Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:31, аттестационная работа
В этом разделе Вы можете познакомится с технологиями, применяемыми при создании систем дистанционного обучения. Мы попробуем кратко осветить большинство технологических аспектов дистанционного обучения начиная с основных используемых терминов и заканчивая стандартами обмена учебным контентом и возможными функциями систем управления дистанционным обучением и учебных порталов.
Технологии дистанционного обучения
В этом разделе Вы можете
познакомится с технологиями, применяемыми
при создании систем дистанционного обучения.
Мы попробуем кратко осветить большинство
технологических аспектов дистанционного
обучения начиная с основных используемых
терминов и заканчивая стандартами обмена
учебным контентом и возможными функциями
систем управления дистанционным обучением
и учебных порталов.
В дальнейшем мы будем употреблять сокращение ДО (дистанционное
обучение)
Основы технологий ДО
Дистанционное обучение не
является новой или революционной
технологией обучения. Дистанционное
обучение существует десятки лет. До
эпохи информационных технологий и
сети Интернет его основным приложением
было заочное образование в высших
учебных заведениях. При этом основным
способом доставки знаний учащимся была
обычная почта.
Разумеется подобный способ доставки
знаний обладал целым рядом недостатков:
обмен информации является черезвычайно
медленным, общая продолжительность обучения
была велика
практически невозможно было обучаться,
если учащийся и обучающая организация
находилилсь в разных странах
оценка результатов обучения могла происходить
очень редко, что затрудняло корректировку
программы обучения под конкретного учащегося
Два фактора изменили дистанционное
обучение и сделали его действительно
эффективным в современном
Повсеместное распространение персональных
компьютеров
Развитие сети Интернет
Применение компьютерных технологий в
дистанционном обучении сделало возможным:
Использование Rich-media (видео, аудио, анимация,
взаимодействие с пользователем) в учебном
процессе
Дополнительные возможности тестирования
и обработки результатов
Контроль за процессом обучения
На начальных этапах развития
индустрии компьютероного обучения
создаваемые учебные программы обладали
рядом недостатков:
Ограниченный способ доставки знаний
- как правило только на CD или дискете
Отсутствие единых форматов, привязка
к конкретным платформам (например, в 80
и начале 90-х годов присоздании учебных
материалов была очень популярна программа
HyperCard, работавшая только на компьютерах
Macintosh)
Отсутствие стандартов обмена учебным
контентом между его производителями
и потребителями, а также стандартов доставки
электронных материалов конечным потребителям
(учащимся)
Развитие сети Интернет позволило преодолеть
описанные ранее проблемы и вывести дистанционное
обучение на новый уровень. Интернет позволил:
Снизить стоимости доставки знаний
Унифицировать корпоративные сетевые
стандарты
Создать технологические решения, работающие
на различных компьютерных платформах,
а также открытые стандарты подготовки
учебных материалов
Расширить рынок - теперь любой человек
имеющий выход в Интернет может проходить
обучение со своего компьютера не зависимо
от того где находится поставщик электронного
обучения
Существует целый ряд
терминов описывающих различные
технологические компоненты систем
дистанционного обучения. В Западной
литературе активно используются следующие
термины (мы достаточно подробно остановимся
на Западной терминологии, т.к. во многих
случаях адекватные русские термины
просто отсутствуют):
CBT (Computer-based Training)
- компьютерное обучение
CBT - использование компьютеров в интерактивном
обучении и тестировании. Программы компьютерного
обучения называются courseware и создаются
с помощью специальных программных продуктов.
Примером CBT являются: программа обучения
английскому языку, встроенное обучение
по системе Windows, компьютерная система
подготовки к экзамену ГАИ.
E-learning (Electronic Learning)
- электронное обучение (или Интернет обучение)
E-learning - предоставление доступа к компьютерным
учебным программам (coursware) через сеть
Интернет или корпоративные Интранет
сети. Синонимом E-learning является термин
WBT (Web-based Training) - обучение через вэб.
Для описание программных продуктов с
помощью которых создаются системы дистанционного
обучения используются следующие термины:
LMS (Learning Management System)
- система управления обучением
СДО (Система Дистанционного
Обучения) - российский аналог термина
LMS (может употребляться в более широко
смысле - как аппаратно-программный и связанный
с ним организационный комплекс по предоставлению
услуг по дистанционному обучению)
Learning Portal (E-learning Portal)
- учебный портал (корпоративный или публичный
вэб-сайт). Корпоративный сайт, предоставляющий
доступ к возможностям корпоративного
обучения в том числе и через LMS. Возможно
открытый для широкой публики сайт, предоставляющий
доступ к учебным программам.
В течение многих лет традиционное компьютерное
(CBT) обучение, как правило представленное
мультимедийными CD-ROM дисками, являлось
доминирующей формой обучения в электронной
форме. В последние годы ситуация стала
меняться в пользу технологий E-learning. На
схеме приведено нынешнее, а также прогнозируемое
соотношение доли CBT и E-learning на рынке США
(по данным консалтинговой компании IDC):
Дистанционное обучение позволяет
использовать разнообразные формы
подачи учебных матриалов:
Печатные материалы
Видео - компьютерные фильмы, видеокассеты,
видеоконференции
Аудио - записанные аудиоматериалы, аудиоконференции
Компьютерные данные
Наиболее богатыми по своим возможностям
являются компьютерные данные. Существует
несколько способов использования
компьютерных данных в обучении. В
соответствии с принятой на Западе
терминологией существуют 3 основных
способа их использования:
Computer-assisted instruction (CAI) - обучение, осуществляемое
компьютерными программами.
CAI - использование компьютера в качестве
инструмента для индивидуальной работы
с учебными материалами
Примеры:
Программы изучения английского языка
Изучение правил дорожного движения
Computer-managed instruction (CMI) - обучение, управляемое
компьютерными программами
CMI - Использование компьютера для организации
доставки учебного контента и учета результатов
обучения. При использовании CMI само обучение
не обязательно осуществляется в компьютерной
форме. Примером может служить как полноценная
система дистанционного обучения, так
и информационная система университета,
с помощью которой студенты со своих компьютеров
узнают расписание и получают материалы
к лекциям, но при этом само обучение проходит
в аудиторной форме
Computer-mediated education (CME) - - обучение, поддерживаемое
компьютерными программами
CME - использование компьютера в качестве
инструмента для облегчения доставки
учебного контента
Примеры:
Электронная почта
WWW
Видеоконференции
Для создания эффективной системы
электронного обучения необходимо использовать
все возможности компьютерных технологий:
Обучение в компьютерной форме (CAI)
Управление обучением (CMI)
Доставка учебных материалов и обмен информацией
между участниками учебного процесса
(CME)
Архитектура ДО
Техническая реализация системы
дистанционного обучения представляет
собой достаточно сложный программно-аппаратный
комплекс. С программным обеспечение
работает несколько категорий
преподаватели
студенты
авторы учебных курсов
администраторы
менеджеры (управляют/контролирую процесс
обучения)
Для каждой из категорий пользователей
системы должен быть реализован свой пользователский
интерфейс.
Основными компонентами программного
продукта для дистанционного обучения
являются:
средство(а) разработки учебного контента
(Authoring tools)
система управления обучением (CMI или LMS
- Learning Management System)
система обмена информацией между участниками
учебного процесса
система доставки учебного контента (как
правило вэб-сайт)
На схеме 1 описаны механизмы взаимодействия
компонентов системы, а также роли пользователей.
Компоненты системы могут
Наиболее распространенные технологические
платформы для систем дистанционного
обучения:
Microsoft SQL Server, IIS (ASP, MTS)
JSP (Java), SQL
Lotus Domino
Perl (PHP), MySQL
На схеме 2 показана примерная схема взаимодействия
компонентов системы на уровне программного
обеспечения. Для каждой конкретной системы
схема может несколько отличаться.
Стандарты обмена учебными материалами
В результате развития рынка
электронного образования на Западе,
в том числе появления
Использование стандарта обмена предполагает,
что взаимодействие между системой
управления обучением (CMI) и учебным модулем
осуществляется на основе механизма описанного
на схеме 1. В этом случае учебный модуль
(courseware) с точки зрения системы управления
обучением представляет собой "черный
ящик" на вход которому подаются данные
студента, а на выходе поступают результаты
обучения.
Первая попытка стандартизации была предпринята
в авиационной индустрии. В этой отрасли
традиционно использовалось компьютерное
обучение (главным образом с использованием
имитаций). Кроме того пр небольшом количестве
поставщиков (производителей самолетов)
присутствовало большое количество потребителей
учебных программ (авиакопаний).
В результате скоординированных действий
потребителей и поставщиков была сформирована
комиссия - AICC - Aviation Industry CBT Comission, разработавшая
одноименный стандарт. AICC - первый и наиболее
распространенный стандарт обмена учебными
материалами
Стандарт AICC был построен на основе
обмена текстовых файлах и не в
полной мере отражал новые возможности
технологий Интернет. Для создания
нового стандарта был организован
консорциум, в число участниов которого
вошли Apple, IBM, Oracle, Sun Microsystems, Microsoft, University
of California - Berkley и.т.п. Консорциум был назван
IMS Global Learning Consorium.
Основной задачей консорциума
стала разработка современного стандарта
обмена учебными материалами на основе
XML. На основе стандарта IMS был разработан
стандарт SCORM - стандарт для электронного
обучения через вэб.
В мире разрабатываются и другие стандарты,
например, проект Ariadne - стандартизация
обмена учебным контентом для Европейского
Союза.
Система управления дистанционным обучением
Learning Management System (LMS) - в русской
терминологии Система Дистанционного
Обучения (СДО) - программное обеспечение,
управляющее процессом электронного обучения.
СДО ведет учет учащихся, учебных материалов,
результатов обучения. Далее будут перечислены
возможные функции системы управления
дистанционным обучением.
Основные функции
Учет учащихся, персонализация и разграничение
прав доступа к учебным материалам
Управление процессом обучения, учет результатов
обучения и тестирования
Управление и интеграция с механизмами
электронного общения
Подготовка оперативной и аналитической
отчетности
Интеграция с внешними информационными
системами
Функции управления
процессом обучения
Создание заметок и закладок
Мультимедиа контент
Возможности для самооценки (тестирование)
Поддержка словаря терминов/глоссария
Хранение информации о прогрессе обучения
- запоминание, оценка, демонстрация учащемуся
Поиск по учебным материалам
Мотивация к обучению - подсказки, советы,
оценки
Обучение навыкам эффективной учебы (обучение
электронному обучению)
Общение
Связь с электронной почтой
Новостные группы
Электронные форумы/доски объявлений
Чат (клавиатура и/или голос)
Видеоконференции
Совместное использование приложений
Виртуальный учебный класс
Широковещательные аудио/видео конференции
Групповое обучение
Обмен файлами/информацией в группе
Командные задания
Информация о студентах
Группы почтовых пользователей
Работа преподавателя
Выставление и корректировка оценок
Электронное общение со студентами,
обмен информацией, файлами
Аналитика по процессу обучения
Отправка информации группам студентов
Управление знаниями
Администрирование
системы
Подготовка отчетов
Оперативный мониторинг обучения
Выставление и корректировка оценок
Учет студентов
Учет компетенций
Построение индивидуальных программ обучения
Управление знаниями
Регистрация/саморегистрация для обучения
Учет стоимости обучения
Настройка внешнего вида программного
обеспечение
Локализация
Документация пользователя (в том числе
и online)
Техническая поддержка учащихся/helpdesk
Создание курсов
Редактирование учебных материалов
Редактирование тестов
Совместная работа над учебными материалами
Поддержка международных стандартов
Создание динамического, интерактивного
контента
Администрирование
системы (технические аспекты)
Разграничение прав доступа/безопасность
Масштабируемость
Резервное копирование
Возможности распределенной работы
Учет изменений в системе (ведение логов)
Мониторинг ресурсов/загрузки системы
Ограничения системы
Ограничения на количество учебных курсов
Ограничения на количество студентов
Ограничения на размер курсов и тестов
Ограничения на общее и одновременное
количество пользователей системы
Другие ограничения (в том числе и ограничения
системного программного обеспечения)
Дополнительные факторы
Системная платформа
Наличие и стоимость годовой технической
поддержки
Трудозатраты по поддержке/администрированию
Стоимость «выхода» - перехода на другую
систему
Необходимость дополнительных программных
продуктов, их сложность и стоимость
Коммуникации в дистанционном обучении
В процессе электронного обучения
обратная связь преподавателя и
студента затруднена. В результате
возникает вопрос о возможности
эффективного электронного обучения в
случае когда взаимодействие со студентом
не является таким эффективным, как при
проведении обучения в аудиторной форме.
Как следствие одним из наиболее существенных
компонентов системы дистанционного обучения
становится модуль общения (коммуникаций)
между студентами, преподавателями и администраторами
системы.
В электронном обучении можно использовать
2 вида коммуникаций:
асинхронные - обмен сообщениями происходит
в произвольное время (электронная почта,
форумы, доски объявлений) - см. схема 1
синхронные - обмен сообщениями происходит
в режиме реального времени (видео, аудио
конференции, чат) - см. схема 2
Наиболее технически сложными являются
синхронные комуникации (т.к. они осуществляются
в реальном времени). Существует несколько
видов синхронных коммуникаций:
видеоконференции (односторонние и двусторонние)
аудиоконференции
чат (текстовые конференции)
мгновенный обмен сообщениями
совместное использование приложений
виртуальный класс
Отдельного пояснения требуют
два последних вида коммуникаций.
Совместное использование приложений
- этот вид коммуникаций как правило предназначен
для демонстрации или обучения работе
с программными продуктами (см. схема 3).
Программный продукт запускается только
на одном компьютере в сети, а на всех остальных
компьютерах доступен экран этого компьютера,
а также существует возможность удаленноо
управления программой мышью и клавиатурой.
Виртуальный класс - это электронная
имитация общения при аудиторном
обучении. Виртуальный класс это комплекс
программных продуктов, реализующих сразу
несколько элементов синхронного общения,
которые позволяют приблизить общение
через локальные или глобальные сети к
общению "лицом к лицу" с помощью
следующих функций:
классная доска (whiteboard) - возможность писать
и рисовать на экране, доступном одновременно
всем участникам общения
общий (широковещательный) чат
функция «поднятия руки»
индивидуальный обмен сообщениями между
учениками и преподавателем
показ слайдов, учебных материалов
Для успешного применения технологий
синхронного общения как правило требуется
локальная или мощная корпоративная межофисная
сеть или высокоскоростное соединение
с Интернет.