Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа
Использование информационно-коммуникационных технологий представляет собой новый уровень мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную и обучающую. В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Из психологии известно, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, при этом рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная (обмен информации), интерактивная (взаимодействие) и перцептивная (факт установления взаимопонимания). Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым.
Введение. ……………………………………………………………………...2
Глава 1. Дистанционное обучение в образовании.
1.1.Место дистанционного обучения в системе образования……...........4
1.2.Принципы дистанционного образования……………………………...7
1.3.Электронный учебник как средство дистанционного обучения….....9
1.4. Требования по созданию курсов дистанционного обучения..……..11
Глава 2
2.1. Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа……………………………………………………………………….….16
2.2.Система видеоконференции…………….……………………………..19
2.3. Плюсы и минусы дистанционного обучения………………………..23
2.4. Дистанционное образование в России……………………………….27
Заключение…………………………………………………………………..30
Литература…………………………………………………………………...32
Оглавление
Введение. ……………………………………………………………………...2
Глава 1. Дистанционное обучение в образовании.
1.1.Место дистанционного обучения в системе образования……...........4
1.2.Принципы дистанционного образования……………………………...7
1.3.Электронный учебник как средство дистанционного обучения….....9
1.4. Требования
по созданию курсов
Глава 2
2.1. Основные
типы технологий, применяемых в учебных
заведениях нового типа……………………………………………………………………
2.2.Система
видеоконференции…………….……………………
2.3. Плюсы
и минусы дистанционного
2.4. Дистанционное
образование в России…………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Использование информационно-коммуникационных технологий представляет собой новый уровень мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную и обучающую. В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Из психологии известно, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, при этом рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная (обмен информации), интерактивная (взаимодействие) и перцептивная (факт установления взаимопонимания). Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым. Пути решения проблем, обусловленных тем, что:
· информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;
· вербальное общение реализуется при помощи фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;
· органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения, таких, как жесты, мимика, качество голоса, его диапазон, тональность
· визуальное общение (контакт глазами);
· интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности; в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.
Что побуждает
применять системы
Глава 1. Дистанционное обучение в образовании.
Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при дистанционное обучение составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очное. Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. В системе образования дистанционное обучение отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования. Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию: Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.
Дистанционное
обучение - новая организация
Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующих функций:
· доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;
· интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
· предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
· оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.
Создание системы дистанционного образования сводится к организации специфической педагогической системы, элементами которой являются подсистемы:
· целей обучения;
· содержания обучения;
· методов обучения;
· средств обучения;
· организационных форм обучения;
· идентификационно-контрольная;
· учебно-материальная;
· финансово-экономическая;
· нормативно-правовая;
· маркетинговая.
Необходимость и возможность организации системы дистанционного обучения обусловлена следующими факторами:
· Ограничения по получению профессионального образования (в частности, ограниченная доступность в отдаленных регионах, высокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);
· Ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и образовательных учреждений других типов;
· Увеличение количества желающих получить профессиональное образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки специалистов;
· Появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации телекоммуникационных технологий
Электронный учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты. Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения - учащийся; суть технологии - развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности - сотрудничество. В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. Дидактические особенности курса дистанционного обучения обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:
• стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
• усиление
учебной мотивации, что достигается
путем четкого определения
• развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.
Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах дистанционного обучения.
Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:
> перед
началом дистанционного