Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.
• пропаганда социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного, языкового превосходства, насилия и войны;
• нарушение права на неприкосновенность частной жизни (на личную, семейную тайну), неприкосновенность жилища, права на уважение и защиту чести, достоинства и репутации, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;
• нарушение права на государственную, служебную, профессиональную, коммерческую и банковскую тайну;
• право
на отказ от свидетельствования против
себя самого, своего супруга и близких
родственников.
3. Перечень
видов информации с
• государственная тайна;
• служебная тайна;
• коммерческая тайна;
• банковская тайна;
• профессиональная тайна;
• персональные
данные.
4. Перечень
сведений, доступ к которым не
может быть ограничен.
Для реализации
права на информацию в Конституции
РФ заложены основания, по которым доступ
к отдельным видам информации
не подлежит какому-либо ограничению,
например в статье 42
закреплено
право на достоверную информацию
о состоянии окружающей среды, которое
не может быть ограничено. В случае
возникновения угрозы жизни и
здоровью людей должностные лица
обязаны информировать
В ряде законов,
устанавливающих ограничения
К механизмам
доступа к открытой информации можно
отнести:
• структурирование открытой информации по уровням доступа — подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий граждан;
• структурирование
органов государственной власти
и местного самоуправления, чьи должностные
лица обязаны предоставлять
• установление обязанности должностных лиц на основании документов предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом;
• публикацию
в общедоступных изданиях документированной
информации, подлежащей обязательному
распространению, всех перечней по установлению
ограничений и запретов в информационной
сфере, перечня органов
• создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием в средствах массовой информации их адресов и порядка получения информации;
• порядок предоставления информации, предусматривающий сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового статуса организации, в адрес которой направлен запрос;
• установление
источников финансирования и покрытия
расходов, связанных с предоставлением
информации, — в соответствии с
нормой Гражданского кодекса РФ (пункт
2 статьи 779) предоставление информации
отнесено к обязательствам о возмездном
оказании услуг.
Важное значение
для реализации информационных прав граждан
на доступ к информации имеет Послание
Президента РФ Федеральному Собранию
РФ от 17 февраля 1998 года, где в целях обеспечения
информационной открытости государственной
власти гражданскому обществу определены
следующие задачи:
• радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти;
• сужение области ведомственных тайн;
• уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации;
• обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости;
• установление
каналов двусторонней связи государственных
органов с общественными
Виды доступа
к информации
Доступ к
информации также важно четко
разграничить в зависимости от вида
информации и вида субъекта, реализующего
свое право на доступ к информации.
Исходя из этого, различаются следующие
виды доступа:
1. Обязательное доведение.
2. Свободный доступ.
3. Предоставление
информации по запросу
4. Предоставление
информации по запросу
Наряду с
этим обязательному доведению
здоровью
и жизни граждан, о реквизитах
организаций, предоставляющих информацию,
о реестрах официальных документов,
которые также подлежат обязательному
доведению.
Свободный
доступ — это ситуация, когда, например,
на сервере соответствующего субъекта
органа власти в электронном виде
выставляется информация о законопроекте.
Правомочия
на свободный доступ к информации
в данном случае могут реализоваться
через обязанность государства
создать условия, при которых
лицо, заинтересованное в получении
информации, могло получить к ней
доступ по своему желанию. В перечень
таких условий, могут входить
— накопление информации и поддержание
ее в актуальном состоянии, систематизация
информации и т. п. В то же время условия
свободного доступа, включая адрес нахождения
информации, должны быть широко известны,
и здесь применимо уже правомочие обязательного
доведения.
Различаются
четыре основных вида отношений, которые
могут возникать между
• лиц (как физических, так и юридических) по отношению к государству;
• государства по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим);
• физических лиц по отношению к организациям (юридическим лицам);
• юридических
лиц по отношению к физическим
лицам.
Например, при
запросе лиц в органы государственной
власти и органы местного самоуправления
ограничение права на доступ к
информации связано только с государственной
тайной, служебной тайной и персональными
данными, потому что коммерческой тайны,
банковской тайны, профессиональной тайны
в органах государственной
Что касается
государственных предприятий, которые,
казалось бы, представляют государство,
то в данной ситуации они являются
коммерческими структурами с
государственным видом
При запросах
государства по отношению к. физическим
и юридическим лицам (что регламентируется
нормами Законов РФ «О государственной
службе», «О воинской обязанности и
военной службе», «Об обороне», «О
милиции» и т. п.) в качестве основания
для ограничения права доступа
к информации могут выступать
персональные данные, коммерческая тайна,
банковская тайна и профессиональная
тайна.
При реализации
права физических лиц на доступ к
информации у юридических лиц
в качестве основания для ограничения
права доступа к информации могут выступать
профессиональная тайна, коммерческая
тайна, банковская тайна. При запросе юридических
лиц к физическим лицам основанием для
ограничения права могут выступать персональные
данные.
При реализации
права на доступ к информации важно
обеспечить, чтобы получаемая информация
была достоверной, полной и ее подлинность
при дальнейшем использовании не
вызывала ни у кого сомнения. В связи
с возрастающим объемом хранения
и использования информации, в
т. ч. ограниченного доступа, в электронном
виде все чаще применяется понятие
«электронного документа». В то же
время проблема сохранения электронных
документов от уничтожения, копирования,
модификации, подделки требует для
своего разрешения специфических средств
и методов защиты (формирование корпоративных
сетей, техническая защита сетей, криптографическая
защита и т. д.).
Ответственность
за нарушение законодательства в
информационной сфере
За непредоставление
информации гражданам, палатам Федерального
Собрания РФ и Счетной палате РФ (статьи
140 и 287), а также за сокрытие информации
об обстоятельствах, создающих опасность
для жизни или здоровья людей (статья 237),
в Уголовном кодексе РФ (от 13. 06.1996 г.) предусмотрена
ответственность.
Ответственность
в действующем законодательстве
оговорена в случае неправомерного
засекречивания, нарушения требований
по составу предоставляемых
Защита права
на доступ к информации может осуществляться:
• в форме, находящейся за пределами юрисдикции (самозащита своих прав и законных интересов),
• в юрисдикционной
форме (в административном или в судебном
порядке).
В административном
порядке — через подачу жалобы
лицом, чьи права нарушены, на должностное
лицо (орган) в вышестоящую
инстанцию,
специальный орган — Судебную
палату по информационным спорам при
Президенте РФ
В судебном
порядке — лицо может выбрать
любой способ защиты нарушенных прав
через подачу иска (жалобы) для рассмотрения
в гражданском, административном или
уголовном судопроизводстве.
При рассмотрении
иска в гражданском судопроизводстве
потерпевший вправе использовать основные
способы защиты гражданских прав,
предусмотренных в статье 12 Гражданского
кодекса РФ (от 30.11.1996 г.), в том
числе требовать:
• признания права;
• прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
• признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
• восстановления права;
• возмещения убытков;
• компенсации
морального ущерба.