Контрольная работа по «Основы информационного обеспечения систем производственного управления»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

1. Принципы построения автоматизированной системы управления производственным предприятием
2. Международные стандарты управления предприятием
3. Основные виды стандартов управления предприятием

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaja_rabota.doc

— 561.50 Кб (Скачать)

В дальнейшем, усовершенствование системы привело к трансформации системы MRP с замкнутым циклом в расширенную модификацию, которую впоследствии назвали MRPII (Manufactory Resource Planning), ввиду идентичности аббревиатур. Эта система была создана для эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых. Кроме того, система класса MRRPII способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации и эмулировать ответ на вопрос «Что если». MRPII представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т.д. Результаты работы каждого из модуля анализируются всей системой в целом, что собственно и обеспечивает ее гибкость по отношению к внешним факторам. Именно это свойство является краеугольным камнем современных систем планирования, поскольку большое количество производителей производят продукцию с заведомо коротким жизненным циклом, требующую регулярных доработок. В таком случае появляется необходимость в автоматизированной системе, которая позволяет оптимизировать объемы и характеристики выпускаемой продукции, анализируя текущий спрос и положение на рынке в целом.

Схематично состав системы MRP II приведен на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. – Структурная схема элементов MRP II

В последние годы системы планирования класса MRPII в интеграции с модулем финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning) получили название систем бизнес-планирования ERP (Enterprise Requirements Planning), которые позволяют наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий.

Идея MRP II опирается на несколько простых принципов, например, разделение спроса на зависимый и независимый. MRP II Standart System содержит описание 16 групп функций системы:

  • Sales and Operation Planning (Планирование продаж и производства).
  • Demand Management (Управление спросом).
  • Master Production Scheduling (Составление плана производства).
  • Material Requirement Planning (Планирование материальных потребностей).
  • Bill of Materials (Спецификации продуктов).
  • Inventory Transaction Subsystem (Управление складом).
  • Scheduled Receipts Subsystem (Плановые поставки).
  • Shop Flow Control (Управление на уровне производственного цеха).
  • Capacity Requirement Planning (Планирование производственных мощностей).
  • Input/output control (Контроль входа/выхода).
  • Purchasing (Материально техническое снабжение).
  • Distribution Resourse Planning (Планирование ресурсов распределения).
  • Tooling Planning and Control (Планирование и контроль производственных операций).
  • Financial Planning (Управление финансами).
  • Simulation (Моделирование).
  • Performance Measurement (Оценка результатов деятельности).

Методы MRP II – это эволюционные методы управления, позволяющие предприятию максимально эффективно адаптироваться к изменению внешней рыночной среды. В них упор делается на формирование сбалансированного по ресурсам плана, позволяющего выполнить сбытовые заказы, сквозное планирование и диспетчирование производства, поддержание минимального уровня запасов и сокращение циклов изготовления продукции, непрерывный контроль над затратами и себестоимостью продукции.

Основные принципы MRP II:

  • производственная деятельность – поток взаимосвязанных заказов;
  • сквозные графики движения заказов снабжения, производства и сбыта;
  • минимизация циклов и запасов материалов и комплектующих, готовой продукции, незавершенного производства;
  • учет ограничений ресурсов для выполнения заказов;
  • выполнение заказа к моменту, когда он необходим;
  • интеграция движения заказов с бухгалтерскими и экономическими функциями.

Основные этапы управления предприятием в стандарте MRP II следующие:

  • формирование плана производства на основании портфеля заказов и прогнозирования сбыта готовой продукции по периодам;
  • предварительная оценка выполнимости плана производства по ключевым ресурсам предприятия (станкам, рабочим, материалам, электроэнергии и т.д.); корректировка плана производства, если он не проходит по ресурсам, или пополнение ресурсов – закупка оборудования, наем рабочих нужной специальности, сверхурочные, субподряд и т.д.;
  • формирование плана-графика выпуска партий деталей, полуфабрикатов, готовых изделий собственного изготовления на основании плана производства, а также формирование плана-графика закупки материалов и комплектующих; формирование договоров на снабжение;
  • выполнение специальных процедур расчета чистых потребностей и заказов, включая расчет размеров партий деталей, полуфабрикатов, сборочных единиц и готовых изделий вместе со сроками их выпуска;
  • оценка выполнимости плана-графика по производственным ресурсам;
  • корректировка плана производства и производственных нормативов (размеров партий, длительностей циклов, технологических маршрутов и т.д.), если ресурсов не хватает или пополнение ресурсов на оперативном уровне;
  • формирование бюджетов производственных хозрасчетных подразделений;
  • укомплектование и запуск в производство партий деталей, сборочных единиц собственного изготовления, диспетчирование хода производства, диспетчирование хода поставок материалов и комплектующих, учет выполнения производства и поставок;
  • формирование сбытовых договоров, диспетчирование поставок и отгрузки потребителям готовой продукции;
  • расчет нормативных и фактических затрат на производство, расчет нормативной и фактической себестоимости продукции, анализ отклонений в затратах и себестоимости, анализ выполнения бюджетов подразделений;
  • оперативный расчет бухгалтерского баланса и получение экономических и финансовых показателей деятельности предприятия.

Результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II:

  • получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
  • долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
  • решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;
  • реальное сокращение материальных ресурсов на складах;
  • планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;
  • автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств;
  • финансовое отражение деятельности предприятия в целом;
  • значительное сокращение непроизводственных затрат;
  • защита инвестиций, произведенных в информационные технологии;
  • возможность поэтапного внедрения системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.

2.3 ERP система

Концепция ERP предложена аналитической фирмой GartnerGroup в конце 80-х, и на сегодняшний день это одна из самых распространенных и развивающихся технологий управления предприятием. Ее популярность можно оценить по следующему факту: аббревиатура ERP стала нарицательной для всех систем управления предприятием (аналогично названию компании Xerox для копировальных аппаратов). ERP система в свою очередь является дальнейшим развитием системы MRP II и включает в себя планирование ресурсов предприятия для всех основных видов деятельности (рис 2.3)

Рисунок 2.3. – Функциональные элементы ERP системы

Основные отличия систем управления предприятиями, построенных на основе концепции ERP, следующие:

  • в ERP, в отличие от MRP II, больше внимания уделяется финансовым подсистемам. Системы ERP, в отличие от MRP II, ориентированы на управление «виртуальным предприятием». Виртуальное предприятие, отражающее взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, может состоять из автономно работающих предприятий, или корпорации, или географически распределенного предприятия, или временного объединения предприятий, работающих над проектом, государственной программой и др.
  • в ERP добавляются механизмы управления транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности.

Эти отличия в меньшей степени затрагивают логику и функциональность систем, и в большей степени определяют их инфраструктуру (Internet/intranet) и масштабируемость – до нескольких тысяч пользователей. Требования к гибкости, надежности и производительности программного обеспечения и вычислительных платформ неуклонно растут:

Растут требования к интеграции систем ERP с приложениями, уже используемыми на предприятии (например, системами проектирования, подготовки производства, учета хода производства и управления технологическими процессами, биллинга и расчета с клиентами и др.), а также с новыми разработками. Система ERP не может решить всех задач управления промышленным предприятием и часто воспринимается как хребет, на основе которого выполняется интеграция с другими приложениями. В новых системах ERP больше внимания уделяется средствам поддержки принятия решений и средствам интеграции с хранилищами данных (иногда включаемых в систему как новый модуль). В системах ERP разработаны развитые средства настройки (конфигурирования) и адаптации, в том числе применяемые динамически в процессе эксплуатации систем.

В соответствии со Словарем APICS (American Production and Inventory Control Society), термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning – Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это – информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в более общем контексте), это – методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

ERP заменяет старые разрозненные компьютерные системы по финансам, управлению персоналом, контролю над производством, логистике, складу одной унифицированной системой, состоящей из программных модулей, которые повторяют функциональность старых систем. Программы, обслуживающие финансы, производство или склад теперь связаны вместе, и из одного отдела можно заглянуть в информацию другого. ERP-системы большинства поставщиков достаточно гибки и легко настраиваемы, их можно устанавливать модулями, не приобретая сразу весь пакет. Например, многие компании приобретают сначала только финансовые или HR модули, оставляя на будущее автоматизацию других функций. ERP-система автоматизирует процедуры, образующие бизнес-процессы. ERP-система «подхватывает» заказ клиента и служит своего рода дорожной картой, по которой автоматизируются различные шаги на пути исполнения заказа. Когда представитель фронтофиса вводит заказ клиента в ERP-систему, у него есть доступ ко всей информации, необходимой для того, чтобы запустить заказ на выполнение. Например, он тут же получает доступ к кредитному рейтингу клиента и истории его заказов из финансового модуля, узнает о наличии товара из складского модуля и о графике отгрузки товаров из модуля логистики. Сотрудники, работающие в разных подразделениях, видят одну информацию и могут обновлять ее в своей части. Когда один департамент заканчивает работу над заказом, заказ автоматически переадресовывается в другой департамент внутри самой системы. Чтобы узнать, где находился заказ в любой момент времени, необходимо только войти в систему и отследить прохождение заказа. Поскольку весь процесс теперь прозрачен, то заказы клиентов выполняются быстрее и с меньшим числом ошибок, чем раньше. То же самое происходит с другими важными процессами, например, созданием финансовых отчетов, начислением зарплаты и т.д.

Главным же, безусловно, является набор функций ERP систем:

  • ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;
  • формирование планов продаж и производства;
  • планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;
  • управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;
  • планирование производственных мощностей от укрупненного планирования до использования отдельных станков и оборудования;
  • оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет;
  • управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации.

Сочетание традиционной ERP системы предприятия с Интернет - решениями для электронного бизнеса привели к созданию новой организационной и управленческой среды и нового качества системы. Результатом этого явилась концепция систем нового поколения – ERP II – Enterprise Resource and Relationship Processing – управление ресурсами и внешними отношениями предприятия, имеющих как бы два контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес процессами предприятия, и внешний – управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции. При этом традиционный внутренний контур управления принято называть back-office – внутренняя система, а функции взаимодействия с контрагентами и заказчиками – front-office – внешняя система. Таким образом, ERP II система – это методологии ERP системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых Интернет - технологиями.

Необходимо подчеркнуть желательность предварительной теоретической подготовки экспертной группы по основам построения основных подсистем ERP систем для того, чтобы уровень требований соответствовал уровню предлагаемых решений. Например: «возможность печати банковских платежных документов» не может является серьезным требованием, т.к. решает лишь частную задачу и является требованием исполнителя, а не руководителя направления/службы. Система может печатать платежные документы, но не поддерживать необходимый тип производства, что в результате создаст перспективы превращения в систему, решающую в основном проблемы автоматизации бухгалтерского учета.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы информационного обеспечения систем производственного управления»