Тенденции и перспективы развития страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54

4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59






5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70

Работа содержит 1 файл

Тенденции и перспективы развития страхования в России.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

    Предполагается, что увеличение уставного капитала будет происходить путем выпуска  дополнительных акций. Страховые компании в основном сохранят  нынешний состав акционеров благодаря выкупу акций за счет нераспределенной прибыли прошлых лет или оплаты соответствующей части нового выпуска. Возможно привлечение новых акционеров, но оно не будет массовым, так как большинство страховых компаний – это закрытые акционерные общества. Следует отметить, что увеличение уставного капитала представляет серьезную проблему для страховых компаний, которые нуждаются в значительном притоке новых средств. Реальный путь к этому  - продажа акций на открытом рынке. Однако до сих пор акции страховых компаний не котируются нив биржевой, ни во внебиржевой торговле, что существенно сужает возможности привлечения дополнительных ресурсов.  

    Можно полагать, что структурные изменения  на страховом рынке будут идти преимущественно в следующих направлениях. Во-первых, создание холдинговых групп страховых компаний, остающихся юридически самостоятельными и связанных между собой участием в уставных капиталах и в управлении. Во-вторых, полное объединение, создание в результате поглощений небольших компаний филиалов или дочерних фирм крупных страховщиков. В частности, Ингосстрах заявил о готовности приобрести акции компаний, испытывающих сложности с увеличением уставного капитала и преобразовать их в свои филиалы или дочерние компании. Консолидация страхового рынка идет преимущественно за счет поглощения московскими компаниями небольших региональных страховщиков. Формирование путем слияния компаний нового юридического лица, станет, видимо, более редким вариантом поскольку это вызовет необходимость получения новой лицензии, а, следовательно, временные потери в развитии.  

    Темпы реструктуризации российского страхового рынка оцениваются экспертами неоднозначно. По оперативной информации, около 270 страховых организаций подали в Департамент страхового надзора до августа 1998 г. предложения по увеличению своих уставных капиталов, хотя сделать это в условиях финансового кризиса будет достаточно сложно. По некоторым оценкам, к 1 января 1999 г. удовлетворять новым условиям закона смогут около 400-500 компаний (их доля в совокупной страховой премии и страховых выплатах приближается к 97-99%). 

    Можно прогнозировать повышение роли на страховом  рынке системы Росгосстраха, включая его региональные фирмы, особенно в предоставлении страховых услуг населению. Финансовый кризис способствовал потере доверия  населения к частным финансовым  институтам и переориентации на организации с государственным участием. Наиболее отчетливо это проявилось в банковской системе. Росгосстрах будет стремиться использовать эту ситуацию в свою пользу. 

    В декабре 1998г. Госдума приняла в  первом чтении проект федерального закона «О создании открытого АО «Госстрах  России» и особенностях распоряжения его акциями, находящимися в федеральной  собственности». Законопроект предполагает образование открытого АО «Госстрах России» путем слияния АО «Росгосстрах» и его филиалов в единое юридическое лицо. Это связано с тем, что подавляющее большинство дочерних организаций Росгосстраха в регионах РФ не удовлетворяют новым финансовым требованиям к размеру уставного капитала и могут потерять лицензию. Предлагаемая мера может значительно усилить позиции государственного сектора на страховом рынке. 

    Авторы  законопроекта исходят из того, что  Госстрах России, по-видимому, должен стать стратегическим партнером государства подобно Сбербанку и ориентироваться на решение задач, поставленных правительством. Предполагается увеличение состава Совета директоров компании за счет включения помимо входящих в него представителей Минфина, Госналогслужбы и Мингосимущества дополнительных представителей Минэкономики и Государственной Думы РФ. Одно из предложений состоит в том, что обязательное государственное страхование будет осуществляться исключительно через ОАО «Госстрах России».

1.4. Региональные страховые рынки

    В региональном распределении страховой  премии как одного из важнейших показателей  страховой деятельности явно доминирует Москва. Размер премии, аккумулированной московскими страховщиками, в значительной степени складывается из поступлений от их региональных филиалов и представительств. Заметный отток страховых средств из регионов порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете. Это – достаточно серьезная проблема, которая требует решения как правовыми, так и экономическими методами, включая меры по соблюдению Конституции РФ и федерального законодательства.  

       Таблица 1.7. Распределение  страховой премии по регионам, 1997 г. 

Регионы Отношение страховых премий региона к общероссийской премии (в %)

Число компаний

Доля  в общем количестве российских компаний (%)
Москва 43,8 492 25,9
Кемеровская обл. 5,4 39 2,0
Санкт-Петербург 4,7 94 4,9
Самарская обл. 4,7 46 2,4
Тюменская обл. 3,5 54 2,8
Красноярский  край 2,7 24 1,2
Московская  обл. 2,3 48 2,5
Свердловская  обл. 2,0 80 4,2
 

Источник:  данные Госкомстата РФ. 

    Изменения системы налогообложения и инвестирования резервов могло бы ослабить конфликт интересов федеральных страховщиков и регионов России. В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту расположения головной организации (фирмы), т.е. преимущественно в Москве. Сложившийся порядок обусловлен механизмом определения прибыли с учетом поступлений и выплат по всем региональным филиалам (представительствам), отсутствием у последних самостоятельного баланса. Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии. Однако в этом случае распределение налоговых поступлений определяется не законодательством, а соглашением сторон, чаще всего «доброй» волей федеральных страховщиков, причем каждый из них вправе поступать по-своему. 

    Устранить экономическую несправедливость и  неизбежный субъективизм в распределении  средств можно путем замены налогообложения  прибыли от страховой деятельности налогообложением страховой премии. В этом случае каждый регион будет  получать в свой бюджет твердо установленную долю от заработанной на его территории страховой премии. Тем самым будут сняты существующие на практике противопоставления «своих» и «чужих» страховщиков, главным критерием будет эффективность работы, отражающаяся в приросте страховой премии и отчислений в бюджет. 

    Важным  направлением согласования интересов  всех сторон является инвестирование части технических и свободных  резервов на территории региона. При  этом, во-первых, должны соблюдаться  законодательные требования и рекомендации органа страхового надзора к размещению резервов. Во-вторых, необходимо отказаться от практики, когда под давлением региональных администраций страховщики осуществляют инвестиции, приводящие к утрате вложенных средств и банкротству компаний. Однако ключевой проблемой является наличие надежных финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы страховые резервы. К числу таких инструментов в разрезе отношений страховых компаний с регионами могли бы относиться муниципальные ценные бумаги и акции местных компаний. Реальное решение этой проблемы тесно связано с восстановлением финансовых рынков в России, устойчивой кредитоспособностью регионов, что потребует, по меньшей мере, нескольких лет.   

    Страховщики ищут более эффективные пути закрепления  на региональных рынках. В частности, получает распространение практика заключения соглашений о сотрудничестве ведущих российских компаний с администрациями краев и областей. Так, «Росно» заключила соглашение с администрациями Ленинградской и Саратовской областей, Промышленно-страховая компания – с Липецкой, Орловской и Тульской областями. В том же направлении действует страховая группа «Спасские ворота», группа «Ренессанс-Страхование» и другие страховщики. В соглашениях предусматривается приоритет деятельности страховщиков на территории региона в обмен на инвестиции средств в региональные объекты.  

    В большинстве российских промышленных регионов, включая Свердловскую, Тюменскую, Томскую и Иркутскую области, происходит сокращение имущественного страхования. Обострение экономического кризиса, приведшего к дальнейшему сокращению в 1998 г. объемов производства, оказало негативное влияние на размеры имущественного страхования. В то же время, в целом ряде регионов доля обязательного страхования заметно превышает средний уровень по России. В Бурятском АО она составляет 100%, в Магаданской, в Камчатской, в Астраханской областях, в Ставропольском крае колеблется от 91 до 95%. Это отражает очень слабое развитие в данных регионах добровольных видов страхования.

1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка

    Процессы, которые начали разворачиваться  в финансовой сфере после 17.08.1998 г. затронули интересы страховщиков по нескольким направлениям. Страховщики  были обязаны инвестировать часть  страховых резервов в государственные ценные бумаги. В целом доля вложений в ГКО была сравнительно невелика. По данным Центра экономического анализа (ЦЭА), абсолютная величина вложений в ГКО и ОФЗ 100 крупнейших страховых компаний составляла 1,6 млрд. рублей или около 16% их нетто- активов.  

    На  финансовом положении страховщиков крах ГКО отразился в разной степени. Наиболее серьезно пострадали многие московские страховые компании, имевшие  доступ к рынку ГКО и использовавшие его для получения высоких  доходов. Высока также доля вложений в госбумаги у региональных фирм Росгосстраха. В то же время меньшие убытки понесли региональные страховые компании, вкладывавшие в государственные ценные бумаги небольшую часть резервов. Самые большие потери страховщиков обусловлены утратой значительной части прежних клиентов из-за отказа заключать договоры страхования ввиду ухудшения их финансового положения. Такое сокращение операций по добровольному страхованию происходит у большинства компаний. 

    Помимо  вложений в госбумаги существенная часть активов страховых компаний оказалась замороженной на срочных счетах в проблемных банках в результате развертывания системного банковского кризиса. В результате кризиса пострадали страховые компании, предоставлявшие услуги по накопительным видам страхования. Паника вкладчиков банков передалась и клиентам страховых компаний. В течение первых нескольких недель после начала кризиса многие клиенты досрочно изъяли из компаний свои средства. Многие юридические лица также досрочно прервали договоры страхования. 

    Девальвация особенно негативно отразилась на компаниях, взявших на себя обязательства по выплатам страховых возмещений в валюте в рублевом эквиваленте. В результате резкого роста курса доллара обязательства этих компаний в рублевом исчислении возросли в несколько раз. Основные потери страховщиков связаны с резким падением покупательной способности основных категорий клиентов среди юридических и физических лиц. 

    В течение ближайших месяцев экономическая  среда будет характеризоваться  сравнительно высоким уровнем инфляции и курса доллара, отсутствием надежных финансовых инструментов с относительно высокой доходностью и общедоступностью. В этих условиях можно прогнозировать банкротство или прекращение деятельности в результате отзыва лицензий значительной части страховых компаний. 

 

2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ  СТРАХОВАНИЯ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

2.1. Виды страхования  

    В соответствии с российской методологией страхование подразделяется на следующие  категории:

  • добровольное личное страхование;
  • добровольное страхование имущества;
  • добровольное страхование ответственности;
  • перестрахование;
  • обязательное страхование.
 

    Анализ  структуры совокупной премии в 1992-1997гг. позволяет выявить крайне неравномерное  развитие отдельных видов страхования (см. график 1). Прежде всего, следует  отметить значительный рост и стабилизацию в последнее время доли обязательного страхования на уровне 40%. В начале периода велика доля страхования ответственности, главным образом, боагодаря популярности кредитного страхования, которое из-за убыточности значительно сократилось в последние годы.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России