Внеурочная работа по информатике в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Чтобы учащиеся любили посещать уроки информатики необходимо привить любовь к урокам, а это можно сделать на внеклассных занятиях с использованием информационных технологий.
Внеклассная работа является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Основные задачи внеклассной работы следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление, смекалку, выявлять наиболее одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к предмету, вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, организованность и коллективизм.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеклассной работы по информатике
1.1 Сущность внеклассной работы по информатике
1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике
1.3 Содержание внеклассной работы по информатике
1.4 Формы внеклассной работы по информатике
Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия по информатике через деловую игру
2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия
2.2 Общие положения деловой игры "Чья фирма успешнее?".
2.3 Этапы и содержание игры
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

       В результате данного эксперимента мы видим, что внеклассную работу по информатике намного эффективнее и удобнее проводить с использованием информационных технологий. Интерес к предмету у учащихся значительно возрос из-за применения во внеклассной работе компьютера.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, какие же положительные результаты дает внеклассная работа? Так, ВР направлена большей частью на развитие воображения  школьников на основе образного материала, который не подается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. На них реализуется мнемонические способности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: “объять необъятное”; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся. На проблему соотношения чувственного и логического обращал пристальное внимание Н.Г. Дайри: «В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. Проигрывание роли, внутренне раскрепощая ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество».2 Результативностью применения ВР является следующее: ВР мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение; внеклассная работа повышает интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям технологией, ВР позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

     Несмотря  на высокую степень эффективности  ВР в процессе обучения, в то же время ее не следует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”.3 От традиционных форм уроков не следует отказываться.

     Только  оптимальное сочетание всего  многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения, хорошо разработанной в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности, по словам Ю.К. Бабанского: «признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них». В качестве таких критериев Ю.К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешности учения, воспитанности, развитости учащихся); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времени и усилий учителей и учащихся.

     То  есть, должно быть гармоничное сочетание  традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, точно также нельзя отвергать нетрадиционное. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.

 

Список  использованных источников 

    1. Асаинова, А. Ж. Учебно-методический проект «Информация  и управление» / А. Ж. Асаинова // Применение современных информационных технологий в образовании: Сб. трудов 4-го учебно-методического семинара. – Омск: Изд-во ОМГПУ, 2003. – 45 с.
    2. Асаинова, А. Ж. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников в процессе обучения информатике / А. Ж. Асаинова // Математика и информатика: наука и образование. - 2003. –№ 3. – 180 с.
    3. Горячев, А. В. Мы формируем информационно грамотную личность / А. В. Горячев // Информатика и образование. – 2002. - №6. – С. 46 - 51.
    4. Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. – М.: Академия, 2004. – С. 5 – 11.
    5. Иванова, Б.В. Проблемные ситуации при обучении информатике / Б.В. Иванова // Начальная школа. – 2001. - № 5. – 110 с.
    6. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев [и др.]; под ред. Е. К. Хеннера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2003. – С. 23 – 31.
    7. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов средн. шк. / под редакцией Г.А. Бордовский, В.А.Извозчиков, Ю.В.Исаев, В.В.Морозов. – М.: Прсвещение, 2005. – 56 с.
    8. Карелина, Т.М. Методы проблемного обучения/ Т.М. Карелина // Информатика в школе. – 2001.- № 5. – 75 с.
    9. Колин, К. К. Информатика как фундаментальная наука / К. К. Колин // Информатика и образование. - 2007. - №6. – С.46 – 57.
    10. Кузнецов, А. А. Изучение ИКТ в курсе информатики: методические проблемы и пути их решения / А. А. Кузнецов, А. С. Захаров, Т. Н. Суворова // Информатика и образование. – 2007. - №12. – С. 3 - 9.
    11. Куликова, Т.Н. Особенности применения компьютерных обучающих программ умственного развития младших школьников / Т.Н. Куликова // Информатика и образование. – 2007. - №1. – С. 103 – 105.
    12. Лыскова, В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды / В. Ю. Лыскова. – Тамбов: Стиль, 1997. - 380 с.
    13. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин.– М.: Педагогика, 2003.- 77 с.
    14. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик [и др.]; под общей ред. М. П. Лапчика. – М.: Академия, 2003. – С. 110 - 114.
    15. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик [и др.]; под общей редакцией М. П. Лапчика. – М.: Академия, 2001. - 624 с.
    16. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
    17. Могилев, А. В. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – С. 158.
    18. Морозевич, Н. Н. Основы информатики: учеб. пособие / Н. Н. Морозевич, Н. Н. Говядинова. - М.: Новое знание, 2001. – 386 с.
    19. Моторин, В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 53 – 57.
    20. Никитина, О.Ю. Поговорим о компьютерных играх. Советы педагогам / О.Ю. Никитина // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8. – с. 53 – 54.
    21. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003 / В. П. Леонтьев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 957с
    22. Петухов, В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. — М., 1987. – С. 78.
    23. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы / Ю. А. Первин // Информатика и образование. – 2002. - №12. – С. 21 – 29.
    24. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат.- М.:Педагогика, 2000.-69 с.
    25. Семакин, И. Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – С. 34 - 49.
    26. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600 с.
    27. Уваров, А. Ю. На пути к общедоступной коллекции цифровых образовательных ресурсов / А. Ю. Уваров // Информатика и образование.-2005.-№7.-С.3-13.
    28. Цветкова, М. С. Практические задания с использованием информационных технологий для 5-6 классов: практикум / М. С. Цветкова,

О. Н. Масленникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 54 – 59.

    1. Осин, А. В Создание учебных материалов нового поколения / А. В. Осин // Информатизация общего образования: тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение, 2003. – №2.- С15-25.
    2. INTELLSYST.Ru: энциклопедический портал. – М., 2006.- Режим доступа: http://www.intellsyst.ru/publications/_text/TOM3.shtml. - 08.02.2009.
    3. ALLENG.Ru: справочный портал по информатике. – М., 2007.- Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm. - 08.02.2009.

Информация о работе Внеурочная работа по информатике в начальной школе