Общие проблемы безопастности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Национальные интересы и безопасность
Основанием для определения содержания национальной безопасности, в рамках классических традиций и имеющейся мировой практики, является наличие сформулированных национальных интересов — осознанных потребностей нации в самосохранении и развитии.
Под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющих их социальное поведение.

Работа содержит 1 файл

Общие проблемы безопасности.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

• пропаганда социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного, языкового  превосходства, насилия и войны;

• нарушение  права на неприкосновенность частной  жизни (на личную, семейную тайну), неприкосновенность жилища, права на уважение и защиту чести, достоинства и репутации, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;

• нарушение  права на государственную, служебную, профессиональную, коммерческую и банковскую тайну;

• право  на отказ от свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких  родственников. 

3. Перечень  видов информации с ограниченным  доступом: 

• государственная  тайна;

• служебная  тайна;

• коммерческая тайна;

• банковская тайна;

• профессиональная тайна;

• персональные данные. 

4. Перечень  сведений, доступ к которым не  может быть ограничен. 

Для реализации права на информацию в Конституции  РФ заложены основания, по которым доступ к отдельным видам информации не подлежит какому-либо ограничению, например в статье 42 

закреплено  право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое  не может быть ограничено. В случае возникновения угрозы жизни и  здоровью людей должностные лица обязаны информировать население  о ней под страхом привлечения  к ответственности (часть 3 статьи 41). 

В ряде законов, устанавливающих ограничения доступа  к информации, также вводится перечень сведений, доступ к которым не может  быть ограничен. Так, в статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию. В пункте 3 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» приведен перечень документов, доступ к которым запрещено ограничивать. В Закон РФ «О коммерческой тайне» планируется также включить перечень сведений, которые нельзя отнести к коммерческой тайне. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (пункт 7 статьи 19), в свою очередь, определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. 

К механизмам доступа к открытой информации можно  отнести: 

• структурирование открытой информации по уровням доступа  — подлежащей обязательному опубликованию  в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого  гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий  граждан;

• структурирование органов государственной власти и местного самоуправления, чьи должностные  лица обязаны предоставлять информацию (пример — государственная система  научно-технической информации, положение  о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 года № 950);

• установление обязанности должностных лиц  на основании документов предоставлять  по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом;

• публикацию в общедоступных изданиях документированной  информации, подлежащей обязательному  распространению, всех перечней по установлению ограничений и запретов в информационной сфере, перечня органов государственной  власти и местного самоуправления (с  указанием их функций и адресов);

• создание общедоступных баз данных в органах  государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием  в средствах массовой информации их адресов и порядка получения  информации;

• порядок  предоставления информации, предусматривающий  сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового  статуса организации, в адрес  которой направлен запрос;

• установление источников финансирования и покрытия расходов, связанных с предоставлением  информации, — в соответствии с  нормой Гражданского кодекса РФ (пункт 2 статьи 779) предоставление информации отнесено к обязательствам о возмездном оказании услуг. 
 

Важное значение для реализации информационных прав граждан на доступ к информации имеет Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 17 февраля 1998 года, где в целях обеспечения информационной открытости государственной власти гражданскому обществу определены следующие задачи: 

• радикальное  обновление функций, методов, критериев  деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти;

• сужение  области ведомственных тайн;

• уточнение  с помощью общественных организаций  гарантий предоставления общественно  значимой официальной информации;

• обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости;

• установление каналов двусторонней связи государственных  органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.). 

Виды доступа  к информации 
 

Доступ к  информации также важно четко  разграничить в зависимости от вида информации и вида субъекта, реализующего свое право на доступ к информации. Исходя из этого, различаются следующие  виды доступа: 

1. Обязательное  доведение.

2. Свободный  доступ.

3. Предоставление  информации по запросу юридических  лиц.

4. Предоставление  информации по запросу физических  лиц. Например, доступ к информации  через обязательное ее доведение  (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после  принятия закона и подписания  его Президентом РФ, поскольку  законы должны быть опубликованы  и вступают в силу только  в случае их обязательного  опубликования. 

Наряду с  этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и  фактах по угрозе общественной безопасности, 

здоровью  и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному  доведению. 

Свободный доступ — это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. 

Правомочия  на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться  через обязанность государства  создать условия, при которых  лицо, заинтересованное в получении  информации, могло получить к ней  доступ по своему желанию. В перечень таких условий, могут входить  — накопление информации и поддержание  ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения. 

Различаются четыре основных вида отношений, которые  могут возникать между субъектами по степени ограничения доступа: 

• лиц (как  физических, так и юридических) по отношению к государству;

• государства  по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим);

• физических лиц по отношению к организациям (юридическим лицам);

• юридических  лиц по отношению к физическим лицам. 

Например, при  запросе лиц в органы государственной  власти и органы местного самоуправления ограничение права на доступ к  информации связано только с государственной  тайной, служебной тайной и персональными  данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны  в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может. 

Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации они являются коммерческими структурами с  государственным видом собственности, в которых может иметь место  коммерческая тайна. 

При запросах государства по отношению к. физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами Законов РФ «О государственной  службе», «О воинской обязанности и  военной службе», «Об обороне», «О милиции» и т. п.) в качестве основания  для ограничения права доступа  к информации могут выступать  персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна. 

При реализации права физических лиц на доступ к  информации у юридических лиц  в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные. 

При реализации права на доступ к информации важно  обеспечить, чтобы получаемая информация была достоверной, полной и ее подлинность  при дальнейшем использовании не вызывала ни у кого сомнения. В связи  с возрастающим объемом хранения и использования информации, в  т. ч. ограниченного доступа, в электронном  виде все чаще применяется понятие  «электронного документа». В то же время проблема сохранения электронных  документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки требует для  своего разрешения специфических средств  и методов защиты (формирование корпоративных  сетей, техническая защита сетей, криптографическая  защита и т. д.). 

Ответственность за нарушение законодательства в  информационной сфере 

За непредоставление информации гражданам, палатам Федерального Собрания РФ и Счетной палате РФ (статьи 140 и 287), а также за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (статья 237), в Уголовном кодексе РФ (от 13. 06.1996 г.) предусмотрена ответственность. 

Ответственность в действующем законодательстве оговорена в случае неправомерного засекречивания, нарушения требований по составу предоставляемых сведений, неопубликования сведений, нарушения права граждан на бесплатное получение информации, сокрытие (непредоставление) сведений об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, несвоевременное предоставление сведений, сокрытие информации, сообщение ложных (недостоверных) сведений, ограничение права на предоставление информации, искажение сведений, нарушение свободного международного информационного обмена. 

Защита права  на доступ к информации может осуществляться: 

• в форме, находящейся за пределами юрисдикции (самозащита своих прав и законных интересов),

• в юрисдикционной форме (в административном или в судебном порядке). 

В административном порядке — через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное  лицо (орган) в вышестоящую 

инстанцию, специальный орган — Судебную палату по информационным спорам при  Президенте РФ 

В судебном порядке — лицо может выбрать  любой способ защиты нарушенных прав через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или  уголовном судопроизводстве. 

При рассмотрении иска в гражданском судопроизводстве потерпевший вправе использовать основные способы защиты гражданских прав, предусмотренных в статье 12 Гражданского кодекса РФ (от 30.11.1996 г.), в том  числе требовать: 

• признания  права;

• прекращения  действий, нарушающих право или создающих  угрозу его нарушения;

• признания  недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

• восстановления права;

• возмещения убытков;

• компенсации  морального ущерба. 

Информация о работе Общие проблемы безопастности