Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.
Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:
- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;
- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;
- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.
Упрощенная система налогообложения
В
целях стимулирования спроса на изобретения,
научные исследования, опытно-конструкторские
разработки, промышленные образцы, полезные
модели в среде малого бизнеса, а
также развития инфраструктуры для
полноценного функционирования инновационной
экономики (института патентных
поверенных, компаний, осуществляющих
юридическую защиту указанных прав)
законодателем предусмотрены
В частности, к расходам, учитываемым при налогообложении, относятся:
—
расходы на приобретение исключительных
прав на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, программы для
электронных вычислительных машин,
базы данных, топологии интегральных
микросхем, секреты производства (ноу-хау),
а также прав на использование
указанных результатов
— расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
—
расходы на научные исследования
и (или) опытно-конструкторские
Что касается расходов, связанных с получением правовой охраны на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что к ним прежде всего будут относиться расходы по получению патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, расходы по получению патента на селекционное достижение, а также средства, направленные на регистрацию товарного знака и наименования места происхождения товара. Именно эти объекты интеллектуальной собственности получают правовую охрану при условии получения правообладателем патента или соответственно государственной регистрации.
3.
Регулирование инновационной
деятельности в
малых предприятиях
3.1
Исследование проблем
повышения эффективности
функционирования малых
предприятий в инновационной
сфере деятельности
Малые
формы организации
Механический
перенос формируемой
Первая
проблема возникла из-за отсутствия рыночного
механизма интеграции отдельных
субъектов интеллектуальной собственности
в добровольно создаваемые
- организации органического типа (с гибкой организационной структурой управления) по созданию и реализации целевых проектов инноваций, то есть специфического товара в виде научно-прикладных, технико-технологических и организационных разработок, приносящих устойчиво положительный потребительский эффект и направленных на совершенствование процесса или результатов деятельности хозяйствующих субъектов;
- организации, конечным результатом деятельности которых является новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынке; новый или усовершенствованный технологический процесс; новый подход к социальным услугам, используемых в обществе;
- организации, которые обеспечивают создание рынка инноваций и являются его инфраструктурным обеспечением - информационным, аналитическим, коммерческим, финансовым и т.д[14,c.80].
Вторая
проблема связана с преодолением
традиционной для бывшего советского
периода развития России организации
научно-технической и
Третья
проблема заключается: во-первых, в
необходимости возврата в научно-техническую
и инновационную сферы
Четвертая
проблема связана с необходимостью
создания многоуровневой (на макро- федеральном
уровне, на мезо- региональном уровне,
на микро-уровне предприятий) системы
инвестирования научно-технической
и инновационной деятельности, основными
рычагами которой должны стать рыночные
составляющие - конкуренция, цена, прибыль,
а организационными формами реализации
- целевые программы, ориентированные
на приоритетные направления рыночной
экономики и социальные проблемы
общества. В этой связи определенная
роль должна быть отведена малым предприятиям,
поскольку только они в сочетании
с крупными и средними научными коллективами,
могут создать монолитную сферу
инновационной деятельности на всех
уровнях экономики. Увеличение числа
малых предприятий в этой сфере
деятельности является стратегической
задачей, так как с их помощью
становится возможным передача новейших
технологий из фундаментальной науки
и оборонных технологий в сферу
гражданской промышленности[14,
Пятая проблема заключается в необходимости поддержки малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, путем формирования эффективного механизма управления, базирующегося на новой российской управленческой парадигме. Решить эту проблему отдельному и даже группе малых предприятий не под силу. На ее решение должны быть сконцентрированы усилия законодательной и исполнительной власти, ученых, предпринимателей и менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях научно-технической и инновационной деятельности, совершенствования рыночного механизма управления хозяйствующими субъектами, регулирования поведения рыночной среды, налогового, кредитно-финансового и правового механизмов[14,c.85].
Перечисленные
проблемы касаются только малых предприятий
инновационного профиля деятельности,
и их следует отнести к
-
во-первых, в области научно-технической
и инновационной деятельности
существует интегрированная
-
во-вторых, в области развития
МП и совершенствования
Решение всех этих проблем должно осуществляться синхронно, в четкой взаимосвязи между собой, несмотря на то, что они как бы лежат в разных плоскостях функционирования экономики - решение проблем инновационной деятельности позволяет формировать рациональную промышленную политику, а решение проблем развития малых предприятий обеспечивает эффективные условия для реализации последней в условиях рыночной экономики.
Таблица 1 - Матрица степени взаимосвязи проблем развития малых предприятий и активизации инновационной деятельности в промышленности Алтайского края
|
При решении проблемы активизации инновационной деятельности, например, в регионе в какой-либо точке экономического роста на основе развития малых предприятий должны быть решены следующие проблемы в порядке оцененного ранга:
- создания эффективного рыночного механизма управления МП, который был бы адекватен сложившимся условиям на рынке и сущности малого предпринимательства;
- обеспечения соответствующей сложившейся ситуации системы государственной (федеральной и муниципальной) поддержки МБ в этой сфере деятельности;
- формирования нормативно-правового обеспечения;
- создания эффективной системы проектного финансирования;
- развития межрегионального и межгосударственного кооперирования[10,c.82].
При решении проблемы развития малых предприятий в установленной точке экономического роста (в сфере инновационной деятельности) ранги тех же самых проблем будут распределяться следующим образом:
- формирование проектного финансирования;
- разработка рыночного механизма управления МП;
- развитие межрегионального и межгосударственного кооперирования;
-разработка государственной системы поддержки;
- разработка нормативно-правового обеспечения[10,c.98].
Аналогичным
образом следует рассматривать
и устанавливать порядок
Точки экономического роста представляют собой приоритеты социально-экономического развития. На макроуровне уровне Российской Федерации, они определяются в ежегодных посланиях Президента РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ.
Поскольку
экономика реально существует в
регионах, экономики которых имеют
отличия, постольку и каждый субъект
Федерации имеет свои точки экономического
роста или, как было только что
отмечено, приоритеты социально-экономического
развития, в том числе и в
области научно-технической и
инновационной деятельности.
3.2
Разработка системного
методического обеспечения
управления малым предпринимательством
Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности