Место информатики в процессах управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение места информатики в процессах управления и практическое решение задачи в MS Excel.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить место информатики в управлении;
2.Рассмотреть информационное обеспечение системы поддержки принятия управленческих решений;
3. Изучить принципы подходов к проектированию;
4. Изучить общую характеристику практической задачи;
5. Привести описание алгоритма решения задачи.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть. Место информатики в процессах управления 4
1.1. Место информатики 4
1.2. Информационное обеспечение системы поддержки принятия управленческих решений 12
1.3. Принципы подходов к проектированию 20
Заключение 24
2. Практическая часть 26
2.1. Общая характеристика задачи 26
2.2. Описание алгоритма решения задачи 27
37
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Информ-3.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Строительная организация, которая хочет повысить эффективность своей управленческой деятельности посредством применения технических средств, должна четко выявить виды деятельности в каждом отделе и определить пути рационализации информационных потоков. С другой стороны, цены на современные технические средства довольно высоки, что делает необходимым расчет их окупаемости. По мнению западных специалистов, приобретение оборудования целесообразно, если 50% его стоимости окупится не более, чем через 3 года.

Параметрический ряд  деловых автоматизированных рабочих  мест (АРМ) позволяет создать единую техническую, организационную и  методологическую базу компьютеризации управления. Первоначально информационная технология локализуется в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем (при объединении АРМ средствами коммуникации) создаются АРМ сектора, отдела, учреждения и формируется коллективная технология. Тем самым достигается гибкость всей структуры и возможность наращивания информационной мощности.

АРМ должен быть укомплектован  необходимыми программно-инструментальными  средствами: операционные системы (ОС) ЭВМ; трансляторы (интерпретаторы) с различных алгоязыков и языков пользователей; средства проектирования и обработки данных (экранные редакторы текстовой, графической информации, системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, генераторы выходных форм); собственно пользовательские программы (обрабатывающие, обучающие, СУБД знаний и др.).

Системы обработки данных (СОД) на базе концепции автоматизированного рабочего места получили широкое развитие. АРМ - автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций системы управления (АСУ).

Обобщенная схема автоматизированного  рабочего места (АРМ) управленческого персонала представлена на рисунке 6.

Рис.6. Схема автоматизированного рабочего места управленческого персонала

Одним из таких автоматизированных рабочих мест является система автоматизированной обработки информации (САОИ). Система автоматизированной обработки информации представляет собой человеко-машинную систему, обеспечивающую автоматизированный сбор и обработку информации с использованием ПЭВМ, оргтехники и современных средств связи в процессе решения основных задач управления организацией.

К разработке информационного обеспечения системы стратегического управления необходимо предъявлять ряд организационно-методологических требований: рациональная интеграция обработки информации, необходимость минимального дублирования информации в информационной базе, сокращение числа форм документов, необходимая избыточность информационного обеспечения, позволяющая пользователям различного уровня получать информацию с различной степенью детализации.

Любая система автоматизированной обработки информации должна отвечать ряду принципов, определяющих идеологию и порядок ее создания, а также направления эффективного использования.

1.3. Принципы подходов к проектированию

Основными принципами построения, применения и совершенствования  САОИ системы управления являются:

1. Принцип системного  подхода. Суть этого принципа  состоит в том, что проектирование САОИ должно основываться на системном анализе как объекта, так и системы управления. В этой связи, в процессе проектирования системы должны быть определены цели и критерии ее функционирования. Это позволяет провести структуризацию всех вопросов, требующих решения в процессе проектирования системы для обеспечения полного соответствия ее функционирования в будущем принятым целям и критериям. Системный подход при разработке САОИ обеспечивает возможность еще на стадии проектирования определить функциональные связи и зависимости отдельных задач, рациональную последовательность выполнения и внедрения проектных работ по созданию САОИ;

2.Принцип новых задач.  Он заключается в обеспечении  решения качественно новых задач на базе использования средств вычислительной техники. На практике этот принцип удовлетворяется решением многовариантных задач с помощью различных экономико-математических методов;

3.Принцип непрерывного  развития системы (принцип открытой системы). Этот принцип сводится к тому, что структура, конкретные решения системы автоматизированной обработки информации должны строиться так, чтобы можно было простым способом "настроить" систему на решение новых задач, возникающих в процессе эксплуатации САОИ, обеспечить возможность расширения и модернизации используемой технической базы, информационного и математического обеспечения системы;

4. Принцип единстваинформационной  базы. Данный принцип состоит  в том, что информационное обеспечение системы включает в себя информацию, необходимую для решения не только одной или нескольких задач, а всехформализованных задач системы управления. При этом в информационном обеспечении САОИ исключаетсянеоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, еслиинформационные массивы создаются для каждой задачи отдельно;

5.Принцип комплексности. Данный принцип означает необходимость охватаавтоматизацией как можно большего количества задач управления. Нельзя добиться эффективных результатов от автоматизации управления только узкого круга задач, сохранив решение остальных задач в "ручном" режиме;

6. Принцип надежности. Характеризует способность системы  выполнять задачи, сохраняя во  времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих требуемым режимам и условиям использования технического обслуживания. Основные пути повышения надежности САОИ: оптимизация структуры САОИ и ее обеспечивающей части; профилактика и качественный ремонт технических средств; выбор высоконадежных элементов системы; систематический контроль за ходом решения задач управления; применение организационных мер по повышению ответственности работников за достоверность информации и качество управленческой деятельности;

7.Принцип согласованности  пропускных способностей различных звеньев системы. Принцип заключается в том, что в различныхсопряженных контурах системы должно обеспечиваться согласование скорости обработки данных. Использование изложенных принципов позволяет разработать организационно-информационную модель САОИ системы управления организации (рис.7) и укрупненную схему функционирования системы.

Наиболее сложный вопрос, решаемый на стадии подготовки автоматизации управления – это выбор между привлечением разработчиков и использованием стандартного программного обеспечения, а также выбор конкретного стандартного программного обеспечения и широкого спектра предлагаемых на рынке. Исследования по этому вопросу показывают, что для малых и средних строительных организаций разработка специального программного обеспечения нецелесообразна. Причин этому несколько: во-первых, практически все необходимое программное обеспечение для автоматизации основных видов управленческой деятельности уже разработано ведущими зарубежными и отечественными фирмами и совершенствуется год от года. Во-вторых, покупка стандартного программного обеспечения обойдется значительно дешевле, чем оплата труда разработчиков. В-третьих, качество разработанного программного обеспечения будет ниже стандартного, т.к. любое новое программное обеспечение требует опытной эксплуатации, во время которой выявляются скрытые ошибки программирования. Важен и такой аспект, что для пользователя проще выбрать нужное из уже имеющихся возможностей. Важно принять во внимание, что использование индивидуального ПО автоматически приводит к изоляции, т.к. большинство пользователей использует стандартное ПО. Возможны также трудности при использовании новой техники из-за аппаратной несовместимости. Только соображения секретности или абсолютная нетипичность решаемых управленческих задач оправдывают разработку предприятием оригинального ПО.

Рис.7. Организационно-информационная модель САОИ системы управления

Для крупных предприятий автоматизацию управления выгодно проводить с использованием интегрированных систем, которые конфигурируются индивидуально для каждого предприятия. Стоимость таких систем - от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов США, и поэтому для проведения автоматизации для них особенно важны этапы предварительной подготовки.

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, в курсовой работе можно сделать ряд выводов:

Управление — это  непрерывный процесс функционирования управляющей подсистемы, совершающийся под влиянием периодически повторяющихся управленческих воздействий.

Управление представляет собой совокупность частных процессов (этапов, стадий, операций), объединенных единой целью, — выработка управленческого решения и организация его практического осуществления. В его содержание входят также средства и способы выполнения операций.

Управление осуществляется для достижения определенной цели. Цель в организации — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых она хочет добиться. В целях определяются перспективы развития организации и главные направления деловых связей.

Ценность и своевременность  управленческого решения в огромной степени зависят от способности менеджера в нужный момент произвести сбор, анализ и толкование информации. Все, что потенциально позволяет снизить степень  неопределенности, должно считаться информацией.

В современных условиях ЭВМ стали все чаще применять  для обработки нечисловой информации (текстовой, графической) и термин «вычислительная техника» перестал строго соответствовать характеру задач, решаемых с помощью компьютера.

Современные ЭВМ способны одновременно обрабатывать текстовую, цифровую и графическую информацию.

Важную роль играет использование  ЭВМ в системе производственного контроля. Установленные на контрольных участках ЭВМ проверяют качество поступающих на сборку частей и деталей (сверка веса, размеров допусков применительно к существующим стандартам).

В современных условиях получило развитие использование ЭВМ для автоматического печатания текста с голоса без использования машинистки.

К средствам повышения  уровня автоматизации административно-управленческого труда относятся: осуществление записей, поиск материалов и документов, раскладка копий документов по соответствующим досье.

К новым техническим  средствам автоматизации конторского  груда можно отнести: копированные устройства со встроенной микроЭВМ для автоматизации процесса копирования и рассылки документов: электронные пишущие машинки и композеры для автоматизации процесса перепечатки документов и материалов: информационные базы данных для хранения текстов различных материалов или их индексов, для сокращения времени на поиск необходимых материалов или индексов; телекоммуникационную внутрифирменную связь, обеспечивающую систематическое тесное взаимодействие и координацию деятельности руководителей подразделений; фотонаборную технику; устройства оптического считывания; комплексную систему, объединяющую ЭВМ с микрофильмированием; электронную почту; диктофонную технику.

Информационный подход кибернетики  к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

 

2. Практическая часть

2.1. Общая характеристика задачи

Предприятие ООО “Красный Октябрь” осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для анализа качества выпускаемой продукции ежемесячно производится учет бракованной продукции.

Данные учета бракованных  деталей приведены на рис.8.

  1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
  2. Выполнить расчет процентного отношения бракованных изделий к общему количеству выпущенных изделий, подвести итоги за месяц.
  3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпуске бракованных изделий за квартал (рис.9), и в графическом виде.
  4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету некачественной продукции (рис.9).

 

Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.

Код

станка

Количество выпущенных деталей, шт.

Количество бракованных  деталей, шт.

% брака

1

2600

35

 

2

3500

57

 

3

1890

26

 

4

2780

72

 

Итого

     

 

 

Ведомость учета изготовленных  деталей за февраль 2006 г.

Код

станка

Количество выпущенных деталей, шт.

Количество бракованных  деталей, шт.

% брака

1

2980

26

 

2

3470

45

 

3

2100

12

 

4

3150

56

 

Итого

     

Информация о работе Место информатики в процессах управления