Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа
Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54
4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70
бюро
экономического анализа
Тенденции
и перспективы
развития страхования
в России
Москва –1999
оглавление
ВВЕДЕНИЕ
4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО
РЫНКА 8
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия
финансового кризиса для страхового
рынка 17
ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты
развития добровольного
2.4. Перспективы
развития перестраховочной
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы
формирования страховой
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИИ
31
3.1. Основные
принципы страхового
3.2. Страховое
законодательство Российской
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование
деятельности иностранных
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
4.1. Европейское
Сообщество
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО
ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
63
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая
практика регулирования
уроки для России 70
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый
кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил
вопрос о создании в стране адекватной
институциональной системы, способной
обеспечить мобилизацию сбережений и
направить их на инвестиционные цели.
События 1998г. показали ограниченные возможности
и крайне опасные последствия финансирования
экономики преимущественно за счет внутренних
и внешних заимствований. Экономический
рост в России, учитывая низкую собираемость
налогов, непрекращающееся «бегство»
капитала, невозможен без существенного
повышения нормы сбережений. Заметную
роль в этом процессе призвана сыграть
страховая система.
Страхование,
как метод управления рисками, способствует
защите имущественных интересов
предприятий и граждан, безопасности
и стабильности предпринимательства.
Роль страхования особенно важна
в контексте экономических реформ,
поскольку оно стимулирует развитие рыночных
отношений и деловой активности, улучшает
инвестиционный климат. Степень развития
страхового рынка отражает возможности
экономического роста страны. Способствуя
перераспределению рисков между экономическими
субъектами и возмещению убытков за счет
накопления, страхование позволяет повысить
эффективность экономики в целом и отдельных
предприятий. Поэтому развитие национальной
системы страхования – одна из важных
стратегических задач в области создания
инфраструктуры рынка. Для России, где
практически все виды деятельности характеризуются
повышенным риском, это имеет особое значение.
Мировой
опыт свидетельствует о наличии
тесной взаимосвязи между социальными
расходами общества и уровнем
развития долгосрочного страхования жизни.
Страхование способно замещать некоторые
государственные социальные программы,
снимая нагрузку на государственный бюджет.
В России это имеет особое значение в связи
с кризисом пенсионной системы и неблагоприятными
демографическими тенденциями. В условиях
дефицита инвестиционных ресурсов привлечение
с помощью страховых технологий сбережений
населения может стать существенным элементом
государственной финансовой политики
и способствовать снижению внешних заимствований.
Значимость
страхования существенно возрастает в
период перехода к рынку и укрепления
частной собственности. В отличие от планово-административной
системы, государство перестает нести
ответственность за возмещение ущерба
экономических субъектов и граждан в случае
неблагоприятных событий, стихийных бедствий
и катастроф. В свою очередь, это способствует
формированию спроса на страховые услуги.
Начало
рыночных реформ нарушило монополию
государственных страховых
Распределение
страховых компаний по регионам крайне
неравномерно. На 8 регионов приходится
около 70% объема поступающих премий.
В ряде регионов практически отсутствует
добровольное страхование.
Несовершенное
законодательство и неблагоприятная
экономическая среда привели к усилению
негативных тенденций на страховом рынке.
Было создано большое число псевдостраховых
организаций (за четыре года отозвано
около тысячи лицензий), возникли серьезные
диспропорции между обязательными и добровольными
видами страхования, механизм страхования
стал использоваться для ухода от налогообложения
в государственные внебюджетные фонды
при выплате зарплаты. На рынке укрепились
тенденции к монополизации, недобросовестной
конкуренции, в основном порождаемые разделом
страхового рынка в интересах отдельных
ведомств, финансово-промышленных групп
или территорий в рамках отраслевых и
региональных программ страхования.
Обязательные
виды страхования, за исключением обязательного
медицинского страхования, имеют крайне
низкий коэффициент выплат и, как правило,
используются для удовлетворения узковедомственных
интересов.
Большинство
страховых организаций, особенно в
регионах, испытывают серьезные трудности
с привлечением профессионально
подготовленных кадров, отвечающих современным
требованиям ведения страховых операций.
Практически не развита инфраструктура
страхового рынка (институты брокеров,
оценщиков риска, актуариев и других посредников).
По основным макроэкономическим показателям
российский страховой рынок значительно
уступает развитым странам и не отвечает
возрастающим потребностям в защите имущественных
интересов юридических и физических лиц.
Усилившаяся
на исходе XХ столетия тенденция
к глобализации мировой экономики
затронула и страховой рынок.
Сближение экономик разных стран создает
принципиально новые условия для страхового
бизнеса, способствует унификации условий
страхования. Переговоры о вступлении
России в ВТО и начало действия в 1999г. Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Европейскими
Сообществами обусловливают необходимость
всемерного использования международного
опыта в организации страхового дела,
выработки четких условий доступа иностранных
страховщиков на российский рынок.
Последствия
финансового кризиса для
К
числу основных препятствий дальнейшего
развития страхования, включая несовершенство
регулирования страховой
В
отличие от развитых стран, где институт
страхования развивался как органический
элемент социально-
Прежде
всего, необходимо выделить приоритетные
цели и методы их достижения в области
совершенствования законодательства,
налогообложения и регулирования страховой
деятельности, которые стимулировали
бы ускоренный рост страховых услуг, повышение
их качества, формирование инвестиций
для экономического роста и снижали бремя
на бюджет.
Развитие
страхового сектора в России должно опираться
на хорошо продуманную, учитывающую мировой
опыт долгосрочную концепцию страхования.
С этой точки зрения значительным шагом
вперед стало утверждение Правительством
РФ 1.10.1998 г. Основных направлений развития
национальной системы страхования в Российской
Федерации в 1998-2000 гг. В этом документе
наряду с достаточно взвешенной оценкой
состояния системы страхования и формулированием
общих целей ее развития выделен круг
важнейших задач, которые необходимо решить
в ближайшие годы. Эти задачи включают
в себя обеспечение надежности и финансовой
устойчивости системы страхования, проведение
активной структурной политики на страховом
рынке, повышение эффективности регулирования
и совершенствование законодательной
базы страховой деятельности. Однако именно
в области страхового законодательства
и регулирования сохраняются заметные
пробелы.
Речь
идет, прежде всего, об отсутствии законодательных
актов, регламентирующих деятельность
обществ взаимного страхования
и государственных страховых предприятий,
определяющих порядок обязательного страхования,
четко характеризующих необходимые с
точки зрения общества и отдельных граждан
виды обязательного страхования. Отсутствие
в законодательстве таких важных положений
существенно ограничивало возможности
укрепления страхового сектора экономики.
Доля страховых взносов, относимых в соответствии
с российским законодательством к обязательному
страхованию, равняется примерно 40% от
общего объема премий. Число видов обязательного
страхования приблизилось к 50 и продолжает
расти. В отношении структуры и основных
характеристик видов обязательного страхования
возникает ряд вопросов, которые должны
быть разрешены в законодательном порядке.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России