Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:45, реферат
С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.
Так, Генеральная
Ассамблея ООН определила в качестве
целей I конференции по космосу
а) рассмотрение
практической пользы от космических
исследований на основе научно-технических
достижений и того, в какой степени
государства, не ведущие космических
исследований, особенно развивающиеся
страны, могут извлечь из этого пользу,
в особенности в смысле образования и
развития;
б) изучение возможностей,
которые имеются у государств,
не ведущих космических
Основной круг
вопросов, которые рассматривались
на конференциях, касался расширения
сотрудничества в мирных целях в
области связи и навигации, метеорологии
и изучения природных ресурсов Земли
с помощью спутников, космических биологии
и медицины.
И на I конференции,
и особенно на II конференции ярко
проявилось растущее беспокойство в
связи с возрастанием угрозы милитаризации
космоса со стороны агрессивных
кругов США и западноевропейских
государств.
Сотрудничество
России и США в области космической
деятельности в настоящее время.
Проблема квот.
Первое Соглашение
относительно международной торговли
в области коммерческих услуг
по космическим запускам было подписано
в Вашингтоне 2 сентября 1993 г. Оно разрешало
России выполнить до 2000 года восемь коммерческих
запусков в дополнение к запуску Inmarsat
3, контракт о котором был на тот момент
уже подписан.
Квоты на коммерческие
запуски были выделены России взамен
непередачи Индии технологии производства
криогенных ракетных двигателей.
29-30 января 1996 года
в Вашингтоне было подписано
новое межправительственное
Число заказов
на запуск спутников растет, поэтому
ILS хотело бы полной отмены квот на запуски
“Протонов”. Но и в Конгрессе, и
в Правительстве США есть и
те, кто стоит против отмены квот,
увязывая этот вопрос с распространением
Россией ракетно-ядерных
Lockheed Martin вел
последний год (после
На настоящий
момент, как и год назад, сложилась
достаточно сложная политическая Ситуация.
Проблема по квотам развивается на
фоне сложных взаимоотношений между
правительствам США и Конгрессом,
правительствами США и России.
В последнее время сюда добавились и острые
разногласия между США и Россией по косовской
и чеченской проблемам.
Однако Lockheed Martin
было убеждено в позитивном решении
проблемы квот. Многие конгрессмены правильно
реагируют на эту проблему и стоят
на стороне Lockheed Martin и ILS. Они понимают,
что нельзя увязывать такие разные проблемы,
как квоты и распространение ракетно-ядерных
технологий воедино. Достигнуто весьма
немалое понимание в устранении этой увязки.
Для убеждения Lockheed
Martin использует следующую аргументацию:
“Вся ракетно-космическая отрасль США
и Lockheed Маrtin в частности против распространения
ракетно-ядерных технологий”. Необходимо
четко сказать, кто и в чем виноват в этой
области, и разбираться именно с ними.
Партнеры Lockheed Martin к этим проблемам отношения
не имеют и, следовательно, незачем прибегать
в их отношении к санкциям. Необходимо
проявлять внимание к тем, кто не виноват.
Коммерческим использованием “Протона”
в ILS занимается отдел Lockheed-Khrunichev-Energia (LKE).
Работа этого отдела, по мнению ILS, редкий
пример огромного успеха российско-американского
сотрудничества.
“Протон” показал
свою полезность для США на коммерческом
рынке запусков. После катастрофы
“Челленджера” США утратили свои
лидирующие позиции в области
запусков ИСЗ. Ранее для этого использовались
шаттлы, однако специальным распоряжением
Президента США было запрещено использовать
многоразовые корабли для коммерческого
“извоза”. После ухода с рынка американских
шаттлов лидерство здесь захватила европейская
PH Ariane. Приход на рынок “Протона” позволил
изменить соотношение сил. Если теперь
“Протон” уйдет с рынка, то многие заказчики,
в том числе и американские, опять перейдут
к другим подрядчикам. Поэтому сдача позиций
в этой области скажется на многих других
направлениях, даже на обороноспособности
США.
Вопрос о квотах
является краеугольным камнем в российско-американском
сотрудничестве в области космоса.
Самым оптимальным для ILS и российской
стороны было бы решение о полной
отмене квот. Отмена квот не приведет ни
к каким потрясениям рынка, а лишь придаст
уверенности потенциальным заказчикам.
В случае полного запрещения коммерческих
запусков на “Протоне”, серьезно пострадают
американские фирмы – производители спутников
и американские фирмы, предлагающие услуги
спутниковой телекоммуникации. Впрочем,
это будет и ударом по отечественной космонавтике,
который может окончательно добить ее.
Приложение. Законодательные
акты Российской Федерации, связанные
с космической деятельностью
Федеральные законы
РФ
№ 176-Ф3 (26.11.98)
О ратификации
Соглашения между Правительством РФ
и ЕКА относительно таможенного
оформления и беспошлинного ввоза
н вывоза товаров в рамках сотрудничества
в исследовании и использовании
космического пространства.
№ 190-ФЗ
О принятии Протокола
о внесении поправок в Соглашение о создании
международной системы и организации
космической связи "ИНТЕРСПУТНИК".
Указы Президента
РФ
№ 54 (20.01.98)
О реализации государственной
политики в области Ракетно-космической
промышленности
№ 372 (10.04.98)
О награждении
государственными наградами РФ
Постановления
Правительства РФ
№ 149 (02.02.98)
О заключении Соглашения
между Правительством РФ и Правительством
Украины относительно
определения Украины в качестве
запускающего государства применительно
к запускам РН "Зенит" с космодрома
Байконур космических аппаратов системы
"Глобалстар".
№ 440 (12.0598)
О мерах по выполнению
Указа Президента РФ от 20 января 1998
г. "О реализации государственной
политики в области ракетно-космической
промышленности" (Приложение 1 - Перечень
государственных предприятий и организаций
Министерства экономики РФ передаваемых
в веление Российского космического агентства
по состоянию на 1 января 1998 г. Приложение
2 - Перечень основных акционерных обществ,
в отношении которых Российское космическое
агентство осуществляет единую государственную
политику в сфере проведения ракетно-космической
промышленностью работ по боевой ракетной
технике стратегического назначения и
ракетно-космической технике военного
назначения)
№ 633 (24.06.98)
О заключении соглашений
о технологических гарантиях
в связи с запусками РН "Зенит"
с космодрома Байконур КА системы "Глобалстар".
№ 937 (12.08.98)
О привлечении
дополнительных источников финансирования
работ по Федеральной космической
программе России.
№ 1241 (23.10.98)
О передаче ЦКБ
транспортного машиностроения в
ведение РКА.
№ 1448 (07.12.98)
Об одобрении
и внесении на ратификацию Соглашения
между Правительством РФ. Правительством
Канады, Правительствами государств-
Постановления
Совета Федерации
№ 485-СФ (12.11.98)
О создании Временной
комиссии Совета Федерации по защите
интересов субъектов РФ, юридических
лиц и граждан от неблагоприятных последствий
ракетно-космической деятельности.
Постановления
Государственной Думы
№ 2454-ПГД
О проекте федерального
закона “О государственной поддержке
потенциала космической индустрии
и космической инфраструктуры РФ”
№ 3368-ПГД
О финансировании
Федеральной космической
Список литературы
1. Международное
космическое право (под
2. Бордунов В.
Д., Марков В.Н. Космос. Земля. Право.
М., 1998.
3. Ковалев Ф.
Н., Чепров И. И. На пути к космическому
праву. М., 1982.
4. Рудев А.
И. Международно-правовой
5. Международно-правовые
проблемы освоения космоса. М.,
1988.
6. Черниченко
С.В. Международное право:
7. Периодические
печатные издания, 1994-1999 гг.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.cooldoclad.narod.