Гоударственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.

Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:

- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;

- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 99.03 Кб (Скачать)

    Введение 

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что на современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Как бы успешно не развивалась организация, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время рискует стать неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли.

     Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической  маркетинговой функции, специфических  методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной  деятельности. В конечном счете, эти  методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения  экономического дохода и инновационного продукта.

       В условиях экономической реформы,  направленной на обеспечение  стабилизации и перехода к  экономическому росту, необходима  разработка мероприятий для сохранения  научно-технического потенциала, его  развития и поддержки.

       И сейчас особую значимость  приобрело творческое использование  опыта развитых стран по реализации  мер государственной поддержки  инновационных процессов в экономике,  что в итоге позволит сформироваться  отечественную систему стимулирования  инновационной деятельности.

     Сегодня только государство способно приостановить  разрушение накопленного научно-технического потенциала  обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных  долгосрочных и краткосрочных программ.

     Целью данной курсовой работы является определение  значимости государственного регулирования  инновационной деятельности.

     Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:

     - Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;

     - Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

     - Выявить регулирование инновационной  деятельности в малых предприятиях.

     Объектом  исследования выбрано малое предпринимательство

     Субъект изучения – государственное регулирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы  государственного  регулирования инновационной  деятельности 

    1.1 Основы государственного регулирования инновационной деятельности 

       Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.

       Орган государственного управления  выбирает конкретные меры воздействия,  которые изменяют экономическое  поведение инновационных организаций  в процессе создания инновационного  продукта, или на рынке инноваций  в целом. Государственное регулирование  может расширить возможности  реализаций, не изменять эти возможности,  или затруднять достижение поставленных  целей организации. С другой  стороны, организация может и  не изменять свое поведение  в результате принятых мер,  а может и выполнять желаемые  органами государственного управления  действия, а может и «обойти»  установленные препятствия, изменив  методы или сферу деятельности[1,c.98].

       Вероятные реакции инновационных  организаций на положительные  меры государственного регулирования  могут быть следующие:

     - освоение новых рынков;

     - кооперация с другими организациями;

     - улучшение качества продукции;

     - поиск партнеров и кредитов и т.д[1,c.106].

     При уменьшении возможностей реакции организации  будут следующие:

     - сокращение ресурсного потенциала;

     - свертывание деятельности;

     - снижение уровня рисков ости;

     - отказ от заказов с низкой эффективностью;

     - свертывание инвестиций;

     - банкротство или самоликвидация[1,c.113].

     В разных странах по-разному государство  регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между  товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы.

     В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей  государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок в том числе на внешнем рынке.

     Основными функциями государственных органов  в инновационной сфере являются следующие:

     - аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

     - координация инновационной деятельности;

     - стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

     - создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

     - кадровое обеспечение инновационной деятельности;

     - формирование инновационной инфраструктуры;

     - институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

     - обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

     - повышение общественного статуса инновационной деятельности;

     - региональное регулирование инновационных процессов;

     - регулирование международных аспектов инновационных процессов[4,c.209].

     Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной  и государственной финансово-ресурсной  поддержке инновационной активности предприятий.

     Государственное регулирование использует формы  и методы, соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляют  существующие рыночные отношения. В  Германии и Японии, где традиционно  придают особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной  конкуренции, с выгодой для хозяйствующих  субъектов.

     Государство формирует цели и принципы в области  своей политики и собственные  приоритеты в инновационной и научной сферах. При этом необходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности[4,c.227].

     Рассмотрим  механизм формирования государственной  инновационной политики.

     Организационной формой разработки государственной  инновационной политики могут служить  взаимодействующая совокупность министерств  и ведомств, ответственных за различные  сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а  также общественные организации  субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции  – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии  инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о  конфликтных ситуациях – через  судебную систему и арбитражные  суды. Определенную роль в получении  данных о состоянии инновационной  сферы играют каналы личного общения[4,c.234].

       Сопоставление фактического состояния  инновационной сферы и целей  государственной инновационной  политики осуществляется органами  государственного управления, субъектами  инновационной деятельности и  отдельными специалистами.

       Не соответствующая целям государственной  инновационной политики ситуация  является проблемной и требует  специального анализа, выполняемого  органами государственного управления  или отдельными исследовательскими  организациями. Разработка вариантов  разрешения проблемной ситуации  должна происходить в рамках  стратегий с учетом законов,  определяющих хозяйственное устройство  и допустимые методы его изменения.  В принятии конкретных решений  по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними.

       Определение результатов реализации  государственной инновационной  политики осуществляется в ходе  получения сведений о поведении  субъектов инновационной деятельности  и соотношения этих данных  с целями политики. Это приводит  к выявлению отклонений между  фактическими и желаемыми результатами. 

      1.2 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов 

      Необходимость государственного регулирования инновационных  процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики  и общества в целом.

      Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы  личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке[5,c.103].

      Необходимость государственного регулирования инновационных  процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим  содержанием инноваций. В настоящее  время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику[5,c.128].

      Первым  аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние  на макроэкономические показатели. Экономический  рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса  в прирост валового внутреннего  продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности