Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:53, контрольная работа
Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Деятельность по исследованию и использования космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, осуществляется в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.
Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества[1] . Деятельность по исследованию и использования космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, осуществляется в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания[2] .
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами[3] .
Как отмечает проф. О.И. Тиунов, "вопрос о границе между воздушным и космическим пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т.е. на высоте 100-110км над уровнем океана. Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников… считается открытым космосом"[4] .
Международным правом установлен принцип демилитаризации космического пространства и небесных тел[5] .
Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос. Обязательна их государственная регистрация[6] .
В отличие от естественных небесных тел, на искусственные космические объекты распространяются право собственности и юрисдикция запустившего государства. Если космические объекты или их составные части по возвращении на Землю обнаружены за пределами государства регистрации, то они должны быть возвращены данному государству, с информированием об этом Генерального секретаря ООН.
Международным правом устанавливается принцип абсолютной ответственности запускающего государства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полету; если же ущерб причинен космическому объекту или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только при наличии вины[7] .
Международное право рассматривает "космонавтов как посланцев человечества в космос", все государства обязаны оказывать им всемерную помощь[8] .
Если в результате бедствия, аварии, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлится на территории другого государства, или будет обнаружен в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, он должен быть в безопасности и немедленно возвращен представителям властей, осуществивших запуск[9] . В операциях по поискам и спасению космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся поисково-спасательная операция.
Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.
Броунли Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977 (first published: Brownlie J. Principles of Public International Law. Second Edition. Oxford, 1973).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/
[1] Ст.I Конвенции о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
[2] См.: ст.III Конвенции о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
[3] Ст.II Конвенции о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; ст.I Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
[4] 1, с.531.
[5] См.: ст.IV Конвенции о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
[6] См.: Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
[7] См.: Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
[8] См.: ст.V Конвенции о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
[9] См.: ст.4 Соглашения о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство.