Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа
Инновационная активность компании - это динамика действий предприятий по созданию новшеств и их практической реализации. В современных рыночных условиях именно эта характеристика выступает индикатором движения предприятия к формированию конкурентных преимуществ, поскольку именно осуществление инноваций в условиях
быстроменяющегося внешнего мира и ограниченных объемов ресурсов определяет дальнейшее развитие компании. Поэтому сегодня инновационная активность - это важная характеристика менеджмента при анализе деятельности предприятия.
Введение……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы оценки инновационной активности предприятия и эффективности инноваций ……………………………………………..… 6
1.1 Понятие и значение инновационной деятельности …………………. 6
1.2 Анализ эффективности инновационной деятельности.……………… 7
1.3 Инновационное проектирование и бизнес-планирование как направления инновационной деятельности …………………………………………….. 10
1.4 Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………….. 14
2. ОАО «Связьинвест», его характеристика …………………………… 17
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура…………………………………………………………….......… 17
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынки сбыта…………. 20
2.3 Перспективы развития ОАО «Связьинвест»………………………... 23
3. Анализ факторов и методов оценки эффективности инноваций на ОАО «Связьинвест ……………………………………………………………... 25
3.1 Организация и анализ инновационной деятельности на предприятии 25
3.2 Методика оценки эффективности инноваций……………………… 28
3.3 Учет фактора риска в экономической эффективности инноваций .. 34
3.4 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации инновационной активности предприятия ……………………………………………………………… 35
3.5 Рекомендации по улучшению инновационной активности ОАО «Связьинвест» …………………………………………………………… 37
Заключение ………………………………………………………………. 38
Список использованных источников…………………………………… 40
Приложение А. Организационно-управленческая структура управления
предприятием ОАО «Связьинвест» …………
6.
Технологическая подготовка и
организация производства, охватывающие
приобретение средств
7.
Обучение, подготовка и переподготовка
персонала, обусловленные
8.
Маркетинг, предусматривающий
Современную инновационную деятельность и ее виды характеризуют по двум направлениям (тенденциям):
Инновационная деятельность немыслима без четко работающей инновационной инфраструктуры. В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерирования новых научно-технических идей и их обработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции. Что касается предприятия как отдельного хозяйствующего субъекта, то инфраструктурой для него будет являться совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга подразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей.
В целом, инновация в деятельности предприятия имеет значение только тогда, когда она совершенствует деятельность в соответствии со стратегией развития бизнеса. В действительности, инновации процесса деятельности предприятия невозможны, если они будут случайными разовыми воздействиями и не будут сфокусированы на стратегической части ведения бизнеса и будут подразумевать достижение стратегических целей [6, с. 107].
Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.
Эффективность
деятельности организации выражается
через экономические и
К
системе показателей
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.
Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Т.е., экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).
В
зависимости от учитываемых результатов
и затрат различают следующие виды
эффекта:
Прибыль организации от инновационной деятельности (при соблюдении законодательства) | |||||||
Экономический эффект от осуществления инноваций в организации |
Экономический эффект от продажи новшеств собственной разработки и покупных | ||||||
Экономический
эффект |
Научно-технический эффект | Социальный эффект | Экологический эффект | ||||
|
|
|
|
Рисунок 1 – Система показателей эффективности инноваций
Примечание – Источник: [13, с. 97]
Основные этапы анализа эффективности инновационной деятельности:
1.3
Инновационное проектирование
Разработка инновационного проекта осуществляется на основе принятия управленческого решения.
Рисунок 2 – Процесс принятия управленческого решения
Примечание
– Источник: [4, с. 97]
Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как форма целевого управления инновационной деятельностью, как процесс осуществления инноваций, как комплект документов. Инновационный проект – это сложная система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий для достижения конкретных целей.
Принципы технико-экономического обоснования:
Инновационный проект разрабатывается, если для реализации на предприятии законченных научно-технических разработок, новых или усовершенствованных технологий требуются значительные инвестиции. Он обосновывается так же, как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность – учет более высокого уровня риска. Который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.
Разработкой
и реализацией проекта
Под бизнес-планированием инновационной деятельности следует понимать прибыльно-ориентированный процесс планирования мероприятий по созданию и внедрению новшеств, осуществляемый путем проведения совокупности экономических расчетов и прогнозирования производственных и организационно-управленческих показателей, представленных в бизнес-плане инновационной деятельности, достижение которых обеспечивает реализацию целей инновационной деятельности.
Основной целью бизнес-планирования инновационной деятельности является планирование выпуска инноваций в соответствии с возможностью получения прибыли в результате маркетингового, организационного, управленческого, экономического и производственного обоснования конечных результатов инновационной деятельности.
Главными задачами бизнес-планирования являются: планирование инновационной деятельности в соответствии с требованиями рынка в новых товарах и технологиях; предоставление полной и достоверной информации о степени готовности предприятия к осуществлению инновационной деятельности [4, с. 167].
Содержание бизнес-планирования инновационной деятельности состоит в постановке конечных и промежуточных целей инновационной деятельности, ориентированных на потребности рынка и возможность возврата вложенных средств с положительным экономическим эффектом, и определении средств и методов их достижения, оптимальным образом взаимоувязанных по срокам, исполнителям и потребляемым ресурсам.