Развитие страхового рынка Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:39, дипломная работа

Описание работы

Цель выполнения дипломной работы – выявить основные тенденции в развитии страхового рынка Мурманской области.
Для достижения поставленной цели ставились такие задачи:
Изучить теоретические основы функционирования страхового рынка;
Ознакомиться с законодательной базой регулирования деятельности страхового рынка;
Проанализировать современное состояние рынка Мурманской области, в общем, и города Мончегорска в частности;
Определить перспективы развития страхового рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы функционирования страхового рынка……..5
1.1. Элементы страхового рынка………………………………………...5
1.2. Виды страховых рынков…………………………………………...10
1.3. Государственное регулирование страховой деятельности………25
1.4. Зарубежный опыт страхования……………………………………31
2. Рынок страхования в Заполярье: состояние и перспективы………38
2.1. Особенности региональных продаж страхового продукта………38
2.2. Анализ рынка страхования в Мурманской области……………...44
2.3. Перспективы развития страхового рынка России………………..59
Заключение………………………………………………………………66
Список использованных источников…………………………………..69
Приложения……………………

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

       Теоретически  и практически все перечисленные  риски могут и должны быть объектами страхования.

       Особую  роль в страховании валютных рисков играет опасность валютных потерь в  результате изменения курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между подписанием  контракта (кредитного соглашения) и  осуществлением платежа по нему. То есть в основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства за период действия соглашения сторон. Валютным рискам подвержены обе стороны соглашения, а также государственные и частные владельцы иностранной валюты.

       Страхование банковских рисков в России проводится с 1990 г органами государственного страхования, а с принятием закона «О страховании» в 1992 г. и страховыми организациями различных организационно-правовых форм: акционерными обществами закрытого и открытого типов (ЗАСО, ОАСО); акционерными страховыми компаниями (АСК); финансовыми страховыми группами (ФСГ), государственными страховыми фирмами (ГСФ) и др.

       Роль  страхования банковских кредитов и  его влияние на общеэкономическую ситуацию в нашей стране трудно переоценить. В условиях постоянной нехватки оборотных средств и инвестиционных резервов практически все предприятия, в том числе и туристские организации, прибегают к краткосрочному или среднесрочному кредитованию.

       Высокие процентные ставки Центрального банка РФ по рефинансированию способствуют повышению ставок и коммерческих банков. Как следствие банки, проводящие экспертизы платежеспособности заемщиков, требуют достаточного обеспечения кредитов (поручительства, залога недвижимости и т. п.) со стороны заемщиков для обеспечения гарантий возврата кредитных вложений. Однако немногие предприятия и организации имеют такие возможности по предоставлению убедительных гарантий. В этом случае они прибегают к гарантиям со стороны страховых компаний, которые за определенную плату (страховой взнос) со стороны заемщика берут на себя всю полноту ответственности за возврат кредита и процентов.

       Однако  в силу неразвитости специализированного  страхового аудита в нашей стране нет возможности проанализировать и оценить финансовое положение самих страховых компаний, В результате чего страховые компании оказываются довольно часто не в состоянии выполнить свои обязательства перед кредитодателем. Страховые компании в условиях недостаточного контроля над их деятельностью стремятся получить сиюминутную выгоду из страховой деятельности. Они устанавливают чрезмерно высокие страховые взносы, что неизбежно ведет к повышению цен на товары и услуги заемщиков.

       Страхование может исполнять роль надежного гаранта только там, где проявляет себя случайность и действует закон больших чисел. В то же время, выдавая потребительский кредит, например, на приобретение товаров длительного пользования, кредитодатель (банкир) практически лишен возможности проверить сразу же платежеспособность кредитозаемщика. При большом числе кредитов некоторые из них не будут оплачены своевременно. Это типично страховой риск, и в цивилизованных странах с рыночной экономикой страхование платежей, например, по векселям и другим ценным бумагам, учтенным в банках, является распространенной практикой.

       Принятие  на себя соответствующего риска по выдаче кредита - это профессия банкира, за которую он получает процентное вознаграждение. Это типично предпринимательский  риск, который, как уже было сказано, является источников предпринимательской прибыли банков. Однако риск не всегда заканчивается положительным результатом. Банкиров подстерегают опасности потерь в результате не возврата  (непогашения) кредита или неуплаты процентов, причитающихся по договору кредитования. При этом платежеспособность заемщика, особенно в условиях инфляции и слабой законодательной базы, не является неизменной категорией. В момент заключения договора она может быть положительной по всем показателям (наличие контрактов, недвижимости, средств на расчетном счете в банке и т. п.), но это еще не может служить гарантией того, что кредит или ссуда будут своевременно и в полном объеме возвращены кредитодателю к истечению срока действия кредитного договора. В этой ситуации одни из наиболее приемлемых и цивилизованных способов защит банковских операций по кредитованию является страхование банковских рисков.

       Таким образом, страховые рынки можно  классифицировать по различным признакам. Для целей дипломной работы наиболее важной представляется классификация рынка страховых слуг по отраслевому признаку.

       По  этому признаку выделяют страховой рынок личного, имущественного страхования и страхования ответственности.

       В свою очередь каждый из этих рынков подразделяется на обособленные подотрасли (сегменты) и виды (страхование дополнительной пенсии, «на дожитие», от несчастных случаев, страхование домашнего имущества, дач, страхование инвестиционных вложений и т. п.).

       При приобретении страховых услуг чаще всего покупатели ориентируются  именно на эти характеристики страхового продукта. 

       1.3. Государственное регулирование страховой деятельности

 
 

       Высокая доля ответственности страховщика  за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме  этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.

       Страховой рынок как часть финансово-кредитной  системы является объектом государственного регулирования и контроля в целях  его развития на основе баланса экономических  интересов страховщиков, их клиентов (страхователей) и государства. Государство регулирует страховой рынок в комплексе, как единую систему. Формы и методы государственного регулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные), причем преобладающими для современной страховой системы являются административные методы. Система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено - орган страхового надзора. Экономические регуляторы - это меры косвенного воздействия на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы (налогообложение, политику Центрального банка и др.).

       Основным  органом, осуществляющим государственный контроль над страховой деятельностью в РФ, является Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, однако в регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другие государственные органы - налоговые, антимонопольные, Центральный банк.

       Регулирующая  роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:

       1. Регистрация и лицензирование

       2. Обеспечение гласности

       3. Поддержание правопорядка в отрасли

       Государственное регулирование начинается на этапе  допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходит в два этапа. Сначала страховая копания проходит регистрацию как предпринимательская структура. Затем она должна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора, где параллельно с регистрацией производиться лицензирование.

       Лицензирование  деятельности страховых компаний - это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

       Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой  организации полностью оплаченного  до начала деятельности уставного капитала.

       При обращении страховой организации  в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда - при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни. Не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда - при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования. До 1 января 1999 г. все страховые компании, действующие в РФ, обязаны довести размеры своих уставных капиталов до указанных минимальных уровней. Верхняя граница уставного капитала для страховых компаний в РФ остается неограниченной. Страховые компании, не выполнившие предъявляемые требования в части минимального размера оплаченного уставного капитала, лишаются лицензии на осуществление страховой деятельности с 1 января 1999 г.

       Действующим порядком предусмотрено, что для  получения лицензии страховщик, прошедший  государственную регистрацию (в  регистрационной палате), должен представить  Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ следующие документы:

       • программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность  по индивидуальному риску, условия  организации перестраховочной защиты;

       • правила или условия страхования  по видам операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного капитала, запасных или аналогичных фондов;

       • статистическое обоснование применяемой  системы тарифов, ставок и резервов.

       Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа,

       В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент  страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

       Для осуществления возложенных задач  Департамент страхового надзора  имеет право:

       • проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

       • получать от страховых организаций  необходимые сведения, справки и  иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

       • осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;

       • контролировать размещение страховыми организациями временно свободных  средств с целью определения  степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.

Информация о работе Развитие страхового рынка Мурманской области