Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.
Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:
- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;
- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;
- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.
-
правовая охрана
-
интеграция научной, научно-
образования;
-
концентрация ресурсов на
Следует
отметить тенденцию, сложившуюся в
области финансирования науки в
США и Японии: в отличие от европейских
стран и России, где исследования
финансируются по всему фронту, в
этих странах приоритетно
-
стимулирование деловой
-
развитие международного
При
обеспечении поддержки
-
стратегия активного
- стратегия децентрализованного регулирования;
- смешанная стратегия[6,c.357].
Суть
стратегии активного
Стратегия
децентрализованного
Смешанная
стратегия используется в странах,
где в экономике значительную
часть составляет государственный
сектор и государство заинтересовано
в поддержке высокого экспортного
потенциала отраслей этого сектора.
По отношению к государственным
организациям государство использует
стратегию активного
Рассмотрим реализацию данных целей и принципов на практике, на примере зарубежных стран.
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:
- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;
- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели[7,c.220].
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
1.
страны, ориентированные на лидерство
в науке, реализацию
2.
страны, ориентированные на
3.
страны, стимулирующие нововведения
путем развития инновационной
инфраструктуры, обеспечения восприимчивости
к достижениям мирового научно-
Рассмотрим
подробнее особенности
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)
Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)
НАСА
Национальное бюро стандартов
Министерство обороны
Национальный центр промышленных исследований
Национальная академия наук
Национальная техническая академия
Американская ассоциация содействия развитию науки.
Последние
четыре структуры имеют смешанное
финансирование, остальные – из
федерального бюджета. Источники финансирования:
около 50 % - частные фирмы и организации,
46 % - федеральное правительство (на
основе конкурсов), остальное - университеты,
колледжи, неправительственные
Государство
стимулирует создание венчурных
фондов и исследовательских центров.
По представлению Национального
научного фонда США наиболее эффективные
исследовательские центры и венчурные
фонды могут первые 5 лет полностью
или частично финансироваться из
федерального бюджета. Самые эффективные
и наукоемкие исследования государство
финансирует полностью из-за их сложности,
высоких издержек, риска, сильной
международной конкуренции[2,c.
В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.
Государственные
органы призваны осуществлять мониторинг
и прогнозирование
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В
США большое внимание уделяется
прогнозированию, стандартизации, оптимизации
управленческого решения, государственной
экспертизе инновационных проектов,
ведению государственной
Япония также имеет свои особенности в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации[2,c.22].
На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера[2,c.23].
МВТП
Японии не только определяет стратегию
общего и отраслевого развития промышленности
и внешней торговли, но и имеет
в своем распоряжении достаточно
большой арсенал средств и
методов, позволяющих конкретизировать
эту стратегию. Помимо традиционных
экономических и
- целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях
- содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии
- контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
Стратегия
технополисов - это стратегия прорыва
в новые сферы деятельности на
основе развития сети региональных центров
высшего технологического уровня, а
тем самым - это стратегия
Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
Теперь рассмотрим государственное регулирование инновационной деятельности в Германии, Англии и Франции.
Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45%[2,c.40].
Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.
К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:
- выработка единого антимонопольного законодательства
- использование системы ускоренной амортизации оборудования
- льготное налогообложение НИОКР
- поощрение малого наукоемкого бизнеса
- прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии
-
стимулирование сотрудничества университетской
науки и организаций, производящих наукоемкую
продукцию.
2
Анализ государственного
регулирования инновационной
деятельности в
Российской Федерации
Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности