государств, которые
обеспечили их сбор, и могут использоваться
ими для научных целей. При этом отмечается
желательность предоставления части таких
образцов в распоряжение других заинтересованных
государств и международного научного
сообщества для проведения научных исследований.
Руководствуясь
этим пожеланием, Советский Союз предоставил
образцы лунного грунта, доставленного
на Землю советскими автоматическими
станциями, для исследования и анализа
научным лабораториям многих стран
мира.
Соглашение о
Луне разрешает также использование
минеральных и других веществ
Луны и других небесных тел для
поддержания жизнедеятельности
экспедиций в необходимых для
этих целей количествах (п. 2 ст. 6). Что
касается эксплуатации природных ресурсов,
когда она станет технически возможной
и экономически выгодной, то такая эксплуатация
в соответствии с п. 5 ст. 11 Соглашения о
Луне может осуществляться только после
установления соответствующего международного
режима.
Статья II Договора
по космосу устанавливает запрет лишь
на те виды и способы использования космического
пространства и его частей, которые представляют
собой присвоение, постоянное завладение,
обращение в собственность. Временное
занятие отдельных участков космического
пространства и небесных тел (например,
мест нахождения спутников на геостационарной
орбите или участков размещения станций
на Луне) не запрещено международным космическим
правом. Принцип неприсвоения не исключает
также осуществления суверенных прав
государства в отношении своих граждан
и космических аппаратов, находящихся
в космическом пространстве.
Специальные принципы
и нормы, относящиеся к ограничению
военной деятельности в космосе,
содержатся в Договоре по космосу, а
также в некоторых
Наиболее далеко
идущие запреты распространяются на
Луну и другие небесные тела, которые
в соответствии с Договором по
космосу должны использоваться “исключительно
в мирных целях” и где, следовательно,
любая деятельность военного характера
исключена. Иллюстративный перечень видов
деятельности, запрещенных на Луне и других
небесных телах, приведенный в ст. IV договора,
включает установку ядерного оружия или
любых других видов оружия массового уничтожения,
создание военных баз, сооружений и укреплений,
испытание любых типов оружия и проведение
военных маневров. Допускается использование
военного персонала для научных исследований
или каких-либо иных мирных целей, а также
использование любого оборудования или
средств, необходимых для мирного исследования
Луны и других небесных тел.
Примерный перечень
запрещенных видов
Что касается космического
пространства в целом, в том числе
“ближнего космоса”, находящегося
в непосредственной близости от Земли,
то здесь пока еще не существует
полного запрета военной