Внеурочная работа по информатике в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Чтобы учащиеся любили посещать уроки информатики необходимо привить любовь к урокам, а это можно сделать на внеклассных занятиях с использованием информационных технологий.
Внеклассная работа является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основные задачи внеклассной работы следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление, смекалку, выявлять наиболее одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к предмету, вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, организованность и коллективизм.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеклассной работы по информатике
1.1 Сущность внеклассной работы по информатике
1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике
1.3 Содержание внеклассной работы по информатике
1.4 Формы внеклассной работы по информатике
Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия по информатике через деловую игру
2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия
2.2 Общие положения деловой игры "Чья фирма успешнее?".
2.3 Этапы и содержание игры
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

     Сравните  китайские и русские пословицы. Разместите попарно пословицы, выражающие одну и ту же главную мысль. Например:

     Торопливым  людям не хватает мудрости (кит.). Поспешишь — людей насмешишь (рус).

     Китайские пословицы:

     Написанное  на бумаге и боги не сотрут. Зонт готовь, когда ясная погода. Двумя руками трудно схватить двух угрей. Где нет  деревьев, и полынь считается деревом. Лекарь лекаря не порочит.

     Хочешь  узнать человека — узнай, кто его  друзья. Слабого обижает, а сильного боится. Написанное на бумаге и боги не сотрут.

     Русские пословицы:

     На  безрыбье и рак — рыба.

     За  двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

     Что написано пером — не вырубишь топором.

     Готовь  сани летом, а телегу — зимой.

     Молодец против овец, а против молодца сам  овца.

     Ворон ворону глаз не выклюет.

     Скажи мне, кто твой друг, и я узнаю, кто  ты. >

     Что написано пером — не вырубишь топором.

     Задание 3. Найди лишнее.

     Найдите и удалите лишнее слово:

  • дуб, дерево, береза, рябина;
  • горький, горячий, кислый, соленый, сладкий;
  • юг, запад, восток, север, полюс;
  • запятая, точка, двоеточие, существительное, тире;
  • кот, нос, ком, лиса, рот;
  • сложение, вычитание, слагаемое, умножение, деление;
  • один, шесть, семь, число, пять, сто;
  • дождь, снег, осадки, иней, град;
  • мягкий, холодный, горячий, теплый;
  • град, глаз, стол, столб, стул, мост.

     Задание 4. Что забыли?

     Вставьте  в ряд нужное слово:

  • секунда минута сутки месяц год;
  • километр метр сантиметр миллиметр;
  • лето осень весна;
  • лед пар;
  • самокат мотоцикл машина;
  • единицы десятки тысячи миллионы;
  • суббота воскресенье понедельник вторник четверг пятница;
  • тонна центнер грамм;
  • ручей море;
  • утро день ночь;
  • завтрак обед ужин.

     Задание 5. По порядку — становись!

     Однажды японский мальчик решил научить  своего домашнего робота готовить чай. Проверьте, нет ли ошибок в алгоритме, и если есть, исправьте их.

  1. Включить плиту.
  2. Налить из маленького чайника чай в чашку.
  3. Положить 2 ложки сахара в чашку и размешать.
  4. Открыть кран с водой.
  5. Налить в маленький чайник кипяток.
  6. Налить в большой чайник воду.
  7. Поставить чайник на плиту.
  8. Подождать 5 минут.
  9. Выключить плиту.
  10. Ждать, пока вода не закипит.
  11. В маленький чайник насыпать 2 ложки чая.
  12. Закрыть кран.

     Старшеклассники — начальной школе

     Помимо  логических заданий из различных  программных пакетов, о которых  говорилось во введении, на уроках в  начальной школе мы используем программы, созданные старшеклассниками на занятиях спецкурса «Компьютерное  моделирование».

     Приведем  несколько примеров.

     Логическая  игра «Уголки»

     Собрать в разных углах по четыре кружка одного цвета.

     В данной игре предусмотрены более  простые варианты: 1) 12 кружков трех цветов, 2) вместо пяти — четыре разделителя (квадрата).

     При прохождении преддипломной практики мной было использовано достаточно много занимательного материала, который предоставлен в моей дипломной работе, ребятам было интересно заниматься во внеурочное время, поэтому я решила провести небольшой эксперимент.

     Внеклассная работа важна для воспитания учащихся различных навыков, приобретения знаний. Поэтому более важно создавать такой учебный процесс, который позволял бы более эффективно решать задачи и достигать цели внеклассной работы по информатике. Таким образом, мы сформировали гипотезу, с помощью которой можно было бы решить данную проблему. Гипотеза заключается в следующем: показать насколько информационные технологии во внеурочное время влияют на активизацию творческой активности и повышение интереса к предмету. Чтобы проверить данную гипотезу мы провели следующий эксперимент.

     Данный  эксперимент проводился в Ардатовской  средней общеобразовательной школе, города Ардатова, Ардатовского района республики Мордовия в 2008-2009 учебном году. Участниками эксперимента являлись ученики 5 класса. Учащиеся были поделены на две группы по 6 человек в каждой группе.

     Данный  эксперимент преследует следующие  задачи:

  1. Выявление преимуществ использования информационных технологий во внеурочной работе по информатике;
  2. Выяснить мнение учащихся по поводу внеурочной работы по информатике с применением информационных технологий.

     Первоначально мной было проведено занятие с  одной из групп без применения информационных технологий. На этом уроке  учащиеся выполняли задание по графическому оформлению устройств компьютера, т.е. они рисовали на обычных листках, с помощью фломастеров, карандашей.

       По ходу урока возникали некоторые проблемы: некоторые учащиеся забыли принести карандаши и фломастеры, в процессе работы пару учеников сломали карандаши, многие не смогли нарисовать все устройства компьютера, так как на уроке не было наглядностей, многие просили новые листы, так как старые испортились.

       Следующее занятие было проведено с другой группой с применением информационных технологий в специально оборудованном кабинете по следующему конспекту:  
 

     Тема: «Как устроен Компьютер»

     Цели:

  1. Знакомить учащихся с устройством компьютера;
  2. Развивать интерес учащихся к работе с компьютером;
  3. Развивать навыки работы с графическим редактором Paint;
  4. Воспитывать бережное отношение к ЭВМ.

     План  урока:

  1. Организационный момент;
  2. Постановка целей урока;
  3. Изложение нового материала;
  4. Практическая работа;
  5. Физкультминутка для глаз;
  6. Закрепление изученного;
  7. Подведение итогов.

     Ход урока

     1. Организационный момент

     Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики  у вас проведу я, меня зовут Екатерина Владимировна.

     2. Постановка целей урока

     Ребят, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с устройством ПК, потом  выполним небольшое практическое задание.

     3. Изложение нового материала

     Кот знает, из каких основных устройств состоит ПК? (монитор, системный блок, клавиатура,

     мышь)

     Посмотрите  на слайд и скажите, что здесь  будет являться устройством ввода, вывода, обработки

     информации?

     А как вы считаете, что является главным  в компьютере?

     Системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жестких магнитных дисках, блок питания и т.д.

     Процессор предназначен для вычислений, обработки информации и управления работой ПК.

     Память  ПК служит для хранения данных. Существуют 2 вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства из реализующие называются ОЗУ - оперативное запоминающее устройство и ПЗУ - постоянное запоминающее устройство.

     В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении  ПК. Эти инструкции не удаляются даже при выключении ПК.

     Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ (оперативную память). Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существует только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски - это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Данные из ОЗУ записываются на них как намагниченные и ненамагниченные участки. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находится там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков - дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока. С помощью дискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой. В отличие от гибких, жесткие диски нельзя переносить. В последнее время дискеты редко используются, в основном, все пользуются оптическими дисками и USВ носителями(Flash)

     Скажите мне, для чего используется клавиатура? (для ввода информации в память компьютера)

     Для чего используется монитор? (предназначен для вывода информации на экран или, еще говорят, для отображения информации на экране).

     Так же, всем вам известно, что к ПК могут подключаться дополнительные устройства:

  • Принтер (для вывода информации на бумагу);
  • Мышь (для управления экранными объектами);
  • Акустические колонки (для вывода звуковой информации);
  • Джойстик (для управления компьютером во время игры);
  • Дисковод СD-ROМ (для чтения данных с лазерных дисков);
  • Сканер (для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала);
  • Графопостроитель (для вывода графической информации, т.е. чертежей и рисунков, на бумагу).

     Существуют  и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

     Теперь  давайте внимательно рассмотрим школьные компьютеры. Они связаны  друг с другом и подчиняются самой  главной машине - той, которая стоит  на учительском столе. Говорят, что  они объединены в локальную сеть. Компьютерные сети(локальные и глобальные, объединяющие пользователей разных стран) получили в настоящее время широкое распространение, так как позволяют очень быстро передавать информацию на любые расстояния и открывают каждому доступ к огромным информационным ресурсам.

  1. Практическая работа

     Нарисовать устройства ПК с помощью программы Paint.

  1. Физкультминутка для глаз

     ↓↑  ←→ круговые движения глаз(по 3 раза), глаза зажмурить-открыть(Зр).

     6. Закрепление изученного

     1. Из каких основных устройств состоит ПК? (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

     Как называется устройство обработки информации? (процессор)

     Какие устройства хранения информации вы знаете? (оперативная память, дискеты, жесткий  диск)

     Что входит в состав аппаратного обеспечения  ПК? (устройства ввода, вывода, обработки, хранения информации)

     7. Подведение итогов

     Учащиеся  также изображали устройства компьютера с помощью встроенного в операционную систему графического редактора Paint. Им было намного легче выполнять это задание, так как перед ними с помощью проектора были предоставлены наглядные примеры. В данном случае учащиеся не жаловались на то, что у них нет фломастеров или карандашей, что портятся листочки. В конце занятия мной был проведен опрос учащихся по отношению их к данной внеклассной работе, на что многие ученики отозвались положительно.

Информация о работе Внеурочная работа по информатике в начальной школе