Тенденции и перспективы развития страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54

4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59






5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70

Работа содержит 1 файл

Тенденции и перспективы развития страхования в России.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

    Принятие  в 1992 г. Закона Российской Федерации  «О страховании», Гражданского Кодекса  Российской Федерации, ч.2 в 1995 г., а также целого ряда законодательных актов в период с 1992г. по 1998г. позволило сформировать систему современного страхового законодательства как самостоятельного правового института, регулирующего страховые операции и объединяющее нормы: 

  • гражданского  права;
  • административного права;
  • государственного права;
  • финансового права;
  • международного права.
 

    Гражданское право, регламентирующее заключение, действие и прекращение договора страхования, а также создание и ликвидацию страховщиков, страховых посредников, общие и специальные вопросы действительности сделок по страхованию, основано на следующих основных источниках права различной юридической силы: 

    1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, гл.48
    2. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
    3. Кодекс торгового мореплавания
    4. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик , 1991г.
    5. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.
    6. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994г.
    7. Примерные правила добровольного медицинского страхования
    8. Примерные правила добровольного индивидуального страхования от несчастных случаев
    9. Примерные правила страхования жизни с условием выплаты страховой ренты.
 

    Административное  право, являясь важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций и регулирующее отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права, (главным образом, ведомственных нормативных актах, изданных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью): 

    1. Закон «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 декабря 1997г.
    2. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994 г.    
    3. Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18 марта 1994 г.
    4. Правила размещения страховых резервов от 14 марта 1995 г.
    5. Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от 19 июня 1995 г.
    6. Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков от 30 октября 1995 г.
    7. Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации от 9 февраля 1995 г.
    8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению
    9. Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 г.
    10. Положение о государственной регистрации объединений страховщиков на территории Российской Федерации от 26 апреля 1993 г.
 

    Государственное право регламентирует правовую форму органа страхового надзора, его место и функции в системе федеральных органов государственной исполнительной власти и основывается на: 

    1. Конституции Российской Федерации
    2. Гражданском Кодексе Российской Федерации
    3. Законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
    4. Положении о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью от 19 марта 1993 г.
    5. Постановлении Совета Министров от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора»
    6. Указе Президента Российской Федерации « О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г.
 
    1. Указе Президента «О структуре федеральных органов  исполнительной власти» от 14 августа 1998 г.   
 

    Финансовое  право  регламентирует отношения между страховыми организациями, страхователями и государством по поводу определения состава затрат субъектов страховых отношений, определения налогооблагаемой базы страховщиков, расчета и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, иных видов налогов и обязательных платежей. Этот раздел включает два основных правовых документа:  

    1. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации 5 августа 1992 г.
    2. Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
 

    Несмотря  на множественность источников права, регулирующих страхование, основные проблемы правоотношений в различных аспектах страховой деятельности остаются нерешенными в течение ряда последних лет.  

    Гражданское право Российской Федерации, являясь  динамично развивающимся сектором страхового законодательства, претерпело наиболее существенные изменения в связи с принятием главы 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Страхование». Однако по-прежнему оно сохраняет известную архаичность и противоречивость, заметно уступая гражданскому праву о договоре страхования стран Европейского Союза, особенно в части защиты прав страхователей и их интересов по договору страхования.   

    В рамках страхового законодательства, в первую очередь, необходимо рассмотрение ключевых вопросов гражданского законодательства Российской Федерации о договоре страхования, которые настоятельно требуют скорейшего решения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор страхования касается двух видов правоотношений: имущественное страхование, которое включает и страхование ответственности, и личное страхование. Однако в этом случае возникает противоречие с законом «Об организации страхового дела», предусматривающим выделение трех отраслей в страховании: имущественного страхования, личного страхования и страхования ответственности. Данное противоречие нельзя считать формальным, поскольку оно влечет за собой юридические последствия, связанные с природой договора страхования ответственности, заключения, действия и исполнения договора страхования (определение имущественного интереса в договоре страхования ответственности, перечня рисков, установления страховой суммы, факта наступления страхового события, квалификацию юридического факта страхового случая, процедуры урегулирования убытков и осуществления страховой выплаты).  

    В законодательстве отсутствует определение договора страхования жизни, его субъектного состава, правомерного страхового интереса, который может быть предметом договора страхования, страхового риска, страхового случая, особенностей прекращения договора страхования и выплаты выкупной суммы. Предусмотрен лишь возврат взносов по договору страхования в случае его прекращения. Чрезвычайно расплывчато дано описание имущественного интереса как предмета  договора страхования в страховании ответственности и личном страховании, особенно в страховании жизни.  

    Одно  из важнейших условий договора имущественного страхования – размер страховой  суммы по договору страхования –  определено как «действительная» стоимость  имущества на момент заключения договора страхования. Однако законодательство не содержит точного юридического описания определения «действительной» стоимости, что приводит к существенным спорам между сторонами при заключении договора, включая вопрос об отражении страховой выплаты в бухгалтерских документах страхователя, и спорам в его отношениях с налоговыми органами.   

    Законодательство  о договоре страхования обязательно  должно включать четкое  определение  страхового риска и описание необходимого понятийного аппарата, позволяющего квалифицировать страховой риск и страховой случай, как факт наступления  страхового риска. Пока такие ключевые положения в законе отсутствуют. Крайне ограничен также перечень существенных условий договора страхования. Как в личном, так и в имущественном страховании он сводится к перечислению четырех пунктов. В результате страхователь или выгодоприобретатель по договору страхования при наступлении страхового случая часто оказываются лишенными права на получение страховой выплаты по общим основаниям гражданского законодательства, регулирующего исполнение договора страхования. Законодатель не устанавливает также штрафных санкций для страховщика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязанности по страховой выплате. 

    Сложившейся практике делового оборота противоречит определение договора перестрахования  как договора страхования предпринимательского риска, а также применение к нему в полном объеме норм, регулирующих договор страхования. 

    В течение последних 5 лет российское законодательство так и не выработало норм, регулирующих взаимное страхование  и деятельность обществ взаимного страхования. Особенно следует остановиться на нормах, регулирующих учреждение страховой организации и получение лицензии на право осуществления страховой деятельности. Российское законодательство предусматривает 2-х ступенчатую процедуру создания страховой организации в качестве потенциального субъекта гражданских правоотношений по договору страхования. Нормами гражданского права регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права – получение лицензии на право осуществления страховой деятельности. Эти нормы противоречат друг другу и не обеспечивают необходимый контроль со стороны органов надзора за добросовестностью учредителей при создании организации, за их реальной платежеспособностью. Во многих странах решение вопросов учреждения и лицензирования страховой организации сосредоточено в едином органе страхового надзора, что обеспечивает адекватный государственный контроль. Следует указать также на специальную процедуру в гражданском праве, связанную с ликвидацией страховой организации, особенно в случаях ее банкротства. По действующему законодательству функции государственного надзора прекращаются после принятия решения об отзыве лицензии на право осуществления страховой деятельности. Дальнейшая процедура ликвидации страховщика и удовлетворения интересов кредиторов, в том числе страхователей и выгодоприобретателей, по неоплаченным суммам страховых выплат, а также в связи с прекращением действующих договоров страхования, определяется общими нормами Гражданского Кодекса и закона «О несостоятельности (банкротстве»)». При этом активы страховщика, в том числе их часть, непосредственно связанная с осуществлением страховой деятельности и представляющая страховые резервы, включается в общую массу ликвидируемого имущества. Из этого имущества удовлетворяются требования кредиторов в определенной очередности. В соответствии с законодательством страхователи и выгодоприобретатели отнесены к пятой очереди и фактически не имеют оснований для первоочередного удовлетворения требований к обанкротившемуся страховщику.   

    По  мнению большинства экспертов стран  Европейского Союза, в странах с  переходной экономикой, где объективно отсутствует культура и навыки добровольного  страхования имущественных интересов  страхователей, необходимо законодательно закрепить обязанность к заключению договора страхования. Особенно необходимо это в случаях, когда страхование связано с защитой имущественных интересов потерпевших в результате причинения вреда страхователями.  Речь идет, в первую очередь, о страхователях, которые служат источником повышенной опасности. К числу таких видов страхования относится страхование гражданской ответственности автовладельцев, страхование ответственности товаропроизводителей, работодателей за причиненный вред жизни и здоровью работников, страхование ответственности при выполнении определенного рода профессиональной деятельности (медицинских работников, нотариусов). Развитие таких видов обязательного страхования призвано обеспечить защиту имущественных интересов потерпевших, поскольку независимо от финансового состояния лица, причинившего вред, позволяет осуществить страховую выплату и компенсировать причиненный ущерб в размерах, установленных законом. В современных экономических условиях России это крайне важно, поскольку большинство юридических лиц (по некоторым оценкам до 80%) являются неплатежеспособными, а граждане имеют крайне низкий уровень доходов. Создание эффективной системы страховой защиты, перераспределения страхового риска и потенциальных  убытков путем введения обязательного страхования позволяет без особого труда и дополнительных затрат создать эффективный инструмент защиты интересов потерпевших. Понятно, однако, что обязательное страхование должно вводиться только в отношении наиболее часто повторяющихся массовых случаев причинения вреда однородными страхователями и в экономически оправданных размерах страховых сумм и страховых взносов.  

    В соответствии с гражданским законодательством  РФ введение обязательного страхования  возможно только на основании федерального законодательства, устанавливающего порядок и условия проведения обязательного страхования. Для развития российского страхового рынка принятие указанных законов об обязательном страховании имеет дополнительное значение, поскольку в соответствии с нормами финансового права только платежи по обязательным видам страхования могут быть включены в состав затрат при производстве товаров (работ, услуг). Различные виды обязательного страхования введены в действие более чем 40 действующими законодательными актами, что не только противоречит нормам гражданского законодательства об обязательном страховании, но и никак не является экономически оправданным.  

       

    Административное  право, активно развивавшееся до 1995 года, нуждается в серьезном  совершенствовании, поскольку не обеспечивает своей основной функции – эффективного государственного контроля за деятельностью страховых организаций. Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень надзорных функций установлены в законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Однако в законе лишь  упоминаются эти функции, но не раскрывается их содержание. Государственный надзор за страхованием должен быть связан с осуществлением следующих контрольных функций: 

  • лицензирование страховой деятельности, включая контроль за финансовым состоянием, условиями страхования и обоснованностью страховых тарифов (в подавляющем большинстве стран ЕС предварительный контроль за условиями страхования и страховыми тарифами отменен, а главным элементом является контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщика);
  • установление порядка формирования страховых резервов;
  • установление правил размещения страховых резервов  (активов, покрывающих страховые резервы);
  • установление нормативного соотношения между активами и обязательствами страховщика (маржа платежеспособности);
  • установление форм и сроков предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;
  • регистрация страховых брокеров;
  • ведение реестра страховщиков;
  • приостановление действия и отзыв лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России