Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:50, контрольная работа
1. Принципы построения автоматизированной системы управления производственным предприятием
2. Международные стандарты управления предприятием
3. Основные виды стандартов управления предприятием
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Московский государственный индустриальный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Основы информационного
Студент Овчинников Иван Евгеньевич
Группа Бк09И21
Преподаватель Бобылева Татьяна Александровна
Москва, 2012
Управление практически любым бизнесом можно разбить на несколько крупных разделов, которые определяют различные точки зрения на процесс управления. Можно определить три таких основных точки зрения: финансовая; логистическая; производственная (технологическая).
Под финансовой точкой зрения будем понимать описание предприятия с точки зрения движения денежных потоков. Под логистической – описание предприятия с точки зрения движения материальных потоков, а под производственной – функциональное описание бизнеса, то есть описание с точки зрения последовательности и правил реализации производственных (в широком смысле) функций.
Каждая из вышеперечисленных точек зрения представляет собой некоторый «срез» из реальных процессов, происходящих внутри и вокруг объекта бизнеса. При этом технологическая точка зрения является наиболее сложной (комплексной) и толкуется достаточно широко, в результате чего она может быть распространена на самые различные виды бизнеса, возможно и не связанные напрямую с производством. Каждая точка зрения имеет под собой серьезную теоретическую платформу и определяет существенную часть деятельности компании. В зависимости от типа бизнеса (характера деятельности компании) доминирующее значение может иметь одна из трех упомянутых точек зрения. Например, дистрибьютора в первую очередь интересует логистика, инвестиционную компанию финансы и т.д.
В практике управления уже давно сформировался некоторый стандарт (точнее набор стандартов, в зависимости от типа бизнеса) функционального рассмотрения процессов (производства, логистики) и их финансовых результатов во взаимосвязи. При этом нужно понимать, что термин «стандарт» в данном случае означает набор понятий и определений, «стандартно» применяемый для описания управления конкретными процессами, вместе с набором «управленческих отчетов» и правил их составления, базирующийся на данном наборе понятий и определений.
Многие руководители и менеджеры предприятий пытаются подобрать себе такой программный продукт, который позволил бы им с наименьшими трудозатратами перейти от учета деятельности к управлению предприятием. В настоящий момент на рынке представлен большой спектр продуктов предназначенных для построения системы управления производственным предприятием – от простых учетных до сложных систем управления класса ERP. Все эти системы имеют свои особенности, свою бизнес-логику. Тем не менее, для успешного внедрения информационной системы на базе выбранного программного продукта необходимо, чтобы логика, заложенная в программный продукт, соответствовала основным бизнес-процессам на предприятии, особенно в части оперативного учета и планирования. Необходимо выделить основные моменты, на которые следует обратить внимание при построении автоматизированной системы управления производственным предприятием среднего масштаба.
Основной принцип, на котором должна строиться автоматизированная система управления предприятием – это разделение оперативного и бухгалтерского (налогового) учета по разным подсистемам. Данный принцип основывается на том факте, что бухгалтерский и управленческий учет ведутся для разных целей и обладают принципиально разными свойствами, хотя и могут основываться на одних исходных данных. Бухгалтерский и управленческий учет оперируют разными объектами учета. В большинстве современных программных продуктов есть возможность раздельного ведения оперативного и бухгалтерского учета, но методы ее реализации существенно различаются. Наиболее удобным является способ, когда подсистемы оперативного управления (оперативный учет и планирование) и фискального учета разделены не только логически, но и работают с разными объектами учета и документами. Схематично основные подсистемы представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Разделение подсистем оперативного управления и учета
Наряду с разделением оперативного и бухгалтерского (налогового) учета при выборе программного продукта необходимо иметь в виду требования, касающиеся соответствия идеологии системы основным процессам управления производственным предприятием, а также поддержку непрерывного цикла управления, начиная от планирования продаж и заканчивая отгрузкой продукции покупателю. Такая замкнутая цепочка управления информационными потоками представлена на рисунке .1.2.
Рисунок 1.2. Цепочка управления.
В таблице под схемой показаны подразделения производственного предприятия, которые участвуют в формировании данных в системе (Ф) и получают информацию (И) на данном этапе процесса. По схеме видно, что на основе анализа данных, получаемых из системы, лица, принимающие решения, могут выработать корректирующие управляющие воздействия по перепланированию и (или) исполнению производственных планов.
Одним из ключевых моментов любого программного продукта, предназначенного для автоматизации деятельности производственных предприятий, является возможность гибкой настройки и описания номенклатуры (как сырья и материалов, так и готовой продукции), а также задание состава изделия – и материального, и применительно к прочим ресурсам (нормативная подсистема). Для реализации этих потребностей в системе должны быть предусмотрены специальные возможности. Одной из них является механизм использования дополнительных характеристик номенклатуры. В качестве таковых могут быть указаны любые свойства материала или продукции (срок годности, цвет, серия, плотность, размер и т. д.). Весь учет по местам хранения материалов или продукции будет в этом случае вестись в разрезе дополнительных характеристик. Их использование позволяет, таким образом, уменьшить количество номенклатурных позиций, а также всегда иметь информацию о наличии и движении ТМЦ в разрезе указанных свойств. Состав изделия описывается с помощью механизма спецификаций.
Подсистема оперативного управления должна позволять: отслеживать и контролировать материальные потоки на складах и в производстве; планировать выпуск товарной продукции и формировать производственные планы; рассчитывать потребность в материальных и прочих ресурсах, необходимых для выполнения планов; следить за состоянием производства, контролировать выполнение производственных заказов и выпуск продукции.
Как правило, при организации оперативного учета необходимо вести его в разрезе мест хранения, номенклатуры (с учетом дополнительных характеристик) и производственных заказов. Для более сложных случаев в качестве объекта учета можно использовать сочетание заказа и номенклатуры, которое позволяет организовать детальный контроль исполнения заказов.
Укрупненная схема движения основных документов подсистемы оперативного учета представлена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3. Основные документы оперативного учета
В подсистеме планирования можно выделить два вида планирования: одно касается товарной продукции, а другое – производства. Планирование товарной продукции – это среднесрочное планирование выпуска готовой продукции или продаж на определенный период – от года до месяца, с возможностью автоматической детализации планов (например, на основании годового плана могут быть автоматически составлены полугодовые, квартальные или месячные планы). Кроме того, система должна позволять контролировать сходимость вложенных планов и производить план-факт анализ на основании информации о произведенной продукции. Производственное планирование – это планирование производственных заданий, которое является более детальным и позволяет планировать производство с учетом характеристик и спецификаций выпускаемой продукции. Производственные планы могут быть сводными и цеховыми и составляются на произвольные периоды Бизнес-логика процесса планирования показана на рисунке 1.4.
Система должна предусматривать возможности не только планирования, но и вторичного планирования или корректировки планов. При проведении план-фактного анализа должна быть возможность сравнивать фактический выпуск продукции как со всеми планами, так и с планами, отобранными по выборочным операциям.
Рисунок 1.4. Планирование на производственном предприятии
Несмотря на относительную независимость подсистем оперативного и бухгалтерского учета, в большинстве случаев они основываются на одних и тех же первичных операциях и данных. Для уменьшения трудозатрат на ввод информации и исключения двойного ввода в программе должна быть предусмотрена возможность ввода бухгалтерских документов на основании оперативных. Пример формирования бухгалтерских документов на основании оперативных представлен на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5. Взаимосвязь бухгалтерского и оперативного учетов
Потребность в автоматизации управленческих процессов впервые была осознана в конце 60-х – начале 70-х годов, когда стало ясно, что управление крупной корпорацией подчиняется тем же законам, что и любая бюрократическая структура. Один из законов Паркинсона гласит: «штат организации никак не связан с объемом выполняемой ею работы». Иными словами, с ростом численности управленческого персонала КПД его работы падает до нуля (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1. – Зависимость КПД работы управленческого персонала от численности.
В связи с этим родилась идея: организовать труд управленцев при помощи автоматизированной системы примерно так, как конвейер организует труд рабочих. В итоге родилась концепция регулярного менеджмента, опирающегося на формально описанные процедуры, делающие эффективным труд каждого управленца. Стандарты управления предприятием поддерживаются с конца 60-х годов Американским обществом управления производством и запасами (APICS). APICS предполагает следующее деление на типы производств: дискретное производство; объемное производство; производство под заказ; производство на склад. Прогнозирующие и планирующие возможности систем управления предприятием дают существенное снижение стоимости и повышают качество бизнес-процессов на предприятии. Основные особенности задач управления предприятиями: управление финансами; управление производством; управление сбытом и снабжением; управление внутренними службами; управление кадрами.
В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждый из выделенных видов может включать в себя значительное число отдельных задач. В общем случае на предприятии можно выделить как минимум три вида учета:
Система управления предприятием – это система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий. Она обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского и управленческого учета и строится на основе единого информационного пространства, охватывая и координируя всю совокупность управленческих процессов предприятия.
Система управления предприятием является сегодня одной из важнейших составляющих успешного развития бизнеса. Если эта система выбрана и реализована правильно, она помогает устранить многие недостатки в управлении, например. разобщенность управленческих и информационных технологий; несоответствие систем планирования и контроля; неэффективность управления затратами; неэффективность использования финансовых ресурсов (из-за отсутствия в нужные сроки выверенной информации о запасах и затратах). В целом комплексная автоматизированная система управления предприятием должна обеспечивать:
При использовании системы автоматизации управления предприятием должны быть решены следующие основные задачи: