Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Инновационная активность компании - это динамика действий предприятий по созданию новшеств и их практической реализации. В современных рыночных условиях именно эта характеристика выступает индикатором движения предприятия к формированию конкурентных преимуществ, поскольку именно осуществление инноваций в условиях
быстроменяющегося внешнего мира и ограниченных объемов ресурсов определяет дальнейшее развитие компании. Поэтому сегодня инновационная активность - это важная характеристика менеджмента при анализе деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы оценки инновационной активности предприятия и эффективности инноваций ……………………………………………..… 6
1.1 Понятие и значение инновационной деятельности …………………. 6
1.2 Анализ эффективности инновационной деятельности.……………… 7
1.3 Инновационное проектирование и бизнес-планирование как направления инновационной деятельности …………………………………………….. 10
1.4 Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………….. 14
2. ОАО «Связьинвест», его характеристика …………………………… 17
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура…………………………………………………………….......… 17
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынки сбыта…………. 20
2.3 Перспективы развития ОАО «Связьинвест»………………………... 23
3. Анализ факторов и методов оценки эффективности инноваций на ОАО «Связьинвест ……………………………………………………………... 25
3.1 Организация и анализ инновационной деятельности на предприятии 25
3.2 Методика оценки эффективности инноваций……………………… 28
3.3 Учет фактора риска в экономической эффективности инноваций .. 34
3.4 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации инновационной активности предприятия ……………………………………………………………… 35
3.5 Рекомендации по улучшению инновационной активности ОАО «Связьинвест» …………………………………………………………… 37
Заключение ………………………………………………………………. 38
Список использованных источников…………………………………… 40
Приложение А. Организационно-управленческая структура управления
предприятием ОАО «Связьинвест» …………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)
  • Telta

      ОАО «Связьинвест» является официальным  представителем и сервисным центром  в РБ крупнейшего Российского  производителя телефонных аппаратов  различного назначения ОАО Пермский телефонный завод «Телта». ОАО Пермский телефонный завод «Телта» является крупнейшим разработчиком и производителем на территории РФ оконечной абонентской техники и средств связи. 

      Изделия ОАО «Телта» устанавливаются  в офисах, квартирах, промышленных предприятиях, стационарных и подвижных объектах, во временных помещениях, укрытиях и на открытом воздухе, в полевых условиях, в условиях функционирования железных дорог и на объектах, где ведутся конфиденциальные разговоры.  

     2.3 Перспективы развития ОАО «Связьинвест» 

     ОАО «Связьинвест» принимает участие  в ежегодных выставках «Tibo» (Минск), «Связьэкспоком» (Москва). Если в Беларуси потенциальные заказчики знакомы с продукцией ОАО «Связьинвест», то за ее пределами несколько лет назад о такой организации и не подозревали. Исправить эту ситуацию помогает участие в выставках.

     Основным  направлением развития является совершенствование конструкции и организации крупносерийного производства сельско-пригородных узлов, спрос на которые чрезвычайно велик (стоимость одной единицы оборудования на сегодняшний день составляет 80-300 млн. руб., в зависимости от модификации). Потребности республики в телефонных станциях постоянно возрастают, в связи со старением парка, который создавался, как правило, на основе оборудования произведенного бывшими соцстранами, такими как Болгария, Чехословакия, Польша и бывшими республиками СССР, в основном Латвией и Россией. Привлекают заказчика постоянное совершенствование дизайна, расширение и совершенствование технических возможностей. Все конструкторские новинки внедряются на уже работающем оборудовании.

     На  сегодняшний день предприятие ставит перед собой цель – расширение существующих рынков сбыта, а также завоевание новых рынков на территории СНГ. Прежде всего, продукция конкурентоспособна по цене: средняя цена в России составляет 65 у.е. за номер, когда ОАО «Связьинвест» может предложить свою продукцию по 55 у.е. за номер с более выгодным комплектом поставки (кроме непосредственно оборудования АТС включается АКБ, система ПС-60, кросс).

     Единственным  конкурентом на территории РБ по производству ЭАТС является Минское производственное объединение вычислительной техники, производящее аналогичную телефонную стацию «Бета». По количеству и качеству, техническим условиям эксплуатации она значительно уступает продукции ОАО «Связьинвест». Соотношение объемов реализации составляет примерно 35% на 55% в пользу оборудования ОАО «Связьинвест», 10% составляет оборудование импортного производства

     Сильные позиции предприятия – цена, простота эксплуатации ЭАТС и системы ПС, обязательства по гарантийному сроку  обслуживания (24 месяца), неприхотливость оборудования к линейным сооружениям.

     Слабые  стороны – недоработки в системе  оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), наличие которой обязательно  для ЭАТС свыше 3000 номеров (требования ФСБ РФ), отсутствие сервисных центров  по гарантийному и послегарантийному обслуживанию за пределами РБ, слабо развита рекламная деятельность. В бизнес-плане указаны направления работы предприятия по ликвидации слабых сторон.

     Особое  внимание уделяется конкурентам. Выделены конкурентные преимущества продукции ОАО «Связьинвест». Однако, недостатком является то, что не изучены конкуренты за пределами РБ и потенциальные конкуренты. Это является немаловажным, т.к. предприятие намерено экспортировать свою продукцию. Поэтому важно знать не только среднюю цену на подобное оборудование в России, но и изучить издержки, производственные мощности, объемы производства, ценовую политику конкурентов, чтобы была возможность спрогнозировать возможное поведение конкурентов при появлении нового производителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Анализ факторов и методов оценки эффективности инноваций на ОАО «Связьинвест» 

      3.1 Организация и анализ инновационной деятельности на предприятии 
 

     В ОАО «Связьинвест» инновационная  деятельность - непрерывный процесс: постоянно усовершенствуется конструкция изготавливаемой продукции, идет поиск и использование в производстве новых видов комплектующих изделий, была разработана и запущена в производства цифровая АТС (узловая), в 2007 году был разработан новый вид продукции – принципиально новая на отечественном рынке система электропитания (ПС-60), открываются по мере необходимости сервисные центры по гарантийному и послегарантийному обслуживанию, расширяется рынок сбыта, в частности, осваиваются рынки России и Украины, и т.д.

     На  предприятии в настоящее время  действует комплексная система управления качеством продукции и 96 стандартов предприятия.

     В стадии разработки находится «Руководство по качеству».

     Для сокращения технологического брака  было внедрено и широко используется специализированное сервисное стендовое оборудование. Прозвонка кассет автоматизирована с помощью стендового оборудования «ПОЛИНОМ», наладка ТЭЗов также автоматизирована и ведется с помощью стендового оборудования «КАРАТ». Это позволяет наряду с сокращением брака существенно уменьшить временные затраты как на этапе автономной наладки, так и на этапе комплексной наладки и термотренировки АТС. Это же стендовое оборудование применяется на сервис-центрах для проведения ремонтных работ. Для наладки и контроля силовой электроники (блоки питания, преобразователи напряжения для ПС-60) разработаны и используются специализированные стенды.

     Для сокращения брака по причине низкого  качества комплектующих изделий  по ряду проблемных позиций ведется  предварительный выборочный контроль.

     Для учета и анализа причин отказов ТЭЗов в эксплуатации с целью их дальнейшего устранения разработана электронная база данных по отказам ТЭЗов ЭАТС Ф, которая с начала 2001г. ведется всеми сервис-центрами РБ.

     По  результатам анализа проводятся доработки и усовершенствования оборудования.

     Сделаны первые шаги по внедрению в производство новой, более прогрессивной технологии поверхностного монтажа (усовершенствованные  микросборки, монтаж ПЛИС ALTERA в корпусах QFP240, опытный ТЭЗ восьмиканальных абонентских комплектов АК8), позволяющей уменьшить массогабаритные показатели аппаратуры.

     В настоящее время ведутся следующие  работы по модернизации и усовершенствованию АТСЭ Ф:

  • предполагается завершение работ по аппаратной и программной поддержке пакетных сигнализацией ОКС7 и DSS1, что позволит встраивать аппаратуру в сеть общего пользования, оснащенную самым современным оборудованием, а также интегрировать в свой состав различное периферийное импортное оборудование (транкинговые и DECT системы радиодоступа, ISDN-модули и т. д.);
  • разработка интегрированного в АТС блока ISDN на базе специализированного телекоммуникационного процессора;
  • разработка абонентского концентратора;
  • усовершенствование и дальнейшее развитие системы техобслуживания АТС (разработка нового ТЭЗа АПЛ для измерения параметров абонентской линии и абонентского комплекта);
  • расширение возможностей и вариантов организации центров технической эксплуатации с использованием ТЭЗов СЛС, СЛК, МС;
  • модернизация системы электропитания ПС-60: разработка “интеллектуальной” системы термокомпенсации для заряда АКБ и увеличение мощности всей системы электропитания за счет разработки преобразователя удвоенной мощности.

     Таким образом, очевидно, что предприятие  стремится идти в ногу со временем, инновационный процесс действительно  непрерывный и комплексный, научно-обоснованный. Однако бизнес-планы для каждого конкретного проекта на предприятии не составляются. Так за весь период работы предприятия (1995-2007г.г.) были разработаны всего лишь два бизнес-плана:

    • 2000 год - бизнес-план для получения краткосрочного кредита в ЗАО «Мосбизнесбанк» для пополнения оборотных средств. Средства были направлены на приобретение и внедрение в производство новых комплектующих изделий импортного производство микросхем Motorola.
    • 2004 год - бизнес-план «Производство системы электропитания ПС-60»

     Данные  бизнес-планы разрабатывались по методологии ЮНИДО. В соответствии с данной методологией бизнес-план состоит из двух частей – описательной и расчетной. Расчетная – это  финансовый раздел, остальные излагаются в виде текстового обоснования.

     Резюме.

  1. Описание предприятия.
  2. Анализ рынка и стратегия маркетинга
  3. Проектно-конструкторская разработка.
  4. Финансовый план.

     В резюме бизнес-плана кратко изложены выводы и рекомендации, касающиеся всех аспектов исследования. Здесь  указан объем первоначальных инвестиций, в том числе собственный капитал, количество продаж, конкурентное преимущество товара.

     ОАО «Связьинвест» в разделе «Резюме» дает общую характеристику инновационного проекта, обосновывает необходимость  внедрения данной новации, указывает среднюю планируемую цену. Кроме того, указываются необходимые финансовые вложения и источники финансирования. Так для внедрения в производство системы электропитания ПС-60 предприятию необходимы 108 млн. руб. для закупки оборудования и материальных ресурсов.

     Планируется использовать собственные средства предприятия, в том числе:

  • амортизационный фонд – 12,7 млн. руб.
  • фонд развития производства (накопления) – 167 млн. руб.,

     Указывается предполагаемый объем продаж, который  составит »1150 блоков ВБ в год с последующим ежегодным увеличением на 10%. Расчет произведен на основании плана министерства связи РБ по строительству новых и замене существующих ЭАТС на ведомственных сетях связи РБ.

     Описание  предприятия. В этом разделе отражаются следующие вопросы: история создания, основные достижения и неудачи предприятия, выпускаема продукция, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     ОАО «Связьинвест» в данном разделе  указывает форму собственности (открытое акционерное общество), владельцев акций и уставный капитал предприятия, органы управления (общее собрание акционеров, наблюдательный совет и дирекция), когда и кем зарегистрировано предприятие, лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность предприятия (директор, главный бухгалтер).

     Во  второй части этого раздела описываются  основные направления деятельности предприятия. История создания и  развития предприятия Особое внимание уделено постоянному росту объемов  продаж и соответственно объемов  производства. Перечислены лицензии и сертификаты, полученные ОАО «Связьинвест».

     В разделе Анализ рынка и стратегия  маркетинга предприятие описывает  основные направления, в том числе  совершенствование конструкции  оборудования и организация крупносерийного  производства. Проводится анализ рынка в РБ и за пределами республики Беларусь. Главная цель предприятия – поиск новых рынков, в частности завоевание доли рынка России и Украины.

     Проектно-конструкторская  разработка предполагает наличие технической  документации для организации производства, составление спецификации для технологического и прочего оборудования, разработку рабочих чертежей изделия, а также определение стоимости основного капитала и нематериальных активов. Кроме того, здесь рассчитываются оптимальные запасы сырья, материалов, готовой продукции и стоимость оборотного капитала.

     ОАО «Связьинвест» в данном разделе  указывает производственную мощность необходимого технологического оборудования для изготовления системы ПС-60, и  как предприятие будет использовать эту мощность.

     После полной разработки финансового плана идет экономическое обоснование эффективности инновационного проекта. 

     3.2 Методика оценки эффективности инноваций  

     В системе управления инновационными проектами оценка эффективности  инновационных проектов представляет один из наиболее ответственных этапов. От того, насколько объективно и всесторонне проведена эта оценка, зависят сроки возврата вложенного капитала, варианты альтернативного его использования, дополнительно генерируемый поток прибыли предприятия в предстоящем периоде. Эта объективность и всесторонность оценки инновационного проекта в значительной мере определяется использованием современных методов ее проведения. Эти методы формируются на оценке различных показателей [6, с.193].

Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест»)