Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:45, реферат
С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.
/”Как уже
упоминалось, одной из форм
взаимопомощи в космосе при
наличии соответствующих
“Государства-участники
предоставляют терпящим бедствие лицам,
находящимся на Луне, право укрытия
на своих станциях, сооружениях, аппаратах
и других установках” (п. 2 ст. 10). Право
укрытия на кораблях и станциях, находящихся
на орбитах вокруг Земли, прямо не упоминается
в действующих соглашениях, но можно предположить,
что оно подразумевается в ст. V Договора
по космосу, где говорится об оказании
“возможной помощи” космонавтам других
стран.
При этом необходимо
четко различать право укрытия,
связанное с охраной жизни
и здоровья космонавтов, и так
называемое “право посещения”. В соответствии
со ст. XII Договора по космосу и ст.
15 Соглашения о деятельности государств
на Луне и других небесных телах все
станции, установки, оборудование и космические
корабли на Луне и других небесных телах
открыты для посещения представителями
других государств на основе взаимности
и при соблюдении определенных условий
(предварительное извещение). Право посещения
в международном космическом праве носит
строго ограниченный характер. Оно относится
к обмену научным персоналом и проверке
выполнения запрета военной деятельности
на Луне и не распространяется на орбитальные
космические станции и другие космические
объекты за пределами Луны и других небесных
тел, В юридической литературе совершенно
справедливо высказывались предложения
о том, чтобы прямо запретить не только
несанкционированное посещение орбитальных
кораблей и станций, но и совершение маневров
по подлету, сближению, осмотру и т. д. кораблей
и станций другой страны в пределах установленных
зон безопасности. Эти меры содействовали
бы уменьшению степени риска, связанного
с незапланированными операциями в космосе.
Обеспечение непрерывной
и высококачественной связи космического
объекта с центром управления космическими
полетами и пунктами наземно-измерительного
комплекса является непременным условием
нормальной работы экипажа космического
объекта в обычной обстановке и становится
жизненно важным фактором в аварийной
ситуации. Распределением полос радиочастот
на международной основе для различных
видов космической деятельности с целью
предотвращения взаимных помех и нарушений
радиосвязи уже на протяжении многих лег
занимаются Международный союз электросвязи
(МСЭ) и подчиненные ему органы. Регламенты
радиосвязи, вырабатываемые на всемирных
административных радиоконференциях
МСЭ, приобретают силу международного
договора и в части, касающейся космической
радиосвязи, должны рассматриваться как
один из источников международного космического
права. Вопросы правовой защиты средств
радиокоммуникаций между космосом и Землей
органически входят в комплекс правовых
мероприятий, направленных на обеспечение
безопасности космических полетов, охрану
жизни и здоровья космонавтов.
На повышение
безопасности космонавтов направлено
и обязательство участников Договора
по космосу незамедлительно
Действующие нормы
международного космического права
наиболее детально регламентируют вопросы
спасания и возвращения космонавтов в
случае их вынужденной посадки за пределами
запустившего их государства. Соглашение
о спасании космонавтов, возвращении космонавтов
и возвращении объектов, запущенных в
космическое пространство, от 22 апреля
1968 г. и Договор по космосу 1967 года (ст.
V) обязывают государства принимать все
возможные меры для спасания и оказания
необходимой помощи экипажу космического
корабля, приземлившегося на чужой территории
в результате аварии, бедствия, вынужденной
или непреднамеренной посадки. Такому
экипажу должны быть обеспечены безопасность
и незамедлительное возвращение “государству,
в регистр которого занесен их космический
корабль” (ст. V Договора по космосу) или
“представителям властей, осуществивших
запуск” (ст. 4 Соглашения о спасании).
Ни в том, ни в другом документе не фигурирует
критерий гражданства как основание для
возвращения космонавта государству,
гражданином которого он является. Следовательно,
международный экипаж, оказавшийся в бедственном
положении, должен быть возвращен не по
принципу гражданства его отдельных членов,
а в полном составе, исходя из указанных
выше критериев.
В том случае,
когда государство, на территории которого
аварийно приземлился экипаж иностранного
космического корабля, не располагает
достаточными техническими средствами
для быстрой и эффективной организации
самостоятельных работ по спасанию, может
возникнуть необходимость в проведении
спасательных операций силами других
государств на территории первого государства.
В соответствии с принципом уважения государственного
суверенитета Соглашение о спасании определяет,
что в таких случаях спасательные операции
должны проводиться под руководством
и контролем государства, на территории
которого они происходят.
Если потерпевший
аварию экипаж космического корабля окажется
в открытом море или на территории, не
принадлежащей никакому государству,
например в Антарктиде, то в соответствии
с Соглашением о спасании государства,
которые в состоянии это сделать, должны
оказать, в случае необходимости, помощь
в проведении операций по поискам и спасанию
такого экипажа.
Как уже упоминалось,
вопросы, связанные с осуществлением
юрисдикции в отношении космонавтов,
совершивших вынужденную
Обязанности государств
по спасанию и возвращению космонавтов,
предусмотренные Соглашением о
спасании 1968 года, отличаются от их обязанностей
по спасанию и возвращению космических
объектов. В первом случае соответствующие
статьи соглашения продиктованы прежде
всего соображениями гуманности, желанием
государств всеми доступными средствами
помочь “посланцам человечества в космос”,
оказавшимся в аварийной ситуации. Во
втором случае обязанности государств
вытекают из принципа ст. VIII Договора по
космосу, в соответствии с которым “права
собственности на космические объекты,
запущенные в космическое пространство,
включая объекты, доставленные или сооруженные
на небесном теле, и на их составные части
остаются незатронутыми во время их нахождения
в космическом пространстве или на небесном
теле, или по возвращении на Землю”. В
соответствии со ст. 5 Соглашения о спасании
космические объекты и их составные части
спасаются и возвращаются “представителям
властей, осуществивших запуск”, только
по просьбе последних и за их счет.
Соглашение обязывает
государства информировать
При разработке
Соглашения о спасании в ООН длительное
время обсуждался вопрос о том, обязано
ли государство возвращать любой
иностранный космический
Международно-правовые
формы сотрудничества в освоении
космоса
Юридическое содержание
принципа сотрудничества в международном
космическом праве
Исследование
и использование космического пространства
ныне немыслимы без широкого и
разностороннего сотрудничества государств.
Сотрудничество в этой области занимает
видное место в современных международных
отношениях. Важную роль в развитии межгосударственного
сотрудничества в космосе играет международное
космическое право. Воздействие права
на научно-техническое сотрудничество
выражается, во-первых, в создании общего
правового режима космоса, обеспечивающего
наиболее благоприятные условия для развития
сотрудничества государств, и, во-вторых,
в регулировании конкретных отношений
между государствами, возникающих при
проведении ими совместной научно-технической
деятельности.
Особая роль
международного сотрудничества в области
космических исследований и их практического
применения диктует необходимость
четкого выяснения юридического
содержания принципа межгосударственного
сотрудничества с точки зрения международного
космического права. В зарубежной литературе
по этому вопросу встречаются противоположные
точки зрения: от провозглашения сотрудничества
в космической области безусловной обязанностью
всех государств до полного отрицания
юридической силы этого принципа. Осуществление
международного сотрудничества в разрешении
различных международных проблем провозглашено
в Уставе ООН в качестве одной из основных
целей Организации Объединенных Наций
(п. 3 ст. 1). Впоследствии принцип сотрудничества
государств вошел в число семи основных
принципов международного права, единогласно
подтвержденных всеми членами ООН в Декларации
о принципах международного, права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества
между государствами в соответствии с
Уставом ООН [резолюция Генеральной Ассамблеи
ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. Согласно этой
декларации, сотрудничество государств
друг с другом, независимо от их политических,
экономических и социальных систем, в
различных областях международных отношений
является международно-правовой обязанностью.
Вместе с тем
такой обязанностью в декларации
провозглашается не всякое сотрудничество,
а лишь то, которое соответствует
Уставу ООН, то есть сотрудничество, осуществляемое
при соблюдении других общепризнанных
принципов международного права. Это отражено
в самом названии принципа: “Обязанность
государств сотрудничать друг с другом
в соответствии с Уставом ООН”. При раскрытии
содержания этого принципа в декларации
особо подчеркивается его обязательный
характер применительно к задачам поддержания
международного мира и безопасности. При
перечислении конкретных видов сотрудничества
в декларации указывается, что оно должно
осуществляться в соответствии с принципами
суверенного равенства и невмешательства
во внутренние дела государств. С аналогичных
позиций трактуется принцип сотрудничества
между государствами в Заключительном
акте Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе, где он получил дальнейшее развитие.
Общий принцип сотрудничества,
установленный международным правом,
и условия его осуществления полностью
применимы к межгосударственным отношениям,
связанным с исследованием и использованием
космического пространства в мирных целях.
Применительно
к космической деятельности государств
этот общий принцип международного права
должен рассматриваться в свете принципов,
закрепленных в Договоре по космосу 1967
года, который является одним из основных
источников международного космического
права. О стремлении максимально содействовать
всестороннему развитию международного
сотрудничества в космосе государства
заявили в преамбуле и во многих статьях
этого договора, что дает основание отнести
сотрудничество государств в исследовании
и мирном использовании космического
пространства к числу основных принципов
международного космического права.
В преамбуле
договора говорится о желании
содействовать широкому международному
сотрудничеству как в научных, так
и в юридических аспектах исследования
и использования космического пространства
в мирных целях. В ст. I сказано, что “государства
содействуют и поощряют международное
сотрудничество” в научных исследованиях;
в ст. III также упоминается о развитии международного
сотрудничества и взаимопонимания. Статья
IX определяет, что государства—участники
договора должны руководствоваться принципом
сотрудничества и взаимной помощи.
Таким образом,
Договор по космосу закрепил принцип
сотрудничества государств в качестве
одного из общих принципов, основных
начал международного космического
права. Однако в договоре этот принцип
не рассматривается в отрыве от других
общепризнанных принципов или как безусловная
юридическая обязанность. Он тесно связан
с общими принципами международного права
и международного космического права.