Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:39, дипломная работа
Цель выполнения дипломной работы – выявить основные тенденции в развитии страхового рынка Мурманской области.
Для достижения поставленной цели ставились такие задачи:
Изучить теоретические основы функционирования страхового рынка;
Ознакомиться с законодательной базой регулирования деятельности страхового рынка;
Проанализировать современное состояние рынка Мурманской области, в общем, и города Мончегорска в частности;
Определить перспективы развития страхового рынка.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы функционирования страхового рынка……..5
1.1. Элементы страхового рынка………………………………………...5
1.2. Виды страховых рынков…………………………………………...10
1.3. Государственное регулирование страховой деятельности………25
1.4. Зарубежный опыт страхования……………………………………31
2. Рынок страхования в Заполярье: состояние и перспективы………38
2.1. Особенности региональных продаж страхового продукта………38
2.2. Анализ рынка страхования в Мурманской области……………...44
2.3. Перспективы развития страхового рынка России………………..59
Заключение………………………………………………………………66
Список использованных источников…………………………………..69
Приложения……………………
Теоретически
и практически все
Особую роль в страховании валютных рисков играет опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между подписанием контракта (кредитного соглашения) и осуществлением платежа по нему. То есть в основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства за период действия соглашения сторон. Валютным рискам подвержены обе стороны соглашения, а также государственные и частные владельцы иностранной валюты.
Страхование банковских рисков в России проводится с 1990 г органами государственного страхования, а с принятием закона «О страховании» в 1992 г. и страховыми организациями различных организационно-правовых форм: акционерными обществами закрытого и открытого типов (ЗАСО, ОАСО); акционерными страховыми компаниями (АСК); финансовыми страховыми группами (ФСГ), государственными страховыми фирмами (ГСФ) и др.
Роль страхования банковских кредитов и его влияние на общеэкономическую ситуацию в нашей стране трудно переоценить. В условиях постоянной нехватки оборотных средств и инвестиционных резервов практически все предприятия, в том числе и туристские организации, прибегают к краткосрочному или среднесрочному кредитованию.
Высокие процентные ставки Центрального банка РФ по рефинансированию способствуют повышению ставок и коммерческих банков. Как следствие банки, проводящие экспертизы платежеспособности заемщиков, требуют достаточного обеспечения кредитов (поручительства, залога недвижимости и т. п.) со стороны заемщиков для обеспечения гарантий возврата кредитных вложений. Однако немногие предприятия и организации имеют такие возможности по предоставлению убедительных гарантий. В этом случае они прибегают к гарантиям со стороны страховых компаний, которые за определенную плату (страховой взнос) со стороны заемщика берут на себя всю полноту ответственности за возврат кредита и процентов.
Однако
в силу неразвитости специализированного
страхового аудита в нашей стране
нет возможности
Страхование может исполнять роль надежного гаранта только там, где проявляет себя случайность и действует закон больших чисел. В то же время, выдавая потребительский кредит, например, на приобретение товаров длительного пользования, кредитодатель (банкир) практически лишен возможности проверить сразу же платежеспособность кредитозаемщика. При большом числе кредитов некоторые из них не будут оплачены своевременно. Это типично страховой риск, и в цивилизованных странах с рыночной экономикой страхование платежей, например, по векселям и другим ценным бумагам, учтенным в банках, является распространенной практикой.
Принятие
на себя соответствующего риска по
выдаче кредита - это профессия банкира,
за которую он получает процентное
вознаграждение. Это типично
Таким образом, страховые рынки можно классифицировать по различным признакам. Для целей дипломной работы наиболее важной представляется классификация рынка страховых слуг по отраслевому признаку.
По этому признаку выделяют страховой рынок личного, имущественного страхования и страхования ответственности.
В свою очередь каждый из этих рынков подразделяется на обособленные подотрасли (сегменты) и виды (страхование дополнительной пенсии, «на дожитие», от несчастных случаев, страхование домашнего имущества, дач, страхование инвестиционных вложений и т. п.).
При
приобретении страховых услуг чаще
всего покупатели ориентируются
именно на эти характеристики страхового
продукта.
Высокая
доля ответственности страховщика
за социальные последствия его деятельности
требует организации
Страховой
рынок как часть финансово-
Основным органом, осуществляющим государственный контроль над страховой деятельностью в РФ, является Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, однако в регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы - налоговые, антимонопольные, Центральный банк.
Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:
1. Регистрация и лицензирование
2. Обеспечение гласности
3.
Поддержание правопорядка в
Государственное регулирование начинается на этапе допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходит в два этапа. Сначала страховая копания проходит регистрацию как предпринимательская структура. Затем она должна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора, где параллельно с регистрацией производиться лицензирование.
Лицензирование деятельности страховых компаний - это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.
Необходимым
условием для получения лицензии
является наличие у страховой
организации полностью
При
обращении страховой
Действующим порядком предусмотрено, что для получения лицензии страховщик, прошедший государственную регистрацию (в регистрационной палате), должен представить Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ следующие документы:
• программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;
•
правила или условия
• статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.
Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа,
В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.
Для
осуществления возложенных
• проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;
• получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;
•
осуществлять контроль за создаваемыми
в страховых организациях необходимыми
резервами для обеспечения
• контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.
Информация о работе Развитие страхового рынка Мурманской области