Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа
Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54
4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70
3 кв. 1992 | 1 кв. 1993 | 3 кв. 1993 | 1 кв. 1994 | 3 кв. 1994 | 1 кв. 1995 | 3 кв. 1995 | 1 кв. 1996 | 3 кв. 1996 | 1 кв. 1997 | 3 кв. 1997 | ||||
|
|
|
|
Российское
законодательство не предусматривает
разделения компаний на те, которые осуществляют
1) страхование жизни и 2) другие виды страхования,
не связанные со страхованием жизни (life
insurance и non-life insurance), как это принято во
всем мире. Учитывая трудности переходного
периода это можно считать оправданным.
Пример некоторых стран СНГ (Белоруссия,
Казахстан, Украина), где такое разделение
компаний установлено законодательством,
показывает, что операции долгосрочного
страхования жизни практически прекратились.
Дело в том, что для соответствующей специализации
в условиях нестабильной экономики и отсутствия
валютных средств нет достаточной базы.
Разделение
на две основные отрасли страхования
произошло исторически. Однако оно
обусловлено более глубокими
причинами и, прежде всего, тем, что
страхование жизни – это долгосрочный
вид страхования со своей спецификой формирования
страховых резервов и политики инвестирования,
с инвестиционными рисками, отличными
от иных видов страхования.
Долгосрочное
страхование жизни, характерное
для рыночной экономики, в России
практически не развито. В результате
до 1998 г. оно даже не отражалось в отчетности
страховых компаний. В 1998 г. Минфин РФ ввел
новую форму срочной ежеквартальной отчетности
для страховых организаций (форма 1с), в
которой впервые поступления и выплаты
по добровольному страхованию разделяются
на страхование жизни и страхование иное,
чем от страхование жизни.
При
формировании условий развития страхового
дела в России крайне важно учитывать
растущую роль страхования жизни
в экономике и социальной сфере.
В частности, в 26 странах-участницах
Европейского комитета страхования доля
страхования жизни в общем объеме страховых
услуг выросла с 48,2% в 1992г. до 53,6% в 1996г.
В развивающихся странах и в странах с
переходной экономикой наблюдаются те
же тенденции. Особенностью этой отрасли
является, как правило, наличие налоговых
и иных льгот в отличие от других видов
страхования. Можно выделить, по крайней
мере, три причины преимущественного развития
страхования жизни.
Во-первых,
общее старение населения в разных
странах в результате увеличения ожидаемой
продолжительности жизни и снижения рождаемости.
Во-вторых, укрепление тенденции к сокращению
общественных расходов. Развитие системы
пенсионного обеспечения связано с увеличением
страховых взносов в пенсионные фонды,
оплачиваемых работодателями. В-третьих,
страхование жизни активно способствует
росту долгосрочных сбережений, которые
преобразуются в инвестиции и поддерживают
экономический рост. Мировой опыт свидетельствует,
что переход к накопительной системе пенсионного
обеспечения (страхование, частные пенсионные
фонды) позволяет сформировать массовый
страховой рынок и благодаря этому создать
сильные страховые компании.
В
1996-97 гг. усилилась тенденция к
специализации страховых
В
рамках специализации по видам страхования
наиболее активны компании, осуществляющие
обязательное страхование. К их числу
относится, в первую очередь, обязательное
медицинское страхование. Такие компании
весьма зависимы от местных администраций,
что служит серьезным барьером для их
рыночного поведения. Консервации нерыночных
форм страховой деятельности способствует
также институт уполномоченных страховых
компаний, поскольку законодательно не
определены механизм и процедуры их конкурентного
отбора.
Компании, специализирующиеся на медицинском страховании, занимаются кроме обязательного и добровольным медицинским страхованием. Так, в Москве этим видом страхования охвачено около 500 тыс. человек, в 95% случаях страхователями являются юридические лица, причем свыше половины – это зарубежные компании.
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования
В
период с 1994 по 1997г. доля страховой премии
по обязательному страхованию в
общей сумме премии по всем видам страхования
выросла вдвое – с 20,9 до 41,4%. В 1998г. наметилось
определенное изменение тенденции, доля
премии по обязательному страхованию
в первом полугодии снизилась до 37,3%. Однако
финансовый кризис предопределил значительное
сокращение вновь заключаемых договоров
страхования и, соответственно, снижение
поступлений премии по добровольному
страхованию. Удельный вес обязательного
страхования вырос до 47%.
Проведенный
в ходе подготовки проекта анализ
показал, что при нынешнем состоянии
экономики объемы совокупной премии по
обязательным видам страхования достигли
насыщения и могут расти только за счет
введения новых обязательных видов страхования.
В целом соотношение добровольного и обязательного
страхования будет определяться различными
факторами.
Проводимые
в современных условиях виды обязательного
страхования объединяются в четыре
группы:
Страхование,
относящееся к первым двум группам,
стало развиваться в России только
в переходный период. Обязательное
страхование пассажиров и страхование
имущества в хозяйствах граждан сохранилось
со времен планово-административной системы.
Поэтому перспективы развития указанных
видов страхования различны.
Безусловно,
будет развиваться обязательное
медицинское страхование, основой которого
служат отчисления всех предприятий, организаций
и фирм в федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского страхования
(ОМС) (в 1997-98 гг. эти отчисления составляли
3,6% фонда оплаты труда). Намеченные Правительством
РФ меры по снижению налогового бремени
для производителей предполагают объединение
всех отчислений во внебюджетные фонды
(пенсионный фонд, фонд социального страхования,
фонды медицинского страхования и фонд
занятости) в рамках единого социального
налога с уменьшением общего процента
обязательных отчислений. Соответственно,
произойдет уменьшение отчислений и в
фонды обязательного медицинского страхования,
но оно не может быть слишком большим,
так как даже при нынешних отчислениях
финансирование медицины явно недостаточно.
Последнее
обстоятельство делает чрезвычайно
актуальной проблему формирования и
использования страховых
Однако
на региональном уровне усиливается
стремление к реализации первой модели.
Это обусловлено сложным
Предпринимаются
попытки увеличить размеры
Закон
«О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации» от 25.09.1997 г. предполагает
существенное увеличение бюджетных расходов
на нужды страхования. Предусмотрено страхование
за счет местных бюджетов не только муниципальных
служащих, но и объектов муниципальной
собственности, гражданской ответственности
и предпринимательского риска. Хотя это
страхование не названо обязательным,
по существу оно рассматривается именно
таким.
В
отношении поступлений по действующим
видам обязательного
Достаточно
очевиден анахронизм обязательного
страхования пассажиров. Оно должно
быть заменено страхованием ответственности
перевозчиков. Это явно противоречит интересам
транспортных министерств, тормозящих
переход на новый вид страхования. По данным
Госкомстата, коэффициент выплат по обязательному
страхованию пассажиров составил в 1997
г. 0,01, т.е. только 1% премий шел на страховые
выплаты. Министерства через свои подведомственные
страховые компании получают львиную
долю всей страховой премии для финансирования
противоаварийных и других превентивных
мероприятий. Реальное использование
средств не контролируется. Введение страхования
ответственности транспортников будет
означать для них потерю нынешних доходов
и увеличение расходов.
К
числу первоочередных проблем российского
страхового рынка относится принятие
закона об обязательном страховании
гражданской ответственности
В
целях регулирования
Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России