Страхование ценных бумаг на примере АО СК Евразия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть особенности страхования ценных бумаг на фондовых рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- раскрыть понятие и задачи страхования;
- рассмотреть особенности организации страхования ценных бумаг в Республике Казахстан и зарубежом;
- проанализировать деятельность исследуемой страховой компании на рынке страхования ценных бумаг;
- выявить проблемы развития страхования ценных бумаг и разработать предложения по их преодолению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Понятие, цели и задачи страховых компаний 5
1.2 Организация деятельности страховых компаний на рынке
ценных бумаг 7
1.3 Зарубежный опыт функционирования
страховых компаний на рынке ценных бумаг 17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЙ НА
РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ (на примере АО СК «ЕВРАЗИЯ»)
2.1 Характеристика основных направлений деятельности
АО СК «Евразия» 23
2.2 Анализ финансовых показателей АО СК «Евразия»
на рынке страхования ценных бумаг 25
2.3 Перспективы развития деятельности АО СК «Евразия»
на рынке страхования ценных бумаг 37

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1 Проблемы страховой деятельности на рынке ценных бумаг и
пути их решения 43
3.2 Перспективы развития страхования на рынке ценных бумаг 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Страхование ценных бумаг на примере АО СК Евразия ДИПЛ СТРАХОВАНИЕ.doc

— 590.00 Кб (Скачать)

Далее возможно рассчитать и проанализировать рентабельность капитала, которая укажет на степень эффективности деятельности компании.

Вместе с этим целесообразно  проанализировать полученные показатели с аналогичными показателями компаний, находящихся на одном уровне по размеру  активов или собственного капитала, что, несомненно, укажет на сильные  и слабые стороны компании, на которые  следует обратить внимание путем корректировки деятельности или мероприятий, осуществляемых в рамках основной деятельности, а возможно, укажет на необходимость скорейшего увеличения собственного капитала.

Что касается увеличения объемов деятельности, то очевидно, что в целях обеспечения достаточного запаса платежеспособности необходимо произвести увеличение капитала. И, наоборот, рост капитала повлияет на увеличение объемов деятельности за счет увеличения объемов собственного удержания по отдельному договору страхования. Тем более, учитывая изменения, внесенные в налоговое законодательство, связанные с отменой пределов вычетов по страховым премиям, оплаченным по договорам страхования, которые теперь будут относиться на вычеты в полном объеме, можно прогнозировать большую заинтересованность организаций в приобретении страховой защиты за счет снижения налогооблагаемой базы.

Резюмируя сказанное, можно  отметить необходимость планирования и анализа уровня достаточности  собственного капитала, представляющего  собой один из основных критериев устойчивости и надежности страховой организации, достаточный уровень, которого, позволит страховой компании избежать кризисных ситуаций. При этом наилучшего результата можно добиться только в случае комплексного исследования финансового состояния, используя для этого показатели различных коэффициентов и соотношений.

И, конечно же, можно  только приветствовать послабления  налогового режима, направленные на стимулирование роста капитализации, недостаточность  в которой так часто упоминалась в СМИ представителями государственных органов и страховых компаний, что препятствовало более динамичному развитию страхового рынка в целом, которое мы ожидаем в ближайшие годы и должны встретить его во всеоружии.

В Республике Казахстан  проводилась и проводится работа по внедрению системы управления рисками в банковском секторе. В прошлом году Правлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций было принято Постановление № 411 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации систем управления рисками и внутреннего контроля в страховых (перестраховочных) организациях», которое устанавливает основные принципы риск - менеджмента в страховой компании. Мы считаем, что принятие данного нормативного акта очень своевременно. Дело в том, что страховщик, не применяющий риск – менеджмент выглядит как сапожник без сапог. Это ощущение мы испытали в прошлом году, когда организовали и провели Первую Международную Конференцию по риск – менеджменту. Согласитесь есть доля лукавства в том, что страховщики жалуются на низкую культуру страхования и при этом не управляют своими рисками. Ведь смысл деятельности любой страховой компании – работа с рисками. Таким образом, риск-менеджмент для страховщиков является предметом главной заботы и особого внимания. Конечно же мы не считаем, что менеджмент способен полностью контролировать риски, влияющие на конкурентоспособность компании. Его задача скорее в том, чтобы управлять ресурсами и финансами и генерировать прибыль с тем, чтобы воздействие этих рисков на Компанию было минимальным. Риск-менеджмент на практике представляет собой совокупность аналитических, организационных, финансовых мероприятий, имеющих комплексный последовательный характер, направленных на уменьшение или предотвращение негативных последствий наступления рисков. Деятельность страховых компаний во многом связана и зависит от рисков. Ведь именно предполагаемая угроза рисков заставляет клиентов обращаться к страховщикам. Поэтому очень важное значение для страховой компании приобретает построение собственной актуальной системы риск-менеджмента.

Исходя из источников возникновения рисков, логичным представляется разделение процессов риск-менеджмента  страховой компании на 2 направления:

Управление рисками  клиентов. В данном направлении важно соблюдение в работе следующих требований: начиная от адекватности величины страхового тарифа, внимательности, объективности, непредвзятости при заключении договоров страхования и взвешенности перестраховочной политики компании до мониторинга рисков и составления программы риск – менеджмента в целях минимизации рисков клиента. Собственники предприятий в прошедшем году стали больше уделять внимания страхованию. Дальнейшему развитию этого страхового сегмента должен способствовать риск - менеджмент. На сегодняшний день в Казахстане многие представители бизнеса и частные лица во многом осознали необходимость не просто страховой защиты своих интересов, в качестве удобного и функционального инструмента управления рисками, но в обеспечении риск – менеджмента со стороны страховой компании.

Управление собственными рисками. Данное направление деятельности требует участия всех без исключения служб и подразделений страховой  компании. Механизм выявления, анализа  и оценки рисков, а также организации мероприятий по их минимизации, мониторингу и контролю функционирует исходя из существующей системы риск -менеджмента.

Риск - менеджеры отслеживают  все значительные риски на постоянное основе, своевременно и точно их измеряя и ясно документируя нормы и лимиты принятии рисков. Компания использует установленный процесс мониторинга лимитирования рисков. Система риск – менеджмента постоянно совершенствуется, а в политику и процедуры постоянно вносятся изменения, чтобы улучшить риск – менеджмент Компании.

Для эффективного риск–менеджмента отраслевых рисков, изменяющих конкурентоспособную  позицию компании на рынке, Компания столкнулась с необходимостью проведение регулярного комплексного анализа  и оценки того, как менеджмент формулирует  и осуществляет стратегию развития компании. Работая на рынке, риск – менеджер постоянно находится в курсе текущих событий как местного, так и международного рынков. Риск - менеджеры на основе обработанной информации пытаются предвидеть последствия тех или иных событий, чтобы вовремя и правильно проинформировать компанию и представить свои взгляды на то или иное событие рынку.

Таким образом, одной  из главных задач деятельности данного  подразделения в Компании является игра на опережение. Риск - менеджеры  пытаются представить картину «страховой жизни» целиком и когда картина ясна, происходит выбор наиболее эффективных инструментов для дальнейших направлений работы.

Качество Программы  риск-менеджмента является зависит  от того насколько ясно заявлены и  известны каждому сотруднику Компании политика и процедуры риск-менеджмента. Кроме того, каждый сотрудник должен вносить свой вклад в процесс совершенствования риск-менеджмента, поскольку улучшение системы риск - менеджмента дает конкурентоспособные преимущества.

Создавая программу риск-менеджмента АО "СК "Евразия" мы сочли чрезвычайно важным заложить в ее основу несколько фундаментальных принципов. Данные принципы соответствуют менталитету, культуре и истории страхового рынка Казахстана и, в то же время, делают компанию наиболее защищенной и успешной.

Один из этих принципов  – теория информационных потоков, основанная на информационном обмене и прозрачности. Мы расцениваем прозрачность не как  проблему, которая потенциально может  угрожать Компании, а как инструмент развития ее бизнеса. То, что в 2005 г. АО "СК "Евразия" была признана самой информационно – открытой страховой компанией в СМИ, уже говорит об эффективности использования данной концепции. При этом прозрачность деятельности Компании не означает, что она не должна отслеживать свои внутренние информационные потоки. Риск - менеджеры Компании совместно со специалистами по защите информации разработали Политику внутреннего обмена информацией, которая с одной стороны не препятствует как горизонтальному, вертикальному и диагональному обмену данными, а с другой - препятствует разглашению конфиденциальной информации, то есть был найден баланс между открытостью Компании и сохранностью ее конфиденциальной внутренней информации.

Еще одним базовым  принципом, который был положен  нами в основу риск - менеджмента Компании является теория (концепция) ассиметричного ответа (Asymmetric response concept), который призван сделать ее более активной. Эта концепция предполагает, что использование методик риск – менеджмента может помочь Компании оставаться в тех линиях бизнеса, которые, по общему мнению, не являются привлекательными.

Компания не ожидает, что все результаты программы  риск - менеджмента будут очевидны к какому-то определенному сроку, тем более что ни один из видов  анализа, моделей не может дать идеального результата. Свидетельством качества работы риск - менеджмента является возможность избежать наступления того или иного неблагоприятного события через выявление новых рисков, расчет вероятных потерь и разработки соответствующих приемов управления рисками.

Система риск-менеджмента  на этапе ее подготовки – дорогое  удовольствие. Для того чтобы иметь  возможность комплексно управлять  рисками, страховщик и его клиенты  должны обладать значительным объемом  информации, а также располагать квалифицированными кадрами. К сожалению, профессиональных риск – менеджеров, особенно в страховании, на казахстанском рынке очень мало и их услуги стоят довольно дорого. Но, осознавая необходимость внедрения действующей системы управления рисками, менеджмент Компании принял решение о ее разработке. При этом было поставлено условие о том, что за плечами консультанта должны стоять и серьезные финансы, и профессиональные кадры, и персональный подход к проблемам каждого клиента.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

 

3.1 Проблемы страховой деятельности на рынке ценных бумаг и пути их решения

 

Во всем цивилизованном мире хорошая работа таковой не считается  без соцпакета, куда обязательно  входит страховка. Нет полиса - не купишь квартиру, не попадешь в поликлинику, не сядешь за руль… Нынче изобретательный богатый люд додумался страховать от возможных рисков не только собственную жизнь, но и голос – от срыва, а разнообразные части тела – от «механической» порчи. Таких прецедентов в истории казахстанского страхования пока замечено не было. И немудрено: сам рынок сравнительно молод, а страховая культура, как свидетельствуют специалисты, еще не сформировалась… «Дружить» со страховщиками добровольно у нас предпочитают только весьма обеспеченные граждане. И все же 2006 год охарактеризовался бурным ростом рынка страховых услуг в Казахстане. Так, по данным АФН, объем премий страховых организаций на первое ноября составил 93,8 миллиарда тенге (на 69,6 процента больше, чем за аналогичный период 2005-го). Совокупные активы компаний только за десять месяцев увеличились на 62,8 процента, а собственный капитал – ровно наполовину. С чем связан такой прорыв, и как он сказался на конкретных потребителях услуг? Каковы негативные тенденции развития рынка? Как выбрать собственного страховщика?

Сейчас в республике работает 39 страховых (перестраховочных) компаний (для примера, в России –  более 900), при этом лицензии на осуществление  деятельности по страхованию жизни  имеют всего четыре из них, остальные же предоставляют общий пакет услуг. Отечественные страховщики дифференцированы по факту принадлежности к тем или иным финансовым группам. Лидеры – менее десяти организаций – контролируют 70 процентов рынка, однако, такая концентрация, по утверждению экспертов, не привела к закономерному повышению стоимости услуг. Так, среднестатистическая цена страховых продуктов в РК объективно ниже, чем в Западной Европе, США, и даже в Российской Федерации. Согласно прогнозам, число игроков на рынке будет постепенно уменьшаться: уйдут те, кто вовремя не сделал ставку на капитализацию, региональное развитие и совершенствование бизнес-процессов, а это может привести к росту цен на страховые услуги. Однако, например, в СК «Евразия» с таким мнением не согласны, и считают, что чем меньше «игроков», тем лучше качество и сервис предоставляемых услуг.

Бурный рост сферы  в ушедшем году обусловлен и тем, что появились новые услуги, главным  образом, в секторе страхования  предпринимательских рисков на рынке ценных бумаг. Благодаря активному и повсеместному развитию механизма кредитования, ранее добровольные виды страхования (имущества или автомобильного транспорта) становятся фактически обязательными: страховка – непременное условие при получении займа в банке. Именно это, а вовсе не желаемый подъем сознательности граждан, которые по-прежнему предпочитают оберегать дорогостоящее «железо», а не собственное здоровье, - и есть главная причина увеличения объема собранных премий по формально добровольным видам страхования на 67 процентов. Если же говорить о портфеле среднестатистической компании, то процент реального добровольного розничного страхования очень мал: порядка 0,5 процента от всего объема. И все же количество «добровольных» клиентов страховых компаний растет, а услуги, считавшиеся элитными, постепенно становятся массовыми. По данным СК «Евразия» особым спросом пользуются страхование граждан, выезжающих за рубеж, медицинское страхование и другие. - В свое время медицинское страхование наибольшим спросом пользовалось у средних и крупных финансовых организаций, особенно с участием иностранного капитала. На сегодняшний день, многие казахстанские предприятия активно страхуют своих работников. Это фактор повышения статуса, - говорят специалисты СК «Евразия». - Наметилась модная тенденция выхода казахстанских компаний на IPO, в связи с чем эмитенты страхуют ответственность директоров и офицеров, а участники торгов свою профессиональную ответственность (D&O liability and Professional Indemnity Insurance)… Но вот до западных стандартов нам пока что далеко: мода на страхование выдающихся частей тела в Казахстан не пришла. Тем не менее, опрос страховщиков показал, что они готовы рассмотреть подобные заявки от потенциальных страхователей. Как говорится, есть спрос, будет и предложение. Другая примета западной практики – бесконечные судебные процессы, связанные с отказом страховой компании от выплат. Казахстанские страховщики, к счастью, чаще выступают в качестве истцов в судебных разбирательствах, связанных с требованиями к лицу, виновному в нанесении ущерба.

С первого января вступил  в силу, пожалуй, самый долгожданный закон – «О долевом участии  в строительстве». Но вот положения, заставляющие строительную компанию в  обязательном порядке страховать свою гражданско-правовую ответственность, туда не вошли. Некоторые специалисты все же не рекомендуют практиковать страхование: по их мнению, «лишние» расходы накладываются на квадратный метр и провоцируют рост цен на жилье. - Страхование гражданско-правовой ответственности застройщика перед дольщиками не будет существенной причиной для роста цен на недвижимость в республике. Прежде всего, в связи с тем, что по налоговому законодательству понесенные застройщиками расходы на уплату страховых премий относятся на вычеты. То, что ценовая ситуация на рынке и без того основана на сговоре и искусственном «подогревании» ставок – давно не новость. Как правило, на призывы к порядочности застройщики либо не реагируют, либо утверждают: мол, ничего мы никому не должны, а печальные истории столичных жилых комплексов «Москва», «Жамихан» и других, когда предприниматели просто использовали чужие инвестиции не по назначению и не выполнили своих обещаний, породили недоверие ко всей системе долевого участия в жилищном строительстве. «Разобраться» с алчным бизнесом пообещали уже на уровне Правительства. Тем временем, уверенные в себе компании самостоятельно приходят к необходимости страхования рисков. Первопроходцем стала «Корпорация Базис – А», при участии страховых компаний. В 2006-ом еще несколько застройщиков впервые с помощью страховки гарантировали клиентам, заключившим договор долевого участия, возмещение финансового ущерба в случае невыполнения своих обязательств. Рост строительства в Казахстане обусловил и увеличение спроса на другой ранее нераспространенный вид страхования – титульное - страхование прав собственности на приобретаемую недвижимость. Пока он в новинку, как самим компаниям, так и потребителям услуг, но страховщики настаивают, что у него - большие перспективы и утверждают: практика по страхованию в сфере строительства и недвижимости будет постепенно расширяться.

Увы, но анализ деятельности страховых организаций республики за 2006 год, проведенный независимой  компанией, выявил и множество негативных тенденций. Так, например, добросовестная конкуренция на этом рынке фактически отсутствует. - Лишь некоторые компании, стратегия которых направлена на формирование классического западного страхования, придерживаются разумной ценовой политики, выгодной как для фирмы, так и для клиента, - комментирует независимый эксперт. - В основном же страховщики занимаются необоснованным демпингом: сбрасывают цены до предела рентабельности, и люди по привычке «заглатывают» приманку, забывая о других факторах. Ведь страховая услуга, как инструмент защиты, компенсации возможных убытков, по умолчанию не может быть дешевой. Если страховая компания предлагает цены, намного меньше среднерыночных, то при наступлении страхового случая она будет всячески избегать страхователя, потому что соотношение собранных премий и выплат - не в ее пользу… Страховщики жалуются и сложившуюся систему проведения тендеров по закупу услуг: ни для кого не секрет, что выигрывают их зачастую «близкие» к организаторам компании. Как следствие, у других фирм в участии в конкурсах нет никакой заинтересованности. И кто гарантирует, что мнимые победители предоставляют действительно качественный страховой продукт? А ведь такой обязательный вид страхования, как страхование ответственности работодателя, нужно, в первую очередь, простым сотрудникам учреждений. Они и могут пострадать от неполных и несвоевременных выплат… Специалисты уповают на скорейшее принятие нового Закона «О госзакупках», который будет содержать положения об ужесточении контроля над проведением конкурса (сокращение перечня оснований для отклонения заявки, возможность аудио-видео съемки). Несмотря на все недостатки, а они свойственны при становлении любого вида бизнеса, казахстанский рынок страховых услуг стабильно растет, и, как уверяют сами страховщики, потенциал его огромен, особенно в сфере освоения добровольного розничного страхования. Что же касается перспективности тех или иных классов страхования, по прогнозам экспертов, лидирующие позиции в ближайшие годы будут занимать имущественное страхование (за счет высоких темпов жилищного строительства и развития ипотечного кредитования в республике), страхование финансовых рисков, а также гражданско-правовой (профессиональной) ответственности. Здесь акцент ставится на минимизацию финансовых последствий неквалифицированных решений менеджмента компаний.

Информация о работе Страхование ценных бумаг на примере АО СК Евразия