Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Инновационная активность компании - это динамика действий предприятий по созданию новшеств и их практической реализации. В современных рыночных условиях именно эта характеристика выступает индикатором движения предприятия к формированию конкурентных преимуществ, поскольку именно осуществление инноваций в условиях
быстроменяющегося внешнего мира и ограниченных объемов ресурсов определяет дальнейшее развитие компании. Поэтому сегодня инновационная активность - это важная характеристика менеджмента при анализе деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы оценки инновационной активности предприятия и эффективности инноваций ……………………………………………..… 6
1.1 Понятие и значение инновационной деятельности …………………. 6
1.2 Анализ эффективности инновационной деятельности.……………… 7
1.3 Инновационное проектирование и бизнес-планирование как направления инновационной деятельности …………………………………………….. 10
1.4 Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………….. 14
2. ОАО «Связьинвест», его характеристика …………………………… 17
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура…………………………………………………………….......… 17
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынки сбыта…………. 20
2.3 Перспективы развития ОАО «Связьинвест»………………………... 23
3. Анализ факторов и методов оценки эффективности инноваций на ОАО «Связьинвест ……………………………………………………………... 25
3.1 Организация и анализ инновационной деятельности на предприятии 25
3.2 Методика оценки эффективности инноваций……………………… 28
3.3 Учет фактора риска в экономической эффективности инноваций .. 34
3.4 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации инновационной активности предприятия ……………………………………………………………… 35
3.5 Рекомендации по улучшению инновационной активности ОАО «Связьинвест» …………………………………………………………… 37
Заключение ………………………………………………………………. 38
Список использованных источников…………………………………… 40
Приложение А. Организационно-управленческая структура управления
предприятием ОАО «Связьинвест» …………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     Примечание  – Источник: [14, с. 350] 

     Рассчитаем  срок окупаемости капитала (То).

     Срок  окупаемости 

      =2 + =2,49 (года) 

     Сделаем выводы по результатам оценки (табл. 2):

  • Срок окупаемости (То=2,49 года) меньше нормативного срока возврата кредита (Тн=3 года).
  • Чистая дисконтированная наличность в период (То…n) положительна (ЧДН>0).
  • Внутренняя норма рентабельности (р¢) при ЧДН>0 больше процентной ставки р=16 % ( р¢=1,3р).
  • Коэффициент рентабельности за срок жизни проекта КРn=1,699.

     Проект  может быть принят.

     Однако, сопоставив показатели эффективности  инновационного проекта, рассчитанные статическим и динамическим методами, можно сделать вывод о том, что они значительно отличаются. Так, например, один из важнейших показателей, который является основным критерием при выборе альтернативных проектов, срок окупаемости проекта при расчете статическим методом равен 1,9 года, а при расчете динамическим методом – 2,49 года.

     Теперь  осуществим оперативную прогнозную оценку экономической эффективности инновационного проекта по производству системы электропитания ПС-60 при условии, что по прогнозным данным объем производства начиная со второго полугодия второго года реализации проекта увеличится в 2 раза.

     Исходные  данные:

     Инвестируемый капитал К=50.000 млн. руб..

     Процентная  ставка р=16%.

     Нормативный срок возврата капитала Тн =3 года.

     Срок  жизни проекта n=6 лет.

     Ликвидационная  стоимость проекта ЛС=10.000 млн. руб..

     Прогнозируемая  текущая годовая наличность по годам в млн. руб.: 26,1;119,4; 157,78; 128,5; 54,65; 21,6 (ЛС). 

Таблица 3 – Показатели оценки эффективности инноваций

 
Показатели
Номер года (t)
1 2 3 4 5 6
1,16 1,35 1,56 1,84 2,1 2,44
26,1 119,4 157,78 128,5 54,65 21,6
26,1 145,5 303,28 431,78 486,43 508,03
26,1 72,75 101,1 107,95 97,3 84,67
Окончание таблицы 3
22,5 88,4 101,14 69,84 26,03 8,85
22,5 110,9 212,04 281,88 307,9 316,75
22,3 55,45 70,68 70,47 61,58 52,79
-85,5 2,9 104,04 173,88 199,9 208,75
  18 18 18 18 18 18
15,5 13,3 11,5 9,8 8,57 7,4
6,47 39,02 54,8 56,06 49,08 42
4,13 1,48 1,06 1,004 1,11 1,27
0,208 1,027 1,96 2,61 2,85 2,93

     Примечание  – Источник: [14, с. 353] 

     Рассчитаем  динамический срок окупаемости: 

      = 1,97 (года) 

     Таким образом, исходя из оперативной прогнозной оценки, можно сделать следующие  выводы:

  • Динамический срок окупаемости проекта уменьшился с 2,49 года до 1,97 года, что позволит предприятию быстрее вернуть инвестированный капитал.
  • Коэффициент рентабельности за срок жизни проекта увеличится с 1,699 до 2,93.

     Следовательно, на основании оперативной прогнозной оценки безубыточности и эффективности  реализации инновационного проекта  по производству системы ПС-60, наращивание  объема производства и продаж положительно отразится на результатах работы предприятия. 

      3.3 Учет фактора риска  в экономической  эффективности инноваций 

      Ведению бизнеса, предпринимательской деятельности всегда сопутствовала высокая степень  неопределенности принятия решений и, как следствие, высокая степень риска. При этом возможный риск и потенциальная величина прибыли, как правило, находятся в прямо пропорциональной зависимости.

      Грамотно  выстроенная система управления рисками позволяет компании добиться следующих результатов:

      - повысить управляемость бизнеса;

      - сократить возможное мошенничество;

      - улучшить качество принимаемых управленческих решений;

      - увеличить эффективность прогнозирования, в том числе путем накопления информационной базы по существующим рискам;

      - предоставить сотрудникам компании набор понятных критериев для оценки возможных рисков;

      - выступить в качестве инструмента мотивации персонала и т. д.

      Кроме того, интегрированное  управление рисками  с самого начала функционирования обеспечивает позитивный внешний эффект, само наличие системы повышает привлекательность и прозрачность компании для акционеров, влияет на кредитный рейтинг, демонстрирует соответствие управления компанией лучшим современным тенденциям.  
В конечном счете, основное преимущество внедрения системы управления рисками – это повышение конкурентоспособности и капитализации компании. Вот почему интерес к риск-менеджменту неслучаен, ведь это новая «философия» управления, приносящая при грамотном внедрении потрясающие результаты [5, с.93].

      В настоящее время в ОАО «Связьинвест» реализовывается проект «Построение комплексной системы управления рисками», цель которого – создание концепции управления рисками, включающей методологическое описание процесса управления рисками, детальные описания рисков, присущих компаниям связи, набор критериев эффективности системы, а также рекомендации, позволяющие компаниям Группы сформировать и внедрить собственные программы по управлению рисками. Концепция интегрированной системы управления рисками будет являться корпоративным стандартом с едиными подходами к управлению рисками для каждой дочерней компании. Внедрение такого понятия как риск увеличит достоверность оценки эффективности инноваций на предприятии. 

     3.4 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации инновационной активности предприятия 

     Важным  фактором повышения эффективности  инновационной активности является ее мотивация. Мотивация инновационной деятельности на предприятии – категория многоплановая, ее положительное действие в максимальной степени проявляется лишь тогда, когда она рассматривается в комплексе с другими, не менее важными факторами – стимулированием труда, ценообразованием, планированием, управлением, самодостаточностью субъектов хозяйствования в принятии решений по любым вопросам.

     Можно рассмотреть мотивацию инновационной деятельности на примере японской и немецкой моделей мотивации. «Японское чудо» в экономике базируется на пяти основных факторах организации труда и управления. Главным условием трудовых отношений является система пожизненного найма.

      Второй  важнейший элемент мотивации  – зависимость системы оплаты труда от жизненных «пиков» (увеличение заработка при создании семьи, рождении ребенка, покупке жилья, выплате  кредита).

      Третья  составляющая мотивации – зависимость  оплаты труда менеджеров от результатов работы организации. Базовые ставки начальников колеблются в зависимости от динамики себестоимости, объемов производства, номенклатуры, ассортимента и других показателей, за которые они отвечают.

      Четвертый фактор мотивации – жесткая зависимость зарплаты всего персонала от реальных достижений. Деньги зарабатывают, а не просто «получают».

      Пятый – одна из самых низких в мире дифференциаций в оплате труда ¼. Это означает, что специалист самой  низкой квалификации получает максимум в 4 раза меньше, чем высококвалифицированный, что дает возможность трудиться с максимальной отдачей всем, ориентируясь на постоянную часть заработка.

      В Германии помимо гибких форм оплаты большое  внимание уделяется вознаграждению за взятие на себя дополнительной ответственности. В структуре заработной платы учитываются такие факторы, как психологическое напряжение и ответственность за организацию рабочего процесса, его качество. Такая система мотивации получила название «оценки заслуг».

      На  основании вышеизложенного можно определить условия повышения эффективности мотивации инновационной деятельности. Они включают передовые технологии работы с персоналом, основанные на критериях оплаты, социальных потребностей, карьерного роста, реализации творческого потенциала и др., формирующиеся главным образом в самостоятельных системах материального стимулирования.

    Так же можно рассмотреть основополагающие принципы новаторской деятельности по П. Друкеру:

  1. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей источников инноваций.
  2. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе 
    вопрос: "Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих 
    потребителей возникло желание ею пользоваться?"
  3. Инновация должна быть простой и иметь точную цель.
  4. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и  
    небольшое количество людей, ограниченный риск. В противном 
    случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
  5. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство 
    на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создает ситуацию, 
    когда конкуренты вас опередят.
  6. Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в пяти - десятикратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными [6, с.270].
 

     3.5 Рекомендации по улучшению инновационной активности ОАО «Связьинвест» 

     Проанализировав существующую практику бизнес-планирования инноваций на предприятии ОАО  «Связьинвест» можно сделать следующие выводы:

  • при оценке целесообразности инвестиций в инновации предпочтительнее использовать динамический метод, который учитывает фактор времени и наиболее объективно отражает показатели эффективности инновационного проекта. Использование динамического метода особенно актуально в условиях инфляции;
  • основные разделы бизнес-плана на предприятии (методология ЮНИДО) и утвержденные 31.03.99г. Министерством экономики РБ, сходны, однако по методологии ЮНИДО их количество значительно меньше, за счет объединения нескольких разделов в один. Так, например, в Рекомендациях выделяют следующие разделы: производственный план, организационный план, план реализации проекта, а по методологии ЮНИДО данная информация предоставляется в разрезе раздела «Производственный план»;
  • при выборе новых сегментов рынка предприятию необходимо проводить анализ конкурентов на данном рынке: изучить издержки, производственные мощности, объемы производства, ценовую политику, чтобы была возможность спрогнозировать возможное поведение конкурентов при появлении нового производителя. Особое внимание следует уделить выявлению потенциальных конкурентов;
  • при планировании графика реализации проекта предприятие использует графики Ганта, однако, в них отображаются только временные показатели реализации проекта. Целесообразнее было бы сочетать данный графический метод с методом ПЕРТ-затраты, который позволяет на основе экспертных оценок определить стоимость планируемых работ и оптимизировать график по времени и затратам.

Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест»)