Внеурочная работа по информатике в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Чтобы учащиеся любили посещать уроки информатики необходимо привить любовь к урокам, а это можно сделать на внеклассных занятиях с использованием информационных технологий.
Внеклассная работа является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основные задачи внеклассной работы следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление, смекалку, выявлять наиболее одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к предмету, вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, организованность и коллективизм.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеклассной работы по информатике
1.1 Сущность внеклассной работы по информатике
1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике
1.3 Содержание внеклассной работы по информатике
1.4 Формы внеклассной работы по информатике
Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия по информатике через деловую игру
2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия
2.2 Общие положения деловой игры "Чья фирма успешнее?".
2.3 Этапы и содержание игры
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусства, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.

Кружок - одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных пособий и

оборудования  для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми,

виртуальные путешествия  и т.п. [9: 32].

Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет  может проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении общешкольной недели информатики.

К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества,

 временные  коллективы и т.д.

Широкое распространение  в недалеком прошлом имели  клубы - политические, пионерские, комсомольские, интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интересных встреч и  т.д., действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, уставы и положения [17: 49].

Работа клубов может быть возрождена на основе новых  информационных технологий. Так, в настоящее  время многие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могут быть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции переводчиков, истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т.д. В работе клубов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д.

Учащиеся ряда школ с удовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может выступать и как самостоятельная  форма деятельности, и как вспомогательная для реально существующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень  разнообразны и по сравнению с  другими формами внеклассной  и внешкольной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Во внеклассной  деятельности следует широко использовать такие формы массовой работы, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров лишь часть учащихся выступает в качестве организаторов и исполнителей. А в таких мероприятиях, как посещение вычислительного центра, просмотр кинофильма, встреча с интересными людьми, лекция, все участники являются зрителями или слушателями [18: 73].

В последнее  время все большую популярность среди учащихся, проявляющих к  изучению информатики повышенный интерес  и способности, завоевывают такие формы углубленной подготовки, примыкающие к внеклассной работе, как юношеские школы информатики, заочные физико-математические школы (ЗФМШ), школы и классы с уклоном по информатике, летние компьютерные лагеря и т.п.

В качестве средств  на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музыкальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.

Некоторые формы внеклассных  мероприятий.

Вечер информатики - это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, виды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообразительность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викторин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют класс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатывает у школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы [22: 83].

Викторина по информатике - это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также задачи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше всего предлагать комбинированные викторины.

Встречи с интересными  людьми являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями "компьютерных" профессий; с представителями других профессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д. [22: 94]. 
 

       Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение и углубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатике как одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение уровня мотивации учебной деятельности, реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного обучения, создание условий способствующих проявлению знаний и умений в нестандартных игровых ситуациях.[ Уваров, 2005: 13]

     Выбор того, как часто проводить смотр  результатов работы факультативов, кружков, научных обществ школьников и других форм внеурочной работы по предметам - неделя, месяц или декада - определяется планом работы школы и сложившимися традициями.

     Содержание  работы из года в год должны изменяться, т.к. в противном случае, при использовании  одного и того же программного материала, может наблюдаться некоторое однообразие в заданиях.

     В конце года желательно организовать праздник знаний, где необходимо подвести итоги соревнований между классами, наградить победителей.

     Основными требования к организации внеурочной работы со школьниками являются:

  • Вовлечение всех учащихся с учётом их интересов и способностей;
  • Органическое единство учебной и внеурочной деятельности;
  • Увлекательность всех внеурочных занятий;
  • Повышение роли самих детей и органов детского самоуправления;
  • Взаимодействие школы с внешкольными учреждениями.

     Интересы  человека многообразны, как многообразен окружающий мир. Однако из многообразия предметов, явлений окружающего  мира в интересах каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно, ценно для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием.

     Исходя  из теории психолого-педагогического  сопровождения образовательного процесса, постоянное и устойчивое влияние  на формирование личности, ее психического и интеллектуального развития оказывают  знания, основанные именно на познавательном интересе.

     Познавательный  интерес теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных  личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области  науки, познавательной деятельности, участию  в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение.[Никитина, 2007: 56]

     Специфика внеклассной работы состоит в  том, что она проводится по программе, выбранной учителем и обычно согласованной с учениками с учетом их интеллектуальных возможностей и познавательных интересов.

     Дидактикой  утверждается, что самостоятельная  деятельность учащихся в приобретении новых знаний по собственной инициативе сверх программы школьного предмета возможна лишь при наличии серьезного интереса к предмету.

     Современное представление о приобретении новых знаний имеет неограниченные возможности, которые можно реализовать, только обладая всем необходимым инструментарием для поиска и отбора информации. Предмет «Информатика» такие возможности предоставляет, особенно когда к реализации интереса ребёнка привлечены профессионально подготовленные педагогические кадры.

     Поэтому, на мой взгляд, важно иметь не только документ о педагогическом образовании  с указанием соответствующего профиля, но постоянно совершенствовать своё мастерство, чтобы быть интересным детям.

     «Смертельный  грех учителя – быть скучным» (Гербарт). 1Этот афоризм часто определяет понимание учителем места познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках. И именно поэтому так важно наличие эксперимента в образовательном учреждении, как условия для развития и совершенствования всех его участников.

     Влияние мастерства учителя на познавательный интерес учащегося – неоспоримый  факт. В руках учителя находится  судьба познавательных интересов учащихся. Избирательное отношение к учебным предметам в первую очередь зависит от учителя, от его личности и от степени его мастерства.

     Исходя  из теории развития познавательного  интереса, прежде всего, ищу среди детей любознательных и последовательно веду их интерес к необходимости теоретических знаний, к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки с использованием их как инструмента познания.

     На  уроках информатики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием той или иной науки. Вместе с тем, основная цель уроков все же состоит в обучении определенному комплексу процедур информатико-математического характера, занимательность изложения должна быть подчинена этой цели. Однако развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала. На том стоит дидактика – от простого к сложному.

     Дополнительные  возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к  информатике и ее приложениям предоставляют различные внеклассные формы занятий по информатике. Они могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширения или углубления фактических знаний по информатике. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету. [Морозевич, 2001: 201-218]

     Таким образом, под «внеклассной работой» по информатике надо понимать занятия, проводимые во внеурочное время, основанные на принципе добровольного участия и призванные решать три основные задачи:

  1. углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявить математические способности;
  2. способствовать возникновению у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей» информатики;
  3. организация досуга учащихся в свободное от учебы время.

     Внеклассные занятия по информатике могут  быть построены как на материале  лишь косвенно связанном со школьной программой, так и на материале, непосредственно  примыкающем к работе в классе, но не дублирующем эту работу в рамках общеобязательного минимума.

     Реализация  перечисленных целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе внеклассных  занятий, ограниченных рамками учебного времени и программой, это не удается  сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательную и полную реализацию этих целей я переношу на внеклассные занятия этого вида.

     Между учебно - воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой  существует тесная взаимосвязь: учебные  занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющие углублять эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу в классе, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

Информация о работе Внеурочная работа по информатике в начальной школе