Организация маркетинговой деятельности в страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть организация маркетинговой деятельности в страховой компании.
Объект исследования – ОСАО «Защита-Находка».
Предмет исследования – формирование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии.
Задачи работы:
1) определить понятие маркетинговой деятельности в страховых компаниях;
2) раскрыть сегментацию страхового рынка;
3) описать факторы конкурентоспособности страховой компании;
4) дать производственную характеристику страховой компании;

Содержание

Введение

1.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАХОВАНИИИ


1.1 Понятие маркетинговой деятельности в страховых компаниях


1.2 Сегментация страхового рынка


1.3 Конкуренция и конкурентоспособность страховой компании

2
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСАО «ЗАЩИТА-НАХОДКА»


2.1 Производственная характеристика страховой компании


2.2 Организация маркетинговой деятельности предприятия

3
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСАО «ЗАЩИТА-НАХОДКА»


3.1 Выявленные недостатки маркетинговой деятельности


3.2 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии


3.3 Оценка экономической эффективности и целесообразности предлагаемых мероприятий


Заключение


Библиографический список

Работа содержит 1 файл

АмГУ - Страхование - Маркетинг в страховании.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

           личное страхование;

           имущественное страхование.

На этих участках компания занимает места от 160 до 270, что ниже, чем в целом по рынку (120-130 место). Достоинством компании является её широкая сеть на Дальнем Востоке. Однако, существуют компании, у которых сети гораздо больше – Росгосстрах, Ингосстрах, ВСК и РЕСО.

Таким образом, рассматривая конкурентов компании, можно говорить о том, что её основное преимущество вытекает из того, что компания имеет достаточно мощных акционеров в Приморском крае.

На амурском рынке основные конкуренты Благовещенского филиала СК «Защита-Находка» :

1)     по добровольному страхованию: Агрострах-Сибирь, ВСК, Росгосстрах-ДВ, Уралсиб

2)     по обязательному страхованию: АмурДАСК, Росгосстрах-ДВ, ВСК, РЕСО-Гарантия.

Данные конкуренты в значительной мере сильнее и мощнее рассматриваемого нами предприятия. Все остальные компании (около 20 шт.), либо аналогичны по масштабам, либо имеют меньший размер хозяйственной деятельности.

Численность персонала СК «Защита-Находка» составляет около 100 человек. Основной особенностью персонала является то, что он в значительной мере распылён по подразделениям – около 60 % персонала принадлежит именно подразделениям. Кроме того, так как в настоящее время такая профессия как страховой агент официально не является профессиональной (так как нет подготовки таких специалистов в ВУЗах), то можно говорить о том, все страховые агенты являются в определённой степени «самоучками». Другим фактором, который сильно влияет на персонал, является то, что страхование (за исключением страхования по кредитам, где выдача кредита автоматически ведёт к появлению страхового полиса), является персональной продажей. Поэтому, существует необходимость обучения страховых агентов процедуре оформления страховых полисов в индивидуальном порядке.

Структура персонала по уровню образования приведена на рисунке __.

Рисунок __. Структура персонала ОСАО «Защита-Находка» на 1/01/2009, %

Из данного рисунка видно, что основную массу работников составляют работники с высшим образованием (58,6%). Следует отметить, что профильное высшее образование присутствует только у 3,7% работников, среднее специальное образование имеют 26,1%, среднее – 11,6%. Таким образом, можно говорить о том, что персонал организации имеет высокий потенциал, однако, он не может быть реализован в полной мере, так как у подавляющего большинства работников нет профильного образования в страховой области.

В компании существует система обучения. При этом, существует возможность обучения как в Головном офисе компании во Владивостоке, так и в офисе компании в г. Хабаровске.

Персонал Благовещенского филиала СК «Защита-Находка» составляет 5 человек. Все они проходили стажировку либо в Головном офисе во Владивостоке. Численность внештатного персонала составляет 19 человек. Текучесть кадров в филиале, в основном обеспечивается внештатными агентами, которые могут переходить из одной компании в другую.

В целом, система управления персоналом в филиале ориентирована в большей степени на набор агентов, так как филиалу требуется серьёзное расширение масштабов деятельности.

Рассмотрим основные финансовые показатели Головного офиса и Благовещенского филиала СК «Защита-Находка» (см. таблицу 1).

Как видно из приведённой таблицы, основная масса активов формируется за счет двух статей – доли перестраховщиков в страховых резервах и дебиторской задолженности по операциям страхования (в общей сумме более 2/3 всех активов, или 92 млн. руб.). Прибавляя сюда сумму инвестиций в размере 32,2 млн. руб., получим, что общий размер активов, которые работают на предприятие составляет 124 млн. руб.

 

Таблица 1 - Основные финансовые показатели Головного офиса и Благовещенского филиала СК «Защита-Находка» на 1/01/2009

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Актив

Инвестиции,  тыс.руб., в т.ч.

32250

23,4

- финансовые вложения в зависимые общества

10140

7,3

Доля перестраховщиков в страховых резервах

46871

33,9

Дебиторская задолженность по операциям страхования

45478

32,9

Основные средства

1197

0,9

Прочие активы

2123

1,5

Итого

138059

100,0

Пассив

Уставный капитал

13012

9,4

Резерв незаработанной премии

51498

37,3

Резерв убытков

25509

18,5

Кредиторская задолженность по операциям страхования

2026

1,5

Кредиторская задолженность по операциям перекредитования

40863

29,6

Прочие пассивы

5151

3,7

Итого

138059

100,0

 

Основные статьи пассива – резерв незаработанной премии, а также кредиторская задолженность по операциям перестрахования и резерв убытков (более 85 %, или 117 млн. руб.). Таким образом, можно говорить о том, что предприятие обеспечено активами для выплат по страховым случаям.

Маржа платёжеспособности в целом по компании составляет около 150 млн. руб., что говорит о том, что на эту сумму оно гарантировано от возможных убытков в будущем.

Прибыль предприятия в 2008 году составляет 16,981 млн. руб., что говорит о том, что СК «Защита-Находка» ведёт взвешенную политику по ведению бизнеса в сфере страхования.

Структура баланса Благовещенского филиала приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Структура баланса Благовещенского филиала СК «Защита-Находка» за 2008 г.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Актив

Прочая дебиторская задолженность

2

0,08

Основные средства

23

0,88

Запасы

20

0,76

Денежные средства

423

16,14

Иные активы

2153

82,14

Итого

2621

100,00

Пассив

Нераспределённая прибыль

1268

48,38

Резерв незаработанной премии

1259

48,04

Прочая кредиторская задолженость

94

3,59

Итого

2621

100,00

 

Необходимо отметить, что основная масса активов предприятия приходится на статью «Иные активы», доля которой 82 %. Данная статья отражает внутрихозяйственную систему СК «Защита-Находка», которая заключается в том, что филиалы часть получаемой страховой премии перечисляют на счета Головного офиса, с целью оптимизации использования поступивших ресурсов.

Прибыль филиала составила за 2008 год 1269 тыс. руб. Таким образом, рентабельность активов филиала составила :

Такой большой показатель рентабельности активов, прежде всего, из-за небольших размеров филиала.  Наличие большого объёма прибыли, а также денежных средств (16 % активов) позволяют говорить об устойчивости филиала в краткосрочном периоде.

 

2.2 Организация маркетинговой деятельности предприятия

СК «Защита-Находка» не проводит активной маркетинговой политики, направленной на увеличение узнаваемости брэнда. В плане продвижения услуг компания, как в Приморье, так и в других регионах опирается на ОАО «ПМП», либо на собственные силы. Выделенное подразделение маркетинга на предприятии отсутствует.

Продвижение в филиалах предприятия (в т.ч. в Благовещенске) ограничивается скромными финансовыми возможностями филиалов. При этом, используется реклама в печатных средствах массовой информации, как один из каналов продвижения рекламы. Другим каналом являются банки-партнёры (например, «Дальневосточный банк»), через отделения которого также распространяется информация об услугах, предоставляемых компанией. Как правило, она идет в связке с услугами, которые предоставляет клиентам сам банк.

Динамика затрат ОСАО «Защита-Находка» на маркетинг своих услуг представлена на рисунке __.

Рисунок __. Динамика затрат на маркетинг ОСАО «Защита-Находка»

Как видно из данного рисунка, объём затрат на маркетинг на предприятии постепенно повышается. При этом, общий объём затрат на рекламу относительно невелик (4,3-6,1 млн. руб.), что говорит о том, предприятие проводит консервативную политику в части  рекламной деятельности и рассчитывает в основном – на собственных акционеров.

Для определения важности маркетинговой деятельности для страховой компании, рассмотрим долю затрат на маркетинг в относительно общей суммы полученных страховых премий (см. рисунок __).

Рисунок __. Доля затрат на маркетинговую деятельность ОСАО «Защита-Находка» относительно общего объёма полученных премий, %

Анализ данного рисунка показывает, что доля затрат на проведение маркетинговой деятельности предприятия достаточно невелика, и не превышает 1,2%. Следует отметить, что специалистами по маркетингу рекомендуемые затраты на данный вид деятельности для розничных предприятий рекомендуются в размере 2-3% от валовых поступлений, что говорит о том, что объёмы маркетинговой деятельности предприятия малы.

Рассмотрим динамику структуры затрат на маркетинг ОСАО «Защита-Находка» (Рисунок __).

Рисунок __. Динамика структуры затрат на маркетинговую деятельность ОСАО «Защита-Находка» в 2006-2008 гг.

Анализ данного рисунка позволяет сделать следующие выводы:

1) доля затрат на рекламу в деятельности предприятия во всём периоде рассмотрения постепенно снижается. Так, в 2007 году относительно 2006 года снижение составило 8%, в 2008 относительно 2007 – ещё 5%, достигнув 24%. Таким образом, реклама как вид маркетинговой деятельности на предприятии становится всё менее важной, что связано с изменением стратегии развития предприятия. Если ранее предприятие ориентировалось на продажу услуг клиентам предприятия, то сегодня оно ориентируется на ограниченные целевые сегменты, в которых сильно, и для которых массированная рекламная кампания, как правило, не требуется – ОСАГО, личное страхование;

2) доля затрат на мерчендайзинг на предприятии выросла в наибольшей степени. Если в 2006 году затраты по данному направлению не проводились, то в 2007 году затраты на мерчендайзинг составили уже 14% всего объёма затрат на маркетинг, а в 2008 г. – уже 22%, показав рост за год более чем в 1,5 раза. Причиной здесь является достижение договорённостей с банками-партнёрами по Приморскому краю и Амурской области о размещении рекламных материалов в офисах данных банков;

3) затраты на продвижение товаров занимают долю в затратах на маркетинг от 16% до 19% во всём периоде. , Рост затрат на продвижение услуг связан с необходимостью нести затраты на предоставление услуг через банки-партнёры, а также тем, что уровень цены промоутерских компаний значительно увеличился;

4) затраты на стимулирование сбыта предприятия снизились в рассматриваемом периоде с 29% до 25%. Причиной данного факта является, прежде всего, увеличение затрат на мерчендайзинг, что привело к отказу предприятия от использования таких мероприятий, как размещение стоек с консультантами в торговых центрах г.Владивостока.

Таким образом, возможно констатировать факт того, что в период с 2006-2008 г. произошли значительные структурные изменения в затратах на маркетинг, которые были связаны, прежде всего, переориентацией предприятия с предоставления услуг предприятиям – владельцам и партнёрам компании на выход на розничный рынок.

Составим матрицу SWOT-анализа для ОСАО СК «Защита-Находка» (см. рисунок 2).

Как видно из данного рисунка, основным достоинством компании является то, что она невелика по размерам и мобильна. При этом, все значительные обязательства с филиалов относятся на баланс головной организации, что позволяет последним в меньшей степени заботиться об устойчивости предприятия, необходимости размещения свободных денежных средств и прочих вопросах, так как все эти основные вопросы решаются головным офисом.

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности в страховой компании