Международное воздушное и космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства. Не могу не оговориться, что это определение не является общепризнанным.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
3. РЕЖИМ ПОЛЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ И СУВЕРЕННОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ИНОСТРАННЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ НА ПОВЕРХНОСТИ
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ

Работа содержит 1 файл

контр межд право.docx

— 31.33 Кб (Скачать)
 

       КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

       ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

       кафедра международного права 
 
 
 
 
 
 

       Контрольная работа по международному праву на тему:

       «Международное воздушное и космическое право» 
 
 
 
 
 

       Выполнила студентка группы Ю3- 2-09

       Суйналиева  Калый 
 
 
 
 

       Бишкек-2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО  ПРАВА
  2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
  3. РЕЖИМ ПОЛЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ И СУВЕРЕННОМ  ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ИНОСТРАННЫМИ  ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ НА ПОВЕРХНОСТИ
  5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ
 
 
 

    1.ПОНЯТИЕ  И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО  ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО  ПРАВА

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные  полеты и иные виды использования  воздушного пространства. Не могу не оговориться, что это определение не является общепризнанным. Более распространено ограниченное понимание международного воздушного права как регулирующего  только отношения, связанные с гражданской  авиацией^ Действительно, международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. Однако ПОСТЕПЕННО начали появляться нормы, -регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите. Соответствующие положения появились и в актах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые содержат требование к государствам при определении правил полетов правительственных воздушных судов учитывать интересы безопасности навигации гражданских судов и выполнять по мере возможности общие правила полетов. Необходимость такого рода предписаний не вызывает сомнений. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.

Интересно, что  римское право рассматривало  воздух как естественную среду, абсолютно  необходимую для жизни и доступную  всем - общее достояние (res communis). Но как только появилась возможность использовать воздушное пространство в коммерческих и военных целях, государства единодушно заявили свое право на суверенитет над воздушным пространством, включили его в состав территории. Это положение было закреплено первой же многосторонней Парижской конвенцией 1919 г.: "Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над его территорией". -Суверенитет над воздушным пространством был с самого начала положен в основу международного воздушного права. Он подтвержден и основным актом международного воздушного права - Чикагской конвенцией о гражданской авиации 1944 г.' Установление суверенитета над территориальным воздушным пространством означало признание свободы воздушного пространства над открытым морем. Так оформился второй основной принцип международного воздушного права. Это право сравнительно новая и активно развивающаяся отрасль международного права.

Система источников международного воздушного права довольно сложна. Ими являются универсальные  и региональные конвениии, множество двусторонних соглашений формируются обычные нормы. Кроме того нормы международного воздушного права содержатся в конвенциях, посвященных другим вопросам. Как мы видели, Конвенция по морскому праву 1982 г. подтверждает свободу полетов над открытым морем, содержит положения о транзитном пролете через проливы и архипелажные воды. Всемирная почтовая конвенция регулирует перевозку международной авиапочты. Велико значение_резолюций международных организаций, прежде всего, такой всемирной_организации, как зданной на основе Чикагской конвенции 1944г Существуют и региональные организации в этои области, напримёр Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации.

Особо отмечу тесную связь международного воздушного права  с национальным воздушным правом, точнее с той его частью, которая  относится к международным полетам. Национальное право и в данном случае не является источником международного права. Но без него картина правового  регулирования в рассматриваемой  области будет неполной. Попутно  замечу, что в этой области влияние  международного права на внутреннее право особенно ощутимо.

Основным актом  внутреннего воздушного права в  нашей стране является Воздушный  кодекс СССР 1983 г. Немало существенных норм содержат и другие законы, прежде всего Закон о Государственной  границе РФ 1993 г. Прямое отношение  к воздушному праву имеют некоторые  нормы гражданского, уголовного, трудового, таможенного и других отраслей внутреннего  «права РФ.

Международное космическое право. Метод правового  регулирования является единым для  международного космического и общего международного права. Это — согласование воль государств относительно содержания конкретного правила поведения  и признания его юридически обязательным. Отсюда вытекает идентичность источников международного космического и общего международного права.

Ими являются международный  договор и международный обычай. Основная, решающая роль в процессе образования норм международного космического права принадлежит международному договору.

Одной из особенностей процесса нормообразования в данной отрасли международного права является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность процесса нормообразования в международном космическом праве заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имело место в других отраслях международного права.

В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы  международного космического права. По мере развития космической науки  и техники и дальнейшего проникновения  в космос отдельные положения  космического права конкретизировались в соглашениях по определенным направлениям деятельности человека в космическом пространстве.

Так, положения  ст. V и VIII договора получили развитие в  Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении  объектов, запущенных в космическое  пространство.

Положения ст. VI и VII Договора по космосу были развиты  и дополнены принятием Конвенции  о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами.

К договорным источникам международного космического права  относятся также различные многосторонние и двусторонние соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Все  эти соглашения специального характера  основываются на общих для данной отрасли международного права принципах  и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях  общего характера.

Однако принятие и вступление в силу Договора по космосу и других многосторонних соглашений общего характера никоим образом не означает, что работа по кодификации и прогрессивному развитию космического права завершена. Существует ряд вопросов, настоятельно требующих регламентации.

Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем уже есть правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Речь идет о двух основополагающих принципах—свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел и неприсвоения космического пространства и небесных тел. Эти принципы, логически тесно связанные между собой, сформировались как обычно-правовые на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, так как они являются юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая.

Международный обычай—это правило поведения, которое  в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным участниками международного общения.

Резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции государств относительно содержания определенного образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.

  1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Правовое положение  космического пространства, включая  небесные тела, определяется прежде всего  тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это— пространство, открытое, или свободное, для исследования и использования всеми государствами. С появлением первого искусственного спутника Земли и началом космической эры в практике международных отношений сложился ныне общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за пределами пространства, на которое распространяется государственный суверенитет.

Свобода космоса  для всех государств в настоящем  и в будущем может быть реализована  только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые  диктуются общими интересами всех государств. Ограничения свободы космоса  вытекают из двух принципиальных положений  общего характера, содержащихся в Договоре по космосу. В ст. I говорится:

“Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах  всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества”. Статья IX предусматривает, что государства  должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая  Луну и другие небесные тела, с должным  учетом соответствующих интересов  всех других государств—участников  Договора”.

Положение о  том, что “международное право, включая  Устав ООН, распространяется на космическое  пространство”, впервые было включено в резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. Свое окончательное закрепление это положение нашло в ст. I и III Договора по космосу. В ст. III говорится: “Государства—участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания”.

В приведенной  статье имеются в виду прежде всего основные принципы международного права, закрепленные ныне в таких документах, как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Содержащиеся в этих документах основные принципы международного права выступают в качестве общих по отношению к специальным принципам международного космического права, закрепленным в Договоре по космосу 1967 года и в других многосторонних соглашениях по космосу, разработанных в рамках ООН. В свою очередь, принципы международного космического права являются общими по отношению к нормам международных соглашений по космосу научно-технического характера. Последние должны соответствовать как основным принципам общего международного права, так и принципам международного космического права. Статья II Договора по космосу гласит: “Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами”. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.

Международное космическое право, введя в международное  право принцип свободы космоса, вместе с тем регулирует отношения  между государствами в связи  с их космической деятельностью  на основе строгого уважения принципа государственного суверенитета. Со времени  зарождения международного космического права свобода исследования и  использования космического пространства трактовалась в плоскости отношений  между суверенными и равноправными  государствами, которые осуществляют свою деятельность в космосе в  полном соответствии с общими принципами международного права и специальными принципами и нормами международного космического права. Свобода космоса никогда не понималась как ничем не ограниченная свобода любой деятельности в космосе. Свобода космоса не может служить основанием для нарушения суверенных прав государств ни в космосе, ни на Земле.

Информация о работе Международное воздушное и космическое право