Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:45, реферат
С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.
Международное
космическое право не исключает возможности
осуществления космической деятельности
неправительственными организациями
(юридическими лицами). Именно поэтому
ст. VI Договора по космосу 1967 года предусматривает
международную ответственность государства
“за национальную деятельность в космическом
пространстве, включая Луну и другие небесные
тела, независимо от того, осуществляется
ли она правительственными органами или
неправительственными юридическими лицами”.
Это не значит, что
неправительственные
Поскольку в
международном праве общепризнанно, что
его субъекты являются равноправными
и независимыми во внутренних и внешних
делах от какой-либо другой власти, очевидно,
что в свете изложенных положений вопрос
о международной правосубъектности юридических
лиц ставиться не может.
В 1984 году в США
было принято законодательство, разрешающее
частным корпорациям запускать
космические объекты. Координация
этой деятельности возложена на специально
созданное при министерстве транспорта
Управление коммерческого космического
транспорта. Частный капитал владеет техникой
космической связи, используемой в рамках
Международной организации связи через
искусственные спутники Земли и Международной
организации морской спутниковой связи.
Все частные компании могут осуществлять
свою деятельность только под контролем
и с разрешения правительств их национальной
принадлежности, а ответственность за
их деятельность несут правительства.
Таким образом,
субъектами международного космического
права являются только суверенные государства
и международные межправительственные
организации, осуществляющие космическую
деятельность.
Некоторые западные
юристы склоняются к тому, что субъектом
международного космического права
следует считать человечество в
целом. Эта точка зрения опирается
на концепцию “общего наследия человечества”,
нашедшую отражение в Соглашении о деятельности
государств на Луне и других небесных
телах. Такая позиция не может быть признана
научно обоснованной, поскольку она не
учитывает современные реальности в жизни
международного сообщества и в международных
отношениях, основу которых составляет
сосуществование государств с различными
социально-политическими и экономическими
системами. В этих условиях невозможно
представить себе человечество в целом
как носителя единых прав и обязанностей.
Кроме того, не ясно, во взаимоотношениях
с какими другими субъектами права могут
реализовываться такие права и обязанности.
Объект международного
космического права
Объект международного
права — это все то, по поводу
чего субъекты международного права могут
вступать в международные правоотношения,
то есть материальные и нематериальные
блага, действия или воздержание от действий,
которые не относятся исключительно к
внутренней компетенции государства.
Таким образом,
объектами международного космического
права являются космическое пространство,
небесные тела, космонавты, искусственные
космические объекты, наземные компоненты
космических систем, результаты практической
космической деятельности, космическая
деятельность.
Договорного понятия
“космический объект” пока не выработано.
Однако сложилась практика регистрации
искусственных космических объектов в
соответствии с Конвенцией о регистрации
объектов, запускаемых в космическое пространство.
Согласно конвенции, регистрации подлежат
космические объекты, запускаемые на орбиту
вокруг Земли или дальше в космическое
пространство. При этом термин “космический
объект” включает его составные части,
а также средство его доставки и его части.
Можно считать,
что созданный искусственный
объект, предназначенный для запуска
в космос, но еще находящийся на Земле,
не является космическим объектом. Однако
если такой объект был запущен, то он считается
космическим, даже не будучи выведенным
на орбиту (в случае неудачного запуска),
а также после возвращения на Землю (запланированного
или аварийного). Это вытекает из соответствующих
положений международного космического
права, касающихся вопросов возвращения
космических объектов властям, осуществившим
их запуск, ответственности за ущерб, причиненный
на Земле космическими объектами, и др.
Не существует
также и договорного
Использование
термина “космическая деятельность”
дает основание считать, что государства
не ограничивают его деятельностью
исключительно в космическом пространстве,
но относят к нему и деятельность на Земле,
если она связана с деятельностью в космическом
пространстве. Из этого исходит и Договор
по космосу 1967 года, устанавливающий принципы
деятельности государств и на Земле, если
эта деятельность имеет отношение к исследованию
и использованию космического пространства
(например, ст. VII договора).
Встает вопрос
о том, на какую деятельность распространяются
нормы и принципы космического права.
В настоящее время толкование
понятия космической деятельности зависит
от подхода к этому вопросу со стороны
того или иного государства. Тем не менее
можно считать, что под космической деятельностью
подразумевается размещение созданных
человеком предметов на околоземных орбитах
(в околоземном пространстве), в межпланетном
пространстве (за пределами сферы земного
тяготения), на поверхности Луны и других
небесных тел. Иногда к понятию космической
деятельности относят также вертикальный
запуск предметов на большие высоты с
помощью ракетной техники с их последующим
возвращением на Землю без выхода на околоземную
орбиту (суборбитальные запуски).
К понятию космической
деятельности, бесспорно, относятся
также действия людей (космонавтов)
и работа автоматических (автономных
или управляемых по радио с Земли)
аппаратов и приборов на борту космических
объектов, включая выход людей и вынос
приборов в открытый космос или на поверхность
небесных тел.
Таким образом,
понятие космической
Можно ли считать
космической деятельностью операции
на Земле, если они не завершились успешным
помещением объекта в космическом пространстве?
Иначе говоря, подлежат ли регулированию
нормами и принципами международного
космического права те правоотношения,
которые могут сложиться в результате
неудачного запуска космического объекта?
Прямого ответа на эти вопросы современное
международное право не дает. Соглашение
о спасании космонавтов, возвращении космонавтов
и возвращении объектов, запущенных в
космическое пространство, исходит из
того, что его положения относятся к объектам,
запущенным в космическое пространство
(см. название соглашения и первый абзац
преамбулы). С другой стороны, Конвенция
о международной ответственности за ущерб,
причиненный космическими объектами,
прямо устанавливает, что “термин “запуск”
включает попытку запуска” (п. b ст. I). Следовательно,
для того чтобы подпадать под действие
норм конвенции, соответствующие операции
должны иметь связь не обязательно с реальной
космической деятельностью, но и с намерением
ее осуществить. Договор по космосу 1967
года предусматривает международную ответственность
за ущерб, причиненный объектами, запуск
которых в космическое пространство осуществлен
или только организован и производится
(ст. VII). Статья IX договора регулирует даже
те правоотношения, которые могут возникать
в связи с планированием деятельности
в космическом пространстве.
По-видимому, на
настоящем этапе в вопросе
определения космической
Российская доктрина
исходит из того, что космическое
право призвано регулировать деятельность
государств по освоению космоса независимо
от места ее осуществления.
Необходимость
международно-правового регулирования
космической деятельности и режима космического
пространства вытекает из того факта,
что космическая деятельность затрагивает
интересы многих государств даже тогда,
когда она физически не затрагивает пределы
территориальной юрисдикции иностранных
государств. Прежде всего само космическое
пространство и небесные тела представляют
интерес с точки зрения их исследования
и использования для всех без исключения
государств. Кроме того, результаты деятельности,
осуществляемой в космическом пространстве,
могут оказывать влияние на жизнь людей
многих государств мира. Например, телевизионные
передачи с помощью спутников непосредственно
на бытовые телевизоры могут приниматься
на 90% территории Земли; геодезические
спутники обеспечивают обследование целых
континентов;
метеорологические
спутники фиксируют явления природы,
оказывающие влияние на погодные
условия целых регионов, и т. д.
Учет всего
этого привел специалистов к выводу,
что космическая деятельность носит
глобальный характер, не ограничиваясь
национальными рамками государства, непосредственно
ее осуществляющего.
Представляется
не случайным тот факт, что современное
международное космическое
В Договоре по космосу
1967 года установлено, что исследование
и использование космического пространства
являются “достоянием всего
Понятие “космическое
пространство”
Специфичность
норм и принципов космического права
обосновывается особенностями самого
космического пространства как новой
сферы деятельности человека, а также
особенностями космической деятельности,
которая существенно отличается от деятельности
в любой другой области.
Юристы различных
школ и направлений согласны с
тем, что космическое пространство
является столь своеобразной ареной человеческой
деятельности, что режим этой деятельности
должен быть специальным.
Однако общепризнанные
в каждую конкретную эпоху нормы
международного права подлежат применению
всюду, где действуют различные
государства. Не будучи распространенными
и на космос, эти нормы утратили бы свое
значение как всеобщие и общепризнанные,
и тогда перестала бы существовать та
общая платформа, на основе которой возможно
единое понимание и толкование специальных
норм международного права и конкретных
положений международных договоров. Правовой
режим космического пространства и регулирование
космической деятельности не могут устанавливаться
в отрыве от основных принципов мирного
сосуществования государств и без учета
всех актуальных проблем современных
международных отношений.
Следует подчеркнуть,
что все отрасли международного
права основываются и должны соответствовать
его общим принципам и нормам.
Распространение на космос общих
правовых принципов имеет важное
практическое значение, представляющее
чисто “земной” интерес.
В космосе, так
же как на Земле, в воздухе и
на море, действуют люди. Следовательно,
при регулировании
Как уже отмечалось,
специфика космического пространства
и космической деятельности требовала
разработки специальных принципов
и норм космического права. Поэтому
одновременно с принятием Декларации
правовых принципов деятельности государств
по исследованию и использованию космического
пространства государства — члены ООН
признали необходимым рассмотреть вопрос
о формулировании в виде международного
соглашения, в соответствующее время в
будущем, правовых принципов деятельности
государств по исследованию и использованию
космического пространства.