Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 01:35, контрольная работа
Деление правовых норм на определенные и относительно определенные выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Разная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения) .
Комсомольский-на-Амуре колледж отраслевых технологий, строительства, экономики и права
Контрольная работа по
основам права
Студента группы 4т
Кузнецова Михаила Петровича
г.Комсомольск-на-Амуре
2010 год
1. Норма права — это правило поведения, установленное или
санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к
нему как часть к целому (или как единичное к общему).
Правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают
совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют
или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими
(предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. являются
косвенным указанием на правило поведения).
Деление правовых норм на определенные и относительно определенные выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Разная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения) .
Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.
Публичное право -- система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.
Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.
2. Отрасль права — это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характерными особенностями различных отношений определенного вида.[1]
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Важным признаком для выделения отрасли права является наличие у нее специфического метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.
Классификация правовых норм Правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.
1) По предмету правового регулирования, или по отраслевой классификации, принято выделять административные, гражданско-правовые, уголовные, гражданско-процессуальные и другие правовые нормы.
Отраслевые правовые нормы иногда разделяют на материальные и процессуальные, где материальные — закрепленные права и обязанности субъектов права и правовое положение субъектов права, а процессуальные — правовые нормы, носящие сугубо процедурный, управленческий характер, регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.
2) По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные правовые нормы.
Императивные правовые нормы — категорические, властные предписания, не допускают какой-либо свободы правоприменителя.
Диспозитивные правовые нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам права возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Пример — гражданское право.
Поощрительные — правовые нормы о мерах поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов права.
Рекомендательные правовые нормы устанавливают варианты желательного (с точки зрения государства) урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом их местных условий, возможностей и резервов.
3) По функциональной роли правовые нормы подразделяются на
- классические нормы права — содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения; бывают регулятивными и охранительными
- специализированные правовые нормы — определяют основные понятия и принципы правового регулирования, формулируют его цели и задачи, обозначают возможные перспективы развития юридических институтов; к таким нормам права относят нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции.
4) По субъектам правотворчества и юридической силе правовые нормы делят на
- закрепленные в Конституции, имеют наивысшую юридическую силу
- правовые нормы, содержащиеся в конституционных законах
- правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах
- правовые нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах
5) По действию в пространстве различают нормы
- общего действия — действуют на всей территории государства
- локальные — действуют в пределах обособленного территориального образования
6) По характеру содержащихся предписаний:
- управомочивающие
- предписывающие
- запрещающие
7) По действию во времени:
- постоянные — такие нормы права действуют до их отмены
- временные — действуют в течение определенного промежутка времени.
8) В зависимости от действия по кругу лиц выделяют
- общие правовые нормы — касаются всех субъектов права
- специальные — распространяются на определенный круг субъектов.
Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни.
Элементы системы прав: С – институт права;
В – отрасли права;
Н – нормы права.
Первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции я санкции.
Гипотеза — часть нормы права, указывающая на условие, при наступлении или ненаступлении которого реализуется закрепленное в норме правовое предписание.
Диспозиция — часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе регулируемых данной нормой правоотношений.
Санкция — часть правовой нормы, в которой определяются меры и виды государственного взыскания, поощрения, применяемые к нарушителю или законопослушному гражданину, который нарушил или не нарушил закон.
Можно выделить следующие свойства системы права и системы законодательства.
Во-первых, система права - объективное качество права, действующего в данном обществе. Ее не строят, не конструируют по заранее намеченному плану, а открывают подобно тому, как естествознание открывает законы природы.
Во-вторых, система права в целом соответствует структуре общества, т.е. той системе общественных отношений, которые закрепляются и регулируются правом. Право - момент, сторона общества и отражает его свойства, в том числе и в своей собственной структуре.
В-третьих, система права исторически изменчива; она эволюционирует вместе с развитием общества.
В-четвертых, предмет правового регулирования и, как правило, его метод, будучи решающими дифференцирующими признаками системы права, образуют единство. В принципе, метод права есть лишь юридическое выражение объективных свойств предмета юридического воздействия.
Наконец, в-пятых, особенность системы права, как отмечается в теории, состоит в том, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, в то же время не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга.
Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание. Система права, по его содержанию - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
3. Отрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:
1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы - конституционное право; материальные отрасли - гражданское, административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.
2. Специальный отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения семейное право, исправительно-трудовое право.
3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право.
Рассмотрим более подробно каждую из основных отраслей современной правовой системы современной России. Рассмотрим более подробно каждую из основных отраслей современной правовой системы современной России.
1. Государственное (конституционное) право -- это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
В правовой системе РФ конституционное право считается ведущей отраслью, включающей совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные отношения в государстве. К предмету конституционного права относятся такие отношения, как формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно - территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.
Поскольку основным источником конституционного права является Конституция РФ, система отрасли выстраивается применительно к структуре Конституции. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем др. источникам права. Другими источниками конституционного права являются федеральные законы, регулирующие отношения, входящие в сферу конституционного регулирования - избирательное законодательство, законодательство об общественных объединениях и др., а также решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, декларации и др.
Главным методом правового регулирования является учредительно - закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.
2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.