Гоударственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.

Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:

- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;

- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 99.03 Кб (Скачать)

      Второй  аспект - воздействие на структуру  общественного производства. Инновации  выступают непосредственной причиной возникновения одних производств  и отраслей, постепенного отмирания  и исчезновения других.

      Третий  аспект - существенное влияние на институциональные  экономические механизмы. Инновации  также изменяют экономическую организацию  общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и  реализации различных форм собственности  и т. п.

      Четвертый аспект - все большая тождественность  способности нации к прогрессу  и ее способности продуцировать  и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается  политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические  нормы.

      Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями  экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и  конфликты.

      Шестой  аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

      Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной  жизни, объединение ресурсов различных  стран, трансфер технологий.

      Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности  национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

      Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.

      Наконец еще одним аспектом в данном перечне  является возможность использования  научно-технических достижений в  антиобщественных целях[5,c.180].

      Необходимость государственного регулирования инновационных  процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и  экономическим содержанием.

      С одной стороны, в настоящее время  инновации становятся основным средством  увеличения прибыли хозяйствующих  субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических  результатов было бы существенно  затруднено, многие нововведения не могли  бы быть внедрены в хозяйственную  практику. 

     1.3 Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности 

       Независимо от уровня регулирования  сферы инновационной деятельности  в различных странах осуществляются  мероприятия государственной инновационной  политики. Они могут быть объединены  в три блока, связанные с  финансированием, распространением  технических знаний и конкуренцией.

       Основной составляющей системы  государственной поддержки инновационной  деятельности является финансирование. Средства могут быть представлены  крупным, средним и малым предприятиям  на разных этапах инновационной  деятельности, особенно на первых  этапах, что предполагается высокой  неопределенностью ее результатов,  сложностью оценки отдачи вложения  в них, высокой капиталоемкостью  начальных этапах инновационного  процесса.  Методы воздействия  государства в области инновационной  деятельности можно подразделить  на административные и экономические (прямые и косвенные). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие[8,c.169].

       Административные методы осуществления  инновационной политики, в отличие  от директивных методов управления  в централизованной системе хозяйствования, в  условиях рыночных  отношений  базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей[8,c.170].

       Наиболее действенными методами  инновационного регулирования являются  экономические, основанные на  учете мотивационных факторов  товарного производства. Они отличаются  от административных не директивным  характером и использованием  экономических рычагов и регуляторов. 

       К прямым методам экономического  воздействия относятся инвестирование  в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых  операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство  и государственные заказы[8,c.171].

       Задачей косвенных экономических  методов является формирование  общественных, а не индивидуальных  условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

    - налоговое и амортизационное регулирование;

    - кредитная и фондовая политика;

    - ценовое регулирование;

    - политика протекционизма[8,c.176].

       Наиболее значительными косвенными  методами являются кредитная  и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

       Налоговой политикой могут быть  предусмотрены налоговые субсидии  на определенные виды деятельности, в частности, исключение из  суммы облагаемой налогом части  доход, связанных с созданием  и внедрением новых машин и  оборудования и проч.

       К методам косвенного воздействия  на инновационную деятельность  относится регулирование международного  технологического обмена, т.е. режима  экспортного и импортного контроля  за передачей технологии.

       Специфической формой воздействия  государства на инновационную  деятельность является сбор и  обработка данных, необходимых для  долгосрочного прогнозирования  и планирования технологического  развития.

      Прямые  методы государственного регулирования  инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой. Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  финансирования, осуществляемого в  соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия инновациям[8,c.180].

      Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает контрактное  финансирование последних посредством  государственных целевых программ поддержки нововведений, в том  числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных  контрактов на приобретение тех или  иных новшеств (товаров, технологических  процессов, услуг), и фирмам предоставляются  кредитные льготы для осуществления  нововведений.

      Контрактное финансирование представляет собой  один из элементов распространенной в настоящее время системы  контрактных отношений - договоров  между заказчиками и подрядчиками.

      В системе прямых методов воздействия  государства на инновационный процесс  важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

      В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется  ее ориентация на научную новизну  промышленных инноваций, что нередко  является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

      В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

      Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной  политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.

      Состав, структура и содержание косвенных  методов государственного регулирования  инновационных процессов достаточно разнообразны.

      К косвенным методам следует отнести  налоговые льготы и скидки, кредитные  льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

      -в  освобождении от налогообложения  той части прибыли предприятий  и организаций, которая направляется  на проведение перспективных  инновационных разработок, создание  научно-технического задела;

      -исключении  валютных средств научных организаций  и вузов из числа налогооблагаемых  доходов, полученных от реализации  научно-технической (инновационной)  продукции и направленных на  приобретение специального оборудования  и уникальных приборов;

      -снижении  ставок налога на добавленную  стоимость, имущество и землю  для научно-технических организаций;

      -уменьшении  в течение определенного периода  налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств[6,c.118].

      Эффективными  при определенных условиях могут  быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные  льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам  и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений. 

      1.4 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 

      Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации  инновации бывает недостаточно наличия  внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут  стать внешние стимулы и в  частности государственная поддержка. Сферой активной государственной поддержки  является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в  хозяйственной деятельности, целью  которой является прибыль. Поэтому  государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса  одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и  идеями. Таким образом, целями государственной  политики ведущих стран мира в  области поддержки науки являются:

      - увеличение вклада науки и  техники в развитие экономики  страны. В зарубежных странах  до 90 % экономического роста достигается  за счет научно-технического прогресса,  тогда как в России – по  данным на 2009 год менее 5 %. (в  1990 эта доля доходила до 65 %);

      - обеспечение прогрессивных преобразований  в сфере материального производства;

      - повышение конкурентоспособности  национального продукта на мировом рынке;

      - укрепление безопасности и обороноспособности  страны;

      - улучшение экологической обстановки;

      - сохранение и развитие сложившихся  научных школ[7,c.48].

      Принципами, на основе которых реализуются вышеперечисленные  цели, являются:

      - свобода научного и научно-технического  творчества;

Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности