Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.
Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:
- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;
- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;
- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.
2.1
Органы государственного
регулирования инновационного
процесса в РФ
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный[9,c.190].
По
своему содержанию управление инновационным
процессом, независимо от уровня управления,
включает: а) организационную структуру
управления - конкретные органы управления,
распределение власти и ответственности
между ними, соотношение прав и
обязанностей; б) систему сбора, обработки
и анализа необходимой
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.
Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Общие
вопросы инновационной политики
находят отражение в указах Президента
РФ. В подготовке этих документов принимает
участие Отдел науки и
-информирование
Президента о процессах,
-разработка
предложений о стратегии
-анализ
и экспертиза поступающих на
заключение Президента
-подготовка
предложений о заключении
-участие
в подготовке официальных
Органы
законодательной власти РФ - Государственная
дума и Совет Федерации - имеют
право инициирования законов
в сфере научно-технической и
инновационной деятельности. В обеих
палатах функционируют
Основным
органом, координирующим деятельность
министерств и ведомств в научно-технической
и инновационной областях, является
Правительственная комиссия по научно-технической
политике, которую возглавляет
Основными
функциями комиссии являются обеспечение
согласованной работы федеральных
органов исполнительной власти и
исполнительных органов субъектов
РФ, Российской академии наук, отраслевых
академий наук по формированию и реализации
государственной научно-
Министерство
образования и науки РФ является
центральным органом
-организация
научно-технического
-выбор
и оценка приоритетных
-разработка
и применение организационно-
-создание
государственных научно-
-методическое
руководство подготовкой
-финансирование НИОКР общегосударственного значения;
-создание
и развитие благоприятной
-формирование
соответствующих систем
-организация
условий для опережающего
-обеспечение
формирования государственной
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
-непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;
-устанавливает
приоритеты в развитии
-определяет
основные направления
-организует
разработку федеральных
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.
Структура
механизма государственного регулирования
инновационных процессов показана на
рис. 1.
Рисунок
1 Структура механизма государственного
регулирования инновационных процессов
в Российской Федерации
2.2
Налоговое регулирование
инновационной деятельности
Источником инноваций в западных странах наряду с государством выступают транснациональные корпорации. Так, например, совокупная величина научных расходов ТНК — мировых лидеров составляет: «Дженерал Моторс» — USD 8,2, «Форд» — 6,3, «Сименс» — 4,47, ИБМ — 4,3, «Хитачи» — 3,65, а в расчете на одного занятого — «Майкрософт» — 87 тыс., «Интел» — более 35 тыс[3,c.11].
К сожалению, как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации.
Экономическая
специфика научных и инновацион
Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а, следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН)[3,c.15].
Во-вторых,
инновационная продукция
Очевидно, что довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).
В
мировой практике инструмент налоговых
льгот не рассматривается
Как
показывает зарубежный опыт, между
уровнем налогообложения и
Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.
С
этих позиций налоговое
НДС
Не
подлежат обложению НДС операции
по выполнению организациями научно-
— разработка конструкции инженерного
объекта или технической системы;
— разработка новых технологий, т.е. способов
объединения физических, химических, технологических
и других процессов с трудовыми процессами
в целостную систему, производящую новую
продукцию (товары, работы, услуги);
— создание опытных, т.е. не имеющих сертификата
соответствия, образцов машин, оборудования,
материалов, обладающих характерными
для нововведений принципиальными особенностями
и непредназначенных для реализации третьим
лицам, их испытание в течение времени,
необходимого для получения данных, накопления
опыта и отражения их в технической документации
(пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т.п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности. Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника — вне зависимости от страны регистрации получателя роялти.
Налог на прибыль
Не
учитываются как доходы с целью
налогообложения прибыли
Помимо
этого, до 1,5% дохода налогоплательщика
повышен лимит, в пределах которого
могут признаваться как расходы
на НИОКР отчисления на формирование
Российского фонда
Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности