Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Инновационная активность компании - это динамика действий предприятий по созданию новшеств и их практической реализации. В современных рыночных условиях именно эта характеристика выступает индикатором движения предприятия к формированию конкурентных преимуществ, поскольку именно осуществление инноваций в условиях
быстроменяющегося внешнего мира и ограниченных объемов ресурсов определяет дальнейшее развитие компании. Поэтому сегодня инновационная активность - это важная характеристика менеджмента при анализе деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы оценки инновационной активности предприятия и эффективности инноваций ……………………………………………..… 6
1.1 Понятие и значение инновационной деятельности …………………. 6
1.2 Анализ эффективности инновационной деятельности.……………… 7
1.3 Инновационное проектирование и бизнес-планирование как направления инновационной деятельности …………………………………………….. 10
1.4 Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………….. 14
2. ОАО «Связьинвест», его характеристика …………………………… 17
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура…………………………………………………………….......… 17
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынки сбыта…………. 20
2.3 Перспективы развития ОАО «Связьинвест»………………………... 23
3. Анализ факторов и методов оценки эффективности инноваций на ОАО «Связьинвест ……………………………………………………………... 25
3.1 Организация и анализ инновационной деятельности на предприятии 25
3.2 Методика оценки эффективности инноваций……………………… 28
3.3 Учет фактора риска в экономической эффективности инноваций .. 34
3.4 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации инновационной активности предприятия ……………………………………………………………… 35
3.5 Рекомендации по улучшению инновационной активности ОАО «Связьинвест» …………………………………………………………… 37
Заключение ………………………………………………………………. 38
Список использованных источников…………………………………… 40
Приложение А. Организационно-управленческая структура управления
предприятием ОАО «Связьинвест» …………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)
lign="justify">     Особенности бизнес-планирования инновационной деятельности:

     1)     целевая ориентация на получение прибыли; 

     2)    активное использование результатов инновационной деятельности;

     3)    необходимость предельной концентрации ресурсов;

     4) долговременный скользящий характер бизнес-планирования инновационной деятельности;

     5)   обязательность применения маркетинговой концепции и наличия маркетинговой составляющей бизнес-плана инновационной деятельности;

     Для повышения эффективности функционирования системы бизнес-планирования инновационной  деятельности на предприятии необходимо совершенствовать управление бизнес-процессами, сокращая их стоимость и длительность осуществления; создавать организационные и финансовые условия для обеспечения роста производительности и качества труда; привлекать к совместной работе сторонних консультантов, расширяя границы управления и делегируя полномочия и ответственность [2, с. 177].

     Содержание  и структура бизнес-плана представлены в табл. 1: 

Таблица 1 – Содержание бизнес-плана  инновационного предприятия (ИП)

п/п

Раздел Краткое содержание
1 2 3
1. Титульный лист
  • Название ИП
  • Охватываемый период времени
  • Автор плана и его должность
  • Адрес, телефон, факс ИП
  • Дата составления
2. Оглавление Перечень разделов, страницы
3. кратное описание проекта (резюме)
  • Краткая характеристика ИП
  • Цель бизнес-плана
  • Финансовые требования
  • Источники получения средств
  • Направления использования средств и суммы затрат
  • Целесообразность инвестиций для инвестора. Сроки и условия возврата средств
4. Общие сведения об ИП
  • Название и юридический адрес
  • Регистрационные документы и имеющиеся лицензии
  • Состав акционеров и их доля в капитале
  • Цели и задачи ИП
  • История развития
  • Организационная структура
  • Руководство ИП
Продолжение таблицы 1
5. Инновационные продукты и услуги
  • Направления, области применения, специфические черты, особенности использования
  • Общие характеристики, параметры
  • Отличия от аналогов, особые достоинства
  • Оценка потребителей, ожидаемая реакция, сервисные услуги и дополнительные преимущества, получаемые клиентом
6. Исследования  и разработки
  • Инновационные намерения ИП
  • Участие в совместных научных проектах, научных сообществах, конференциях
  • Патенты, лицензии, ноу-хау
7. Производственная  деятельность, потребность в инвестициях
  • Характеристика зданий, сооружений, производственных площадей (имеющихся и дополнительно необходимых)
  • Потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах и ожидаемые источники их удовлетворения
8. Анализ ситуации в инновационной сфере
    • Характеристика инновационного рынка
    • Собственная доля рынка: фактическая и ожидаемая
    • Тенденции изменения инновационной ситуации
    • Характер конкуренции: состав ближайших конкурентов и их поведение
    • Оценка сильных и слабых сторон бизнеса
9. Сбыт (реализация)
  • Фактический и планируемый объем реализации инновационного продукта по направлениям деятельности
  • Ценовая политика предприятия и уровень рентабельности
  • Организация сбыта инновационной продукции
10. Маркетинг
  • Анализ клиентов и потребностей
  • Формы продвижения инновационного продукта на рынок
  • Организация рекламы
  • Система скидок и гибких цен
11. Финансовый  план
  • Расчет прибылей и убытков
  • Расчет текущих издержек
  • Прогноз движения денежных средств
  • Балансовый отчет
 
Окончание таблицы 1
12. Оценка перспектив, рисков и шансы
    • Долгосрочные цели и задачи развития предприятия (проекта)
    • Необходимые меры, обуславливающие организационные преобразования
    • Требуемая поддержка

     Примечание  – Источник: [13, с. 121] 

      Приведенная структура бизнес-плана отражает содержание укрупненных его разделов. В зависимости от целей и задач инновационного предприятия описание разделов бизнес-плана может быть полным или представлено в тезисной форме, или вообще опущенным.

      К бизнес-плану должен прилагаться  график выполнения работ научного, производственного, организационного, экономического и социального характера. Календарные планы (графики) обеспечивают координацию всех видов работ на инновационном предприятии во времени и пространстве. Все его позиции помогут найти пути согласования работ по обеспечению прибылей как инвесторам проекта, так и членам трудового коллектива. 

     1.4 Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия 

      Одной из основных целей предприятия, работающего  в условиях рыночной экономики, является не только обеспечение конкурентоспособности  его товаров, но и совершенствование  процессов их создания и производства. Практика показывает, что данной цели достигают организации, отличающиеся высокой инновационной активностью специалистов, независимо от того какую работу они выполняют и какие должности занимают. Отсюда следует, что для повышения конкурентоспособности современного предприятия управление инновационной активностью становится одним из основных факторов стратегического управления его деятельностью.

        Если исходить из того, что  страна в обозримой перспективе  не откажется от курса на  открытость экономики, и будет плавно интегрироваться в мировую экономику, то можно смело говорить о развитии следующих тенденций:

      1. Ускорится структурирование бизнеса, разовьются сегменты «наукоемких» компаний и специализированных высокотехнологичных предприятий.

      2. Активизация инновационной деятельности компаний приведет к оживлению отечественного рынка исследований и разработок. Борьба за «интеллектуальный потенциал» вызовет повышение его стоимости.

      3. Усилится кооперация с иностранными компаниями.

      4. Основным средством повышения конкурентоспособности компаний будет использование творческой энергии персонала, прежде всего, инженерно-технического и управленческого.

      5. В структуре доходов компаний будет возрастать доля от услуг и сервиса. 

      Такому  развитию будут, прежде всего, отвечать компании с высокой инновационной активностью. 

      Под инновационной активностью следует  понимать созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях  новизны (∆N) технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время (∆t).

      Источником  эволюционных инноваций служат научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность (разработки и внедрение изобретений), которые необходимо постоянно совершенствовать. Однако организационная система многих предприятий зачастую не способна к быстрым инновациям. Или, как образно сказал Лейф Эдвинссон: «Рыночные часы тикают быстрее тяжеловесных организационных ходиков» [12, С. 195]. 

      Отсюда  следует, что предприятиям необходимо научиться оперативно реагировать  на изменение потребностей, но эта  стратегия сможет обеспечить ему только временное преимущество, поскольку будет очень скоро использована конкурентами. Инновационно настроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей, видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны создавать продукты и услуги, у которых некоторое время не будет конкурентов. 

      Инновационная активность зависит от многих факторов, главным из которых является инновационно-креативный потенциал сотрудников предприятий. Это подтверждается современными исследованиями, которые говорят о том, что «успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам» [5, с. 135]. Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активности предприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческой энергии (созидательной деятельности) каждым из специалистов. По словам Брюса Меррифилда, курировавшего в свое время министерство торговли США, залогом конкурентоспособности в сфере промышленности служит умелое использование следующих факторов [11, с. 210]: 

      1.   Процесс инноваций, включая разработку и внедрение.

      2.   Постоянное переобучение рабочего персонала.

      3. Автоматизация производства на основе широкого использования возможностей вычислительной техники. 

      При этом решающую роль играет корпоративная  культура сложившейся среды в  организации, позволяющая создавать  инновации.

      Инновационная активность есть суть внутреннего состояния предприятия, которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенного персонала. Конкурентоспособность предприятия напротив, является отражением внешней среды, которой оно управлять в явном виде не может, однако способно оказывать на нее влияние через повышение своей инновационной активности.

      Однако  мало создать инновационно насыщенное изделие, оно должно трансформироваться в конкурентоспособный товар, который  должен быть воспринят и  оценен потребителем. Этого можно достигнуть только с помощью качественных инновационно активных услуг, и с точки зрения потребителя, являются одной из важнейших характеристик товара, при решении вопроса о его приобретении. Особенно это касается изделий высокотехнологичных производств [7, с. 100-104]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.  ОАО «Связьинвест», его характеристика 

      2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура 

     Открытое  акционерное общество «Связьинвест» (ОАО  «Связьинвест») в качестве юридического лица зарегистрировано решением Мингорисполкома 02.03.1995г. за № 3531, прошло перерегистрацию и на основании решения Мингорисполкома 23.12.1996г. за № 6884 включено в Реестр Общереспубликанской регистрации.

     В связи с приведением учредительных документов в соответствие с декретом Президента РБ № 11 от 16.03.1999г. и новым Гражданским Кодексом ОАО «Связьинвест» решением Мингорисполкома от 17.04.2000г. за № 400 зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100886904.

     Устав Общества в новой  редакции зарегистрирован  решением Мингорисполкома  от 29.12.2005г. № 2363.

     В качестве налогоплательщика  ОАО «Связьинвест»  зарегистрировано 20.09.1995г. № 4815 УНП 100886904.

     Юридический адрес: 220040 г. Минск, Некрасова 114, комната 60.

     Уставный  капитал общества составляет 60 миллионов  белорусских рублей и разделён на 1200000 простых акций  номинальной стоимостью 50 рублей.

     Ведение Реестра владельцев акций поручено депозитарию  ОАО «Приорбанк», заключившему корреспондентские отношения с ГП «Центральный республиканский депозитарий ценных бумаг».

     В Реестре владельцев акций зарегистрировано шесть акционеров. Все акции предприятия выкуплены акционерами.

     Уставный  фонд первоначально  сформирован за счёт денежных вкладов его учредителей. В последующем увеличился за счёт использования средств фонда переоценки основных средств. Изменения в проспект эмиссии выпуска акций ОАО «Связьинвест» зарегистрированы 13.07.2000 г. и 30.12.2005 г. Минской городской инспекцией Государственного Комитета по ценным бумагам РБ.

     Органами  управления ОАО «Связьинвест»  являются: общее собрание акционеров, генеральный  директор.

     ОАО «Связьинвест» получены следующие лицензии: 02140/016209 на деятельность в области связи (выдана Министерством связи и информатизации РБ до 08.10.2010 г. решением № 15 от 09.10.2005 г.); 02190/0213215 на право осуществления перевозки пассажиров и грузов (выдана Министерством транспорта и коммуникаций РБ до 31.03.2010 г. решением № 37-ЛИ от 01.04.2005 г.); Д169762 на деятельность по строительству зданий и сооружений 1-го и 2-го уровней ответственности в соответствии с государственными стандартами ( выдана Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу до 05.04.2012 г. приказом Госстроя России от 05.04.2007 г. №9/19).

     ОАО «Связьинвест» относится  к мелкосерийному типу производства. На предприятии применяется  партионный метод  организации производства, означающий, что продукция  производится сериями, а детали запускаются в обработку партиями; за каждым рабочим местом закрепляется несколько деталей и операций; для выполнения операций определённого вида работ применяется универсальное оборудование, инструмент и приспособления, а для повторяющихся партий – специализированное оборудование.

     ОАО «Связьинвест» является организацией, занимающейся производством и  реализацией телекоммуникационного  оборудования. В течение 13 лет основные подходы «Связьинвест» к работе остаются неизменными: обеспечение заказчика простыми и эффективными решениями, доступные цены, следование последним достижениям в развитии телекоммуникаций. Обладая научно-техническими, производственными, торговыми и сервисными подразделениями в Беларуси, России и Украине, ОАО «Связьинвест» не только поставляет, но и обслуживает свои коммуникационные решения независимо от расположения заказчика на территории стран СНГ.

Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест»)