Гоударственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.

Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:

- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;

- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 99.03 Кб (Скачать)

     В настоящее время создано достаточно обширное учебно-методическое обеспечение, например, в форме учебников, учебных пособий, методических рекомендаций - все они позволяют многочисленному слою предпринимателей и менеджеров сформировать высокую компетентность и профессионализм в управлении МП. Однако, касаясь управления МП в инновационной сфере деятельности, следует отметить, что здесь, по нашему мнению, имеются определенные пробелы, которые обусловлены спецификой самого инновационного процесса, высокой степенью его стохастичности и неопределенности, рыночной тенденцией "сжатия" периода жизненного цикла инноваций, а главное тем обстоятельством, что МБ в инновационной сфере получил относительно небольшое распространение[13,c.23].

     Кроме того, считается, что предпринимательство  представляет собой мыслительный процесс  со всеми вытекающими из этого  последствиями. Здесь также имеются  стадии формирования идеи, ее всесторонней разработки, конструирования и реализации, которые напоминают по своей структуре  жизненный цикл создания и продаж товара. Для этого тоже необходимы талант, удача, самоорганизация, способность  с самовыражению личности. В связи  с этим в ряде случаев происходит переоценка своих сил теми специалистами (учеными, конструкторами), которые  создают МП в сфере научно-технической  и инновационной деятельности без  достаточных знаний и практики в  области предпринимательства[13,c.27].

     В действительности сложилась в этой области такая ситуация, когда, с  одной стороны, существуют предприниматели  и менеджеры, хорошо подготовленные в области организации производства, менеджмента, маркетинга, финансов, правового  обеспечения предпринимательской  деятельности, однако слабо представляющие особенности организации и технологии работ на стадиях жизненного цикла инноваций, с другой стороны, пришедшие в эту сферу специалисты, не имеющие навыков и слабо владеющие всеми нюансами предпринимательства, К этому следует добавить тавтологию, что МП являются "малыми", поэтому не всегда имеется возможность дифференцировать эти области деятельности из-за финансовых возможностей предприятия привлекать к работе менеджеров[13,c.30].

     И еще один момент функционирования МП в инновационной сфере или  так называемого инновационного предпринимательства, не рассмотренный в предыдущих разделах работы, - это отличие его от производственного процесса. В числе таких отличий следует назвать:

     - многочисленность и неопределенность  путей достижения цели;

     - высокий риск достижения цели  в условиях весьма ограниченных  ресурсов;

     - невозможность ориентации на  прогнозные оценки и, следовательно,  планирования инвестиционного процесса;

     - необходимость преодоления сопротивления  в сфере интересов участников  инновационного процесса.

     Наконец, последнее, - цикл "исследование - разработка - производство - эксплуатация" представляет собой достаточно длинную цепь этапов: НИР - ОКР - опытное изготовление - испытание - маркетинго-экономическая оценка - серийное производство - продажа - использование  продукции потребителем. Естественно  предположить, что МП не под силу освоить всю перечисленную цепь этапов и все стадии цикла, поэтому  каждое предприятие ставит своей  целью либо осуществление небольшого проекта (вида изделия, услуги), который  может быть по силам малому персоналу  исполнителей, либо - части достаточно крупного проекта, например, отдельной стадии, отдельного этапа или даже части этапа.

     Все вышеизложенное свидетельствует о  специфике организации и управления МП. Специфика управления МП, как  показывает изучение практики, заключается  в элементах плохой организации  труда предпринимателя или менеджера. В случае их наличия, эти элементы образуют как бы заколдованный круг, в котором плохая организация  концентрируется.

     О том, что это действительно так, убеждает изучение системной модели маркетингово-экономической оценки цикла "исследование - разработка - производство - эксплуатация". Ее анализ показывает, что практически является невозможным осуществить все стадии и этапы, отображенные на модели, не только на МП, но и в ряде случаев на крупном машиностроительном предприятии. Для этого необходимо кооперирование производства с другими предприятиями и организациями, которое развивается на базе углубления специализации их производства. Именно в этом аспекте и лежат те "ниши", в которых могут развиваться малые предприятия, используя оригинальные разработки владельцев интеллектуальной собственности на том или ином этапе инновационного цикла[11,c.261].

     Однако  в любом случае предпринимателю (компаньонам) и менеджеру в МП приходится заниматься в подавляющем  числе случаев определением, формулированием  и реализацией целей предприятия, даже в тех МП, когда он (они) обязаны  наводить и поддерживать соответствующий  порядок в сфере своей компетентности. Таким образом, на малом предприятии  каждый предприниматель и каждый менеджер является не только организатором  своей собственной работы, но и  стратегом и тактическим исполнителем целей и задач фирмы. Прежде чем  исследовать и дать рекомендации по первому аспекту, рассмотрим второй аспект задачи разработки системного методического обеспечения управления МП[11,c.228].

     Каждый решивший заняться МБ должен определить для себя конкретные цели в создании МП:

     - получение дохода на вложенный  финансовый или интеллектуальный  капитал без активного участия  в делах фирмы;

     - участие в роли хозяина, сохозяина,  менеджера;

     - обеспечение занятости и получение  дохода себе, своим партнерам;

     - желание реализовать свою интеллектуальную  собственность[12,c.18].

     Затем познакомиться с обязательными  требованиями законов, в части невозможности  изменения их положениями учредительных  документов. При этом следует иметь  в виду, что "малое предприятие" - это категория фирм с льготным налогообложением, которое определяется двумя параметрами:

     - состава участников: не более  25% уставного капитала может принадлежать  государственным, муниципальным  и общественным организациям, которые  в свою очередь должны быть  МП;

     - количество работников[12,c.59].

     При выборе организационно-правовой формы МП следует руководствоваться: во-первых, разработанными и принятыми специально Федеральными законами:

     - "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 12.05.1995 года;

     - "Об упрощении системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 28.12.1995 года;

     во-вторых, сводами законов Российской Федерации:

     - Гражданский кодекс РФ;

     - Таможенный кодекс РФ;

     - Арбитражно-процессуальный кодекс РФ; ® Уголовный кодекс РФ;

     - Кодекс РФ "Об административных правонарушениях";

     - Кодекс законов о труде РФ;

     - Налоговый кодекс РФ (рассматриваемый Государственной Думой РФ)[11,c.152].

     Кроме того, будущий предприниматель должен изучить региональные акты законодательной  и исполнительной власти по поддержке  и регулированию МБ.

     Из  перечисленных законодательных  актов следуют правила, которые  необходимо всем и всегда соблюдать:

    1. Защита прав собственности во всех ее формах, равенство сторон в сделках, свобода договора.
    2. Ответственность предпринимателя по платежам за перемещение товаров через границу, строгий контроль за сроками и правильностью оформления документов.
    3. Презумпция невиновности, неотвратимости наказания, защита интересов всех граждан.
    4. Административная ответственность руководителя за противоправные действия работников предприятия.
    5. Обязательная письменная форма трудового договора, единые правила регулирования взаимоотношений работодателя и работника во всех секторах и сферах экономики, типах собственности и формах пред приятия.
    6. Исчерпывающий (максимально краткий) перечень налогов, не- возможность введения налогов задним числом[11,c.216].

     Порядок создания и процесс регистрации  МП общепринят на территории РФ и включает в себя:

     -решение  учредителя (протокол собрания), договор  о создании (учредительный договор), Устав предприятия.

     -открытие  накопительного счета и внесение  не менее 50 % уставного капитала;

     -регистрирование  учредительных документов; - открытие  расчетного счета в КБ;

     -регистрация  в налоговой инспекции, отделениях  пенсионного фонда, фондов обязательного  медицинского, социального страхования  и занятости[11,c.271].

     Стратегия (философия) МП должна быть разработана  в такой степени, чтобы предприниматель  имел возможность решать вопросы: что, каким образом, в каком количестве производить, по каким каналам доводить товар до потребителя, как стимулировать  продажи, каким образом завоевать  и отстоять свой сегмент рынка, каковым  при этом будет экономическое  положение и перспективы развития фирмы.

Таблица 2- Матрица SWOT-анализа

Альтернативы  Сильные стороны  Слабые  стороны  Возможности Угрозы  Рекомендации 
Производство  традиционного изделия  Известные потребителям Снижение продаж Улучшение потребительских  свойств  Уход с этого  сегмента рынка  Разработка  изделия с лучшими характеристиками
Производство  аналогичного изделия конкурентом  Тоже  Тоже  Использовать  готовый рынок  Затеряться  на завоеванном рынке  Улучшить дизайн
Предполагаемое  производство изделия, повышенного  качества Технические и  технологические преимущества Освоение нового производства, дополнительны инвестиции Завоевание  нового рынка  Раскрытие технических  секретов Начать производство новой продукции 
 

     Селективный метод разработки стратегии фирмы позволяет:

     - отобрать по определенным критериям наиболее существенные направления деятельности фирмы;

     - дать этим направлениям дифференцированную оценку и ран жировать их во времени (в зависимости от модели жизненного цикла продукции) и по сегментам рынка (в пространстве);

     - распределить ресурсы по направлениям деятельности фирмы в зависимости от эффективности и перспективности каждого направления;

     - отобрать из альтернативных оптимальный вариант инновационной деятельности[14,c.261].

     SWOT-анализ (strengths and weaknesses, opportunities and threats, то есть  сильные и слабые стороны, возможности  и угрозы) рассматривает спектр  альтернатив решения проблемы, а затем, например, методом "мозговой атаки" из них отбирается рациональное решение. В таблице 2 рассмотрен условный пример применения SWOT-анализа.

     По  этой же причине, не рассматривается  бухгалтерский учет и оптимизация  налогообложения. Эти процедуры  в управлении МП определяются самостоятельными отраслями экономических наук, практикой. К этому лишь следует добавить, что от бухгалтерского учета и  анализа, налогового планирования полностью  зависит эффективность работы фирмы, благосостояние работников. Вместе с  тем предприниматель сам должен держать под контролем:

     - налоговый календарь;

     - план оптимизации налоговых обязательств;

     - график погашения налоговых платежей и других платежей, позволяющий контролировать состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

     - удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности[14,c.263].

     Для МП реализация инновационной деятельности (инвестиционного проекта) может  осуществляться по схеме проектного финансирования, сущность которого заключается  в:

     - определении правильного соотношения собственных и заемных средств;

     - использовании их на расширение основных и оборотных фондов;

     - оценке ликвидности отдельных групп активов;

     - выборе рационального варианта дебиторской и кредиторской задолженности;

Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности