Гоударственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.

Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:

- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;

- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 99.03 Кб (Скачать)

      2.1 Органы государственного  регулирования инновационного  процесса в РФ 

      В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный[9,c.190].

      По  своему содержанию управление инновационным  процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру  управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности  между ними, соотношение прав и  обязанностей; б) систему сбора, обработки  и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора  и расстановки кадров.

      Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия  для согласованного принятия мер  по стимулированию инноваций.

      Субъектами  инновационной политики выступают  центральные и местные органы власти, предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники  и инноваторы, смешанные образования.

      Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования  Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической  политике - консультативный орган. Основными  задачами совета являются:

      -информирование  Президента о процессах, происходящих  в научно-технической сфере в  стране и за рубежом;

      -разработка  предложений о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных  направлений в ее реализации;

      -анализ  и экспертиза поступающих на  заключение Президента проектов  законодательных актов по научно-техническим  вопросам;

      -подготовка  предложений о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим  вопросам;

      -участие  в подготовке официальных документов  и материалов по научно техническим  вопросам для Президента РФ[9,c.165].

      Органы  законодательной власти РФ - Государственная  дума и Совет Федерации - имеют  право инициирования законов  в сфере научно-технической и  инновационной деятельности. В обеих  палатах функционируют соответствующие  комитеты - Комитет Госдумы по образованию  и науке и Комитет Совета Федерации  по образованию, науке и культуре.

      Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической  и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической  политике, которую возглавляет непосредственно  Председатель Правительства.

      Основными функциями комиссии являются обеспечение  согласованной работы федеральных  органов исполнительной власти и  исполнительных органов субъектов  РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической  политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических  достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

      Министерство  образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной  и научно-технической политики в  области образования и науки, осуществление мер по созданию и  развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

      -организация  научно-технического прогнозирования;

      -выбор  и оценка приоритетных направлений  развития образования, науки и  техники;

      -разработка  и применение организационно-экономических  механизмов реализации выбранных  приоритетов;

      -создание  государственных научно-технических  программ и проектов;

      -методическое  руководство подготовкой кадров  региональных и межрегиональных  научно-технических программ;

      -финансирование НИОКР общегосударственного значения;

      -создание  и развитие благоприятной среды  для научной и инновационной  деятельности;

      -формирование  соответствующих систем экономического  стимулирования и организационных  структур;

      -организация  условий для опережающего развития  фундаментальных научных исследований;

      -обеспечение  формирования государственной политики  в области международных связей  в сфере образования, науки  и техники и др[9,c.199].

      Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и  методов государственного воздействия  на экономику:

      -непосредственно  разрабатывает государственную  инновационную политику;

      -устанавливает  приоритеты в развитии народного  хозяйства страны и се регионов;

      -определяет  основные направления инвестиционной  политики, в том числе меры  по стимулированию инновационной  активности;

      -организует  разработку федеральных целевых  программ но развитию приоритетных  отраслей и сфер экономики,  решению первоочередных социально-экономических  проблем[9,c.206].

      Минфин  РФ осуществляет бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит  использования финансовых ресурсов.

      Структура механизма государственного регулирования  инновационных процессов показана на рис. 1. 

      

      Рисунок 1 Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации 

2.2 Налоговое регулирование  инновационной деятельности 

     Источником инноваций в западных странах наряду с государством выступают транснациональные корпорации. Так, например, совокупная величина научных расходов ТНК — мировых лидеров составляет: «Дженерал Моторс» — USD 8,2, «Форд» — 6,3, «Сименс» — 4,47, ИБМ — 4,3, «Хитачи» — 3,65, а в расчете на одного занятого — «Майкрософт» — 87 тыс., «Интел» — более 35 тыс[3,c.11].

     К сожалению, как показала практика, в  современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать  товаропроизводителей широко использовать инновации.

     Экономическая специфика научных и инновационных организаций определяется следующими признаками.

     Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных  организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а, следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН)[3,c.15].

     Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и  в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В  этой связи применение действующих  ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания  их развития.

     Очевидно, что довольно значимой проблемой  для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

     В мировой практике инструмент налоговых  льгот не рассматривается самодостаточным  для регулирования инновационных  процессов, он встроен в систему  мер, таких, как прямое бюджетное  финансирование, гранты государственные  и частные, создание государственных  корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ.

     Как показывает зарубежный опыт, между  уровнем налогообложения и склонностью  к предпринимательству вообще, инновационному в частности наблюдается прямая зависимость.

     Учитывая  складывавшиеся в отечественной  инновационной практике в течение  многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной  системы выступают следующие  организации: вузы, НИИ (отраслевые и  академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

     С этих позиций налоговое стимулирование инновационной деятельности будет  рассмотрено как с точки зрения непосредственных участников инновационного процесса, так и с точки зрения компаний, формирующих «среду» для  инновационного развития: к последним, в частности, относятся кредитные  организации, страховые компании, патентные  бюро и др.

     НДС

     Не  подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ, относящихся к созданию новых  продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности: 
— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; 
— разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги); 
— создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и непредназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

     Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной  деятельности — патента, товарного знака и т.п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности. Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника — вне зависимости от страны регистрации получателя роялти.

     Налог на прибыль

     Не  учитываются как доходы с целью  налогообложения прибыли использованные по целевому назначению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом о науке и государственной научно-технической политике, перечень которых устанавливает Правительство Российской Федерации.

     Помимо  этого, до 1,5% дохода налогоплательщика  повышен лимит, в пределах которого могут признаваться как расходы  на НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых  фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке (п. 3 ст. 262 НК РФ).

Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности