Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа
Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54
4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70
Российский рынок пока не достиг такого уровня концентрации. На нем оперирует большое количество мелких компаний с чрезвычайно низким финансовым потенциалом. В России зарегистрировано примерно столько же страховых компаний, сколько в Великобритании, Франции и Германии вместе взятых. Однако совокупные активы 30 крупнейших российских страховых компаний составляют менее 7 млрд. руб., что соответствует размеру средней западной компании. О низком потенциале российских компаний, неустойчивости их положения свидетельствуют постоянные изменения в списке ведущих компаний. В частности, по итогам 9 месяцев 1998г. среди 100 крупнейших организаций по добровольному страхованию появилось 39 новых компаний по сравнению с 1997г.
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций
По данным Госкомстата совокупные страховые взносы в 1997г. составили 36,57 млрд. руб. (рост за год около 50%, что существенно выше темпа инфляции – 12%), а страховые выплаты – 26,911 млрд. руб. Коэффициент выплат равнялся 0,74. Было заключено 80 788 599 договоров страхования на сумму 5 360 млрд. руб.
Таблица 1.4. Структура взносов и выплат по видам
страхования,
1997г. (млн. руб.)
Страховые взносы | Страховые выплаты | Структура по видам страхования в % к итогу | Коэффициент | |||
страховые взносы | страховые выплаты | кол-во договоров | выплат | |||
1.
Добровольное страхование – |
21532,5 | 13718,5 | 58,9 | 51,0 | 83,0 | 0,64 |
в том
числе
1а Личное страхование |
12445,0 |
10959,3 |
34,0 |
40,7 |
63,3 |
0,80 |
в том числе
страхование жизни |
8075,6 |
7982,9 |
22,1 |
29,6 |
4,5 |
0,99 |
|
983,4 | 372,4 | 2,7 | 1,38 | 54,8 | 0,38 |
медицинское | 3386,0 | 2604,0 | 9,3 | 9,68 | 4,0 | 0,77 |
1б Имущественное страхование | 8026,9 | 2421,8 | 22,0 | 9,0 | 14,3 | 0,30 |
в том числе страхование | ||||||
имущества граждан | 1669,4 | 583,2 | 4,6 | 2,2 | 18,1 | 0,35 |
|
5915,4 | 757,8 | 16,2 | 2,8 | 0,7 | 0,13 |
1в Страхование ответственности | 1060,5 | 337,4 | 2,9 | 1,3 | 0,5 | 0,32 |
2. Обязательное страхование – всего | 15037,9 | 13193,1 | 41,1 | 49,0 | 17,0 | 0,88 |
в том
числе
имущества в колхозах граждан |
493,1 |
177,6 |
1,3 |
0,7 |
14,2 |
0,36 |
пассажиров | 366,1 | 4,3 | 1,0 | - | 1,2 | 0,01 |
медицинское | 13270,4 | 12179,5 | 36,3 | 45,3 | 1,5 | 0,92 |
3. Добровольное страхование за счет средств граждан (включается в п.1) | 8367,2 | 724,6 | 22,9 | 26,9 | 77,6 | 0,87 |
в том
числе
личное страхование |
6662,7 |
6486,8 |
18,2 |
24,1 |
59,4 |
0,97 |
имущественное страхование | 1644,8 | 688,1 | 4,5 | 2,6 | 17,8 | 0,42 |
страхование ответственности | 59,7 | 70,7 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 1,18 |
Оптимистические
надежды по поводу дальнейшего развития
страхового рынка в 1998 г. не оправдались.
Глубокий экономический и финансовый
кризис заметно подорвал спрос на
страховые услуги. Реальные доходы
населения падают, сужая базу личного
страхования. Сокращение производства
и системный банковский кризис отталкивают
от страхования предприятия и организации,
что приводит к массовому разрыву договоров
страхования с корпоративными клиентами.
Таблица
1.5. Основные показатели
страхового рынка
за 9 месяцев 1998г.
Показатель | 9 мес. 1998г. | 9 мес. 1997г. | Прирост | 9 мес. 1998г. | 9 мес. 1997г. | Прирост |
млн. руб. | % | млн. долл. | % | |||
Взносы, всего | 27681,8 | 25204,8 | 9,8 | 3901,6 | 4456,3 | -12,4 |
Страхование жизни | 7251,1 | 5754,2 | 26,0 | 1022,0 | 1017,4 | 0,5 |
Личное страхование (кроме страхования жизни) | 3597,2 | 3002,3 | 19,8 | 507,0 | 530,8 | -4,5 |
Имущественное страхование | 5828,8 | 5599,8 | 4,1 | 821,5 | 990,1 | -17,0 |
Страхование ответственности | 948,6 | 703,5 | 34,8 | 133,7 | 124,4 | 7,5 |
Обязательное страхование | 10056,1 | 10145,0 | -0,9 | 1417,4 | 1793,7 | -21,0 |
Выплаты, всего | 21222,6 | 18171,0 | 16,8 | 2991,2 | 3212,7 | -6,9 |
Страхование жизни | 7073,3 | 5421,7 | 30,5 | 996,9 | 958,6 | 4,0 |
Личное страхование (кроме страхования жизни) | 2297,6 | 1973,3 | 16,4 | 323,8 | 348,9 | -7,2 |
Имущественное страхование | 2388,0 | 1809,1 | 32,0 | 336,6 | 319,9 | 5,2 |
Страхование ответственности | 201,2 | 213,7 | -5,8 | 28,4 | 37,8 | -24,9 |
Обязательное страхование | 9262,5 | 8753,1 | 5,8 | 1305,5 | 1547,6 | -17,1 |
Источник: «Эксперт-РА»
Несмотря
на общее 15%-ное увеличение объема страховых
премий в 1998 г. по сравнению с 1997 г. темпы
их роста заметно снизились, а по обязательному
страхованию уже за 9 месяцев произошел
спад. Более наглядно падение проявляется
при сравнении показателей, выраженных
в долларах (см. табл.1.5.). Негативные тенденции
наметились еще до наступления августовского
кризиса, особенно в обязательном страховании.
По сравнению с соответствующим периодом
1997 г. в I квартале рост премий по добровольному
страхованию составил 13,8%, а в I полугодии
– 11,7%, по обязательному страхованию в
I квартале – 7,3%, а в I полугодии – всего
1,2%, т.е. ниже официального темпа инфляции.
Существенной причиной резкого сокращения
поступлений и выплат по обязательному
страхованию явилось недополучение средств
от организаций в фонды обязательного
медицинского страхования из-за неплатежеспособности
многих юридических лиц и паралича банковской
системы.
Совокупный
уставной капитал страховых организаций
по состоянию на конец 1997 г. составил
4,919 млрд. руб., в том числе доли учредителей:
банков и промышленных предприятий по
12,2%, страховых организаций – 8,2%, граждан
(физических) лиц – 7,5%, транспортных организаций
– 2,6%. По размерам уставного капитала
страховые организации распределялись
следующим образом: 10 млн. руб. - 1,9% всех
компаний, от 1 млн. руб. и выше –30,4%, от
100 тыс. руб. и выше 40,1%, менее 100 тыс. – 27,6%.
Для
компаний с величиной уставного
капитала менее 100 тыс. рублей характерно
небольшое число филиалов и практически
полное отсутствие страховых агентов
и договоров. К этой группе принадлежат
в основном компании, осуществляющие
обязательное медицинское страхование.
В свою очередь, среди страховых компаний
с уставным капиталом от 400 до 600 тыс. руб.
непропорционально малое количество страховых
агентов по сравнению с заключенными договорами,
что свидетельствует о принадлежности
к этой группе компаний, занимающихся
псевдострахованием.
В
целом активы и капиталы страховых
компаний росли быстрее инфляции.
Однако следует отметить, что финансовое
положение значительного числа
компаний было неудовлетворительным.
По итогам 1997 г. 656 страховых организаций
или 37,3% от общего числа оказались убыточными.
В значительной мере это связано с тем,
что значительную часть компаний лишь
номинально можно рассматривать в качестве
страховых организаций. Обращает на себя
внимание то, что совокупные расходы на
ведение дела составили 4,1 млрд. руб. или
11,2% поступивших страховых взносов, что
существенно выше показателей компаний
развитых стран. Доходы от инвестиций
– 2,4 млрд. руб., в том числе за счет резервов
по страхованию жизни 1,3 млрд. руб.
Таблица 1.6. Ведущие компании по размеру страховых премий,
январь-сентябрь
1998г. (все компании
– московские)
Компания | Страховая премия,
млн. руб. |
Страховые выплаты, млн. руб. | Доля страхования жизни в страховой премии, % | Прирост страховых премий по сравнению с девятью месяцами 1997г. |
1. Росно | 1028,3 | 491,2 | 2,7 | 7,8 |
2. ПСК | 984,2 | 1577,7 | 88,5 | 65,2 |
3. Спасские ворота | 940,0 | 79,7 | 95,0 | 3848,3 |
4. Спасские ворота-Л | 880,6 | 0 | 100,0 | - |
5. МАКС | 507,8 | 463,0 | 2,9 | -10,9 |
6. Ингосстрах | 500,3 | 1152,8 | 0,1 | -23,7 |
7. Континент- Полис | 415,3 | 333,4 | 72,7 | 97,9 |
8. РЕСО-Гарантия | 342,9 | 260,1 | 43,0 | 53,5 |
9. Интеррос-Согласие | 331,0 | 35,6 | 0,6 | 47,5 |
10. Энергогарант | 282,0 | 116,0 | 17,0 | -21,0 |
11. Россия | 281,2 | 81,1 | 40,6 | н.д. |
12. Согаз | 269,1 | 244,5 | 13,1 | 6,4 |
13. ЛУКойл | 235,1 | 23,1 | 0,0 | 29,3 |
14. Родина | 210,1 | 97,1 | 100,0 | - |
В
числе самых крупных страховых
выплат 1998 г. можно выделить выплату
Ингосстрахом 56,2 млн. долл. (около 50 млн.
долл. было перестраховано) за застрахованный
груз – два истребителя, переправлявшихся
во Вьетнам и разбившихся
1.3. Реструктуризация страхового рынка
Стимулом
процесса реструктуризации российского
страхового рынка стал закон «О внесении
изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации «О страховании»
от 31.12.97 г., которым предусматривалось
увеличение минимального размера оплаченного
уставного капитала, сформированного
за счет денежных средств. С 1 января 1998
г. минимальный размер был установлен
на следующем уровне: для компаний, проводящих
страхование жизни и другие виды страхования,
– не менее 35 тысяч минимальных размеров
оплаты труда (МРОТ) – (3 млн. руб.); для компаний,
не занимающихся страхованием жизни, –
25 тысяч МРОТ (2,1 млн. руб.); для специализированных
перестраховочных компаний – 50 тысяч
МРОТ (4,2 млн. руб.). Указанные нормативы
уставного капитала применяются с момента
их введения для вновь создаваемых страховых
компаний. Действующим страховщикам необходимо
было увеличить свои уставные капиталы
до нового норматива в течение 1998 г. У тех
компаний, которые не смогли этого сделать,
предполагалось отзывать с 1 января 1999
г. лицензии.
По
данным Департамента страхового надзора
Минфина РФ, на середину 1998г. только 326
страховых организаций соответствовали
требованиям закона об увеличении уставного
капитала. Введение более жестких требований
к размеру уставного капитала, направленное
на повышение надежности, платежеспособности
страховых организаций, призвано укрепить
страховой сектор в целом путем ликвидации
мелких нежизнеспособных компаний. Следует
отметить, что во всех странах Центральной
и Восточной Европы, включая СНГ, установлены
подобные требования, причем, как правило,
на более высоком уровне. О необходимости
таких мер свидетельствует отзыв лицензий
у значительного числа страховых компаний
и их самоликвидация. По данным Департамента
страхового надзора Минфина РФ, с 1994г.
по 1997 г. были отозваны лицензии у 888 страховых
организаций, а только за 1998 г. - более чем
у 400.
В
условиях острого финансового кризиса
Всероссийский союз страховщиков предложил
в законодательном порядке продлить срок
для увеличения уставного капитала страховых
компаний на год до 1 января 2000 г. Представляется,
что подобное продление срока для всех
страховщиков было бы неоправданно длительным.
Предоставление таких льгот всем страховщикам
могло бы значительно затормозить процесс
формирования устойчивого страхового
сектора в России. В соответствии с принятым
Госдумой в трех чтениях новом варианте
законопроекта предусматривается продление
срока только на 6 месяцев – до 1.07.199г. Можно
полагать, что подобные компромиссные
решения позитивно скажутся на развитии
страховых компаний.
Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России