Гоударственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.

Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:

- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;

- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 99.03 Кб (Скачать)

      - правовая охрана интеллектуальной  собственности;

      - интеграция научной, научно-технической  деятельности и

      образования;

      - концентрация ресурсов на приоритетных  направлениях научного развития[7,c.53].

      Следует отметить тенденцию, сложившуюся в  области финансирования науки в  США и Японии: в отличие от европейских  стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в  этих странах приоритетно финансируются  работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.

      - стимулирование деловой активности  в научной и научно- технической  деятельности;

      - развитие международного научного  сотрудничества[6,c.351].

      При обеспечении поддержки инновационной  деятельности государства различных  стран придерживаются следующих  стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:

      - стратегия активного вмешательства;

      - стратегия децентрализованного  регулирования;

      - смешанная стратегия[6,c.357].

      Суть  стратегии активного вмешательства  заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной  деятельности как главной, определяющей экономический рост национального  хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации  и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).

      Стратегия децентрализованного регулирования  представляет собой более сложный  механизм участия государства в  научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии  играет важную роль, но при этом отсутствуют  жесткие директивные связи, характерные  для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят  научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается  в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания)[6,c.347].

      Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный  сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного  потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным  организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного регулирования (Швеция)[6,c.355].

      Рассмотрим  реализацию данных целей и принципов  на практике, на примере зарубежных стран.

      В мировой практике используются следующие  виды налоговых льгот, стимулирующих  инновационную деятельность:

      - предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

      - уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

      - «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

      - льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

      - снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

      - связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

      - льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

      - уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

      - вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

      - зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели[7,c.220].

      В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

      1. страны, ориентированные на лидерство  в науке, реализацию крупномасштабных  целевых проектов, охватывающих  все стадии научно-производственного  цикла, как правило, со значительной  долей научно-инновационного потенциала  в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

      2. страны, ориентированные на распространение  нововведений, создание благоприятной  инновационной среды, рационализацию  всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

      3. страны, стимулирующие нововведения  путем развития инновационной  инфраструктуры, обеспечения восприимчивости  к достижениям мирового научно-технического  прогресса, координации действий  различных секторов в области  науки и технологий (Япония, Южная  Корея)[2,c.21].

      Рассмотрим  подробнее особенности регулирования  инновационной деятельности в США.

      Органами  государственного регулирования инновационной  деятельности в США являются:

      Американский  научный фонд (курирует фундаментальные  исследования)

      Американский  научный совет (курирует промышленность и университеты)

      НАСА

      Национальное  бюро стандартов

      Министерство  обороны

      Национальный  центр промышленных исследований

      Национальная  академия наук

      Национальная  техническая академия

      Американская  ассоциация содействия развитию науки.

      Последние четыре структуры имеют смешанное  финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации[2,c.37].

      Государство стимулирует создание венчурных  фондов и исследовательских центров. По представлению Национального  научного фонда США наиболее эффективные  исследовательские центры и венчурные  фонды могут первые 5 лет полностью  или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные  и наукоемкие исследования государство  финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной  международной конкуренции[2,c.38].

      В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование  изобретений, запатентованных в  ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

      Существенный  элемент прямой поддержки инновационных  процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

      Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных  передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная  экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты  в общеэкономическом масштабе.

      Особенностью  государственной инновационной  политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений  по выработке и реализации инновационных  проектов.

      В США большое внимание уделяется  прогнозированию, стандартизации, оптимизации  управленческого решения, государственной  экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

      Япония  также имеет свои особенности  в сфере государственного регулирования  инновационной деятельности.

      Ключевую  роль в определении стратегии  развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении  играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений  НТП осуществляет Управление по науке  и технике. Под эгидой МВТП находится  и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом  и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок  лицензий за рубежом. В реализации НТП  опора делается на крупные корпорации[2,c.22].

      На  сегодняшний день в Японии, государственные  расходы на НИОКР увеличились  до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные  исследования и генерирование принципиально  новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера[2,c.23].

      МВТП  Японии не только определяет стратегию  общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет  в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и  методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного  производства и экспорта, таких как  льготное кредитование и страхование  экспорта, частичное освобождение экспортеров  от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные  органы широко используют и косвенные  методы:

      - целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях

      - содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии

      - контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

      Японская  модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых  городов-технополисов, сосредотачивающих  НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

      Стратегия технополисов - это стратегия прорыва  в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров  высшего технологического уровня, а  тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

      Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется  индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.

      Теперь  рассмотрим государственное регулирование  инновационной деятельности в Германии, Англии и Франции.

      Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%[2,c.40].

      Евросоюз  большое внимание уделяет активизации  инновационной деятельности.

      К основным направлениям инновационной  политики Евросоюза относятся:

      - выработка единого антимонопольного законодательства

      - использование системы ускоренной амортизации оборудования

      - льготное налогообложение НИОКР

      - поощрение малого наукоемкого бизнеса

      - прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии

      - стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Анализ государственного  регулирования инновационной  деятельности в  Российской Федерации 

Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности