Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа
Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54
4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59
5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70
В
России до сих пор не проведена
четкая правовая граница между государственным
социальным страхованием и собственно
страховой отраслью, базирующейся на принципах
частного коммерческого страхования.
Большинство видов страхования, проводимых
в настоящее время как обязательное, с
полным основанием могут быть отнесены
к сектору социального страхования и социальной
защиты. Они включают в себя обязательное
медицинское страхование, обязательное
государственное страхование жизни и
здоровья военнослужащих, работников
судов и прокуратуры, таможенных органов
и иных категорий государственных служащих.
Перечисленные виды услуг, реализуемые
при посредничестве страховых предприятий,
не являются по своей сути страховыми
услугами, поскольку в их основе полностью
отсутствует главный элемент, определяющий
суть страхования – элемент риска.
Исходя
из опыта зарубежных стран, в том числе
стран с переходной экономикой, следует
определить возможные модели развития
страхового дела в России и оптимизации
структуры страхового рынка, прежде всего,
соотношения между обязательными и добровольными
видами страхования. Важнейшей задачей
является нахождение сбалансированной
позиции по отношению к иностранным страховым
организациям в контексте Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве между
РФ и ЕС, а также переговоров о вступлении
России в ВТО.
СТРАХОВОГО
РЫНКА
1.1. Сравнительная характеристика страхового рынка в России и в других странах
В
России в период перехода от плановой
к рыночной экономике не произошло
повышение роли страхования в
экономике. Свидетельством этого является
крайне низкий уровень отношения страховых
премий к ВВП. Значение этого показателя
варьировалось от 0,6% в 1992г. до 2% в 1998г. Доля
России в общемировом объеме страховых
услуг (по размеру собранных премий) составила
примерно 0,3%, что соответствует уровню
Индии, но уступает Норвегии и Китаю. В
целом степень развития страхового дела
в России существенно отстает от большинства
стран с рыночной и переходной экономикой
(см. табл.1)
Таблица
1.1. Показатели страховой
деятельности в различных
странах
Страна | Совокупная премия, (млн. долл.) | Премия на душу населения, (долл.) | Премия/ВВП, в % |
Великобритания1 | 113164 | 1589,7 | 11,3 |
Швейцария1 | 24137 | 2894,5 | 11,2 |
Франция1 | 117029 | 1761,5 | 9,8 |
США2 | 594195 | 2280,0 | 8,6 |
Германия1 | 116391 | 1176,8 | 6,4 |
Канада2 | 34148 | 1168,0 | 6,2 |
Польша1 | 4725 | 5,5 | 5,6 |
Италия1 | 35419 | 464,1 | 3,6 |
Венгрия1 | 740 | 19,0 | 3,6 |
Чили2 | 2079 | 129,0 | 3,6 |
Чехия1 | 1179 | 42,6 | 2,6 |
Бразилия2 | 14719 | 74,0 | 2,4 |
Россия3 | 6000 | 40,0 | 1,3 |
1 Источник: European Insurance 1997 in Figures CEA, данные за 1996г.
2 Источник: International Insurance Report, June 1997, данные за 1994г.
3
По данным Госкомстата РФ за 1997г., данные
за 1997г.
Финансовая
стабилизация в 1997 г. создала определенные
предпосылки для роста объема страховых
услуг. Снижение темпов инфляции и поддержание
обменного курса рубля давало основания
рассчитывать на развитие долгосрочного
страхования жизни и привлечение в страховой
сектор сбережений граждан. Позитивным
фактором явилось принятие Постановления
Правительства РФ «Основные направления
развития национальной системы страхования
в Российской Федерации в 1998-2000 годах».
Однако финансовый кризис отчетливо высветил
проблемы и трудности развития страховой
отрасли.
Потребности
в страховой защите имущественных
интересов юридических лиц и
населения с учетом повышенных рисков
и изношенности основных производственных
фондов покрываются в незначительной
степени. Существующая оценка доли страхуемых
в настоящее время потенциальных рисков
в 10%, приводимая некоторыми экспертами,
является явно завышенной. Этот вывод
базируется на двух основных аргументах.
Во-первых,
по данным МЧС в 1997 г. произошло более
1500 крупных аварий и катастроф, 151
тыс. пожаров, в результате которых погиб
1651 человек и пострадало более 82 тыс. человек.
Общий ущерб от этих чрезвычайных происшествий
превысил 300 млрд. руб1., что более
чем в 10 раз превосходит объем совокупных
страховых выплат за тот же год. Убытки
по большинству из чрезвычайных ситуаций
не были застрахованы и компенсированы.
Примером
может служить авария транспортного
самолета АН-124, упавшего в декабре 1997
г. на жилые кварталы под Иркутском.
Застрахованными оказались
Во-вторых,
ущерб частных лиц в результате
аварий, несчастных случаев и других
непредвиденных событий оценить
практически невозможно, т.к. не все
они регистрируются. Только в результате
дорожно-транспортных происшествий ежегодно
погибает более 30 тыс. человек и около
200 тыс. получают ранения и увечья. Из-за
отсутствия страховой защиты значительная
часть материального и морального ущерба
частным лицам также не возмещается. Потенциал
страховой отрасли в России практически
не реализуется, прежде всего, из-за низкой
платежеспособности населения, отсутствия
привлекательных инвестиционных инструментов,
недоверия к финансовым институтам, отсутствия
страховой культуры, несовершенства законодательства.
По
данным Госкомстата России за 1997 г.,
в стране было зарегистрировано 1893
страховых организации, которые имели
5062 филиала.
По
европейским меркам уровень концентрации
российского страхового бизнеса
сравнительно невысок (см. табл. 1.2 и 1.3).
Хотя данные в таблицах не вполне сопоставимы,
поскольку охватывают несовпадающие виды
страхования, они дают представления об
общем уровне концентрации в страховой
сфере.
Таблица 1.2. Доля компаний в общем объеме страховых операций в России, 1997г. (в %).
Число ведущих компаний | ||||||
Личное страхование | Имущественное страхование | Страхование ответственности | ||||
взносы | Выплаты | взносы | выплаты | взносы | Выплаты | |
4 | 23,80 | 27,75 | 15,52 | 31,33 | 43,94 | 56,79 |
10 | 35,12 | 40,93 | 27,27 | 44,90 | 59,3 | 78,51 |
25 | 53,33 | 57,44 | 43,95 | 59,96 | 77,63 | 90,84 |
100 | 77,38 | 81,65 | 71,14 | 84,72 | 95,24 | 98,88 |
Источник: «Эксперт-РА»
Существенно,
что за 9 месяцев 1998 г. повысилась концентрация
в личном страховании. Удельный вес
10 крупнейших компаний вырос с 35,12 до
46,33%, 25 крупнейших - с 53,33 до 62,35%. Об уровне
концентрации страхового бизнеса в Европе
(по объему собранных премий) наглядно
свидетельствуют данные табл. 1.3.:
Таблица
1.3. Степень концентрации
в отдельных видах
страхования в
европейских странах, 1996г. (%).
Страна | Страхование жизни |
Страхование иное, чем страхование жизни | ||||
первые 5 компаний | Первые 10 компаний | Первые 15 компаний | первые 5 компаний | первые 10 компаний | Первые 15 компаний | |
Великобритания | 30,2 | 45,8 | 56,6 | 30,9 | 45,1 | 52,4 |
Германия | 30,7 | 46,1 | 57,2 | 23,0 | 35,6 | 45,5 |
Франция | 48,6 | 69,8 | 82,8 | 39,9 | 61,7 | 74,9 |
Италия | 42,0 | 55,1 | 64,8 | 33,7 | 51,5 | 62,7 |
Польша | 97,0 | 99,9 | 100,0 | 89,2 | 94,4 | 97,7 |
Чехия | 96,9 | 99,5 | 99,9 | 89,8 | 95,4 | 97,8 |
Венгрия | 92,2 | 99,9 | 100,0 | 91,1 | 99,9 | 100,0 |
Источник: European
Insurance 1997 in Figures CEA.
В 90-х годах на
мировом рынке страхования
Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России