Дистанционное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:15, доклад

Описание работы

Дистанционное обучение — нововведение отечественной системы образования огромного масштаба. Изменение традиционной модели взаимодействия «преподаватель - учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации («дистанционный учитель», «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор», «дистанционный репетитор», «дистанционная помощь в подготовке диссертаций» и др.).

Работа содержит 1 файл

Distancionnoe obu4enie.docx

— 21.53 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Дистанционное обучение

   Дистанционное обучение — нововведение отечественной  системы образования огромного  масштаба. Изменение традиционной модели взаимодействия «преподаватель - учащийся»  привело к тому, что появились  очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих  условиях реализации («дистанционный учитель», «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор», «дистанционный репетитор», «дистанционная помощь в  подготовке диссертаций» и др.). Дистанционное обучение — это обучение, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы, репетиторы, научные и технические руководители и др.) осуществляют образовательный процесс с помощью средств телекоммуникаций (электронной или обычной почты, веб-ресурсов, видеосвязи и т.п.). 

   Рассмотрим  преимущества дистанционного обучения:

  • оперативные преимущества (преодоление пространства и времени, т.е. преподаватель, либо репетитор, научный руководитель может находиться на любом расстоянии от своего обучаемого, но оперативно осуществлять процесс обучения, научное и техническое руководство, помощь в подготовке диссертаций, поскольку здесь еще существует и быстрая обратная связь);
  • информационные преимущества (доступность удаленных образовательных массивов т.е. доступ и получение информации из сети Интернет по рекомендации преподавателя, репетитора, научного руководителя либо по желанию самого учащегося, школьника, занимающегося с репетитором или клиента, нуждающегося в научно-технических услугах);
  • коммуникационные преимущества (оперативность взаимодействия участников обучения). Это означает, что в любое время; когда это понадобится обучаемому, соискателю, пользующемуся помощью в подготовке диссертаций либо самому преподавателю, репетитору или научному и техническому руководителю, они могут быстро связаться между собой с помощью средств телекоммуникаций.
  • педагогические преимущества (большая мотивация и интерактивность обучения) Это можно объяснить следующим: креативные информационные технологии привлекают учащихся, студентов и школьников, пользующихся услугами репетиторов по математике,. физике и др. наукам, а также пользователей, принимающим помощь в подготовке и написании диссертаций возможностью совершения собственных действий, требующих быстроты и смекалки. Интерактивность образовательных массивов предполагает более тесную их интеграцию с образовательными технологиями.
  • психологические преимущества (более комфортные условия для самовыражения, снятие психологических барьеров очного общения, т.е. обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме (по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенные преимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни. Может быть, конечно, если позволяет расстояние, учащиеся,. пользующиеся услугами репетитора, и те, кто нуждается в каких-то научно-технических услугах, по мере необходимости, могут и очно общаться со своими преподавателями и научными руководителями.
  • экономические преимущества (уменьшение затрат за счет экономии транспортных расходов, содержания помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства);
  • эргономические преимущества (возможность индивидуального графика и темпа обучения, подходящего оборудования). Это означает, что дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования, программы репетиторов по математике, физике и др. наукам, подбор тематики научными и техническими руководителями в написании диссертации, в предоставлении научно-технических услуг позволяют использовать данные из разных информационных источников, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Например, применение в качестве учебных пособий «веб-квестов» — тематически подобранных гипертекстовых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы, позволяет ученикам , студентам и другим пользователям максимально индивидуализировать образовательную траекторию обучения (темп и график работы). Так же каждый обучаемый может выбрать для себя оборудование и дистанционные средства дистанционного обучения.

Наиболее распространенными  техническими и программными средствами дистанционного обучения в настоящее  время являются: 
- электронная почта (e-mail); 
-WWW-навигация по сети Интернет, поиск и просмотр вебсайтов                                -тематические списки рассылки, электронные журналы конференции Usenet; 
- чат (от англ. chat - болтовня) - обмен короткими сообщениями (переписка) в режиме реального времени (режим онлайн) на специальном сайте в Интернете; 
- ICQ - система для оперативного общения (интернет-пейджер); 
- видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение; 
- активные каналы для подписки на веб-сайты; 
- веб-сервис: веб-конференции, доски объявлений, регистрационные формы, тесты, счетчики и другие приспособления на сайтах; 
- FTP-серверы и файловые архивы; 
- факсимильные услуги в Интернете; 
- IP-телефония в Интернете; 
- мобильный Интернет (доступ в Интернет с мобильного телефона, коммуникации с помощью i-mode, EDGE, Wap-поотоко-ла и др.); 
- sms-олимпиады, sms-чаты. 
Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет. .Дистанционное обучение предусматривает развитие следующих трех видов технологий:

  • кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и передаются (пересылаются) студенту, школьнику, занимающимся с репетитором, просто обучаемому, тем, кто получает помощь в подготовке и написании диссертации для самостоятельного изучения с периодическими консультациями и контролем знаний преподавателями, репетиторами, научными и техническими руководителями;
  • TV-технология, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями;

3)  сетевая технология, построенная на использовании возможностей локальных и глобальных сетей как для обеспечения студента, школьника, тех. кто пользуется научно-техническими услугами учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия преподавателя, репетитора, научного, технического руководителя с одной стороны и обучаемого, студента и нуждающегося в получении помощи в подготовке и написании диссертации с другой. 
Интернет повышает роль сетевых педагогов, репетиторов, научных и технических руководителей, так как зона их влияния многократно возрастает по сравнению с обычным учебным, консультационным, репетиторским процессом. Миссия талантливого преподавателя, репетитора, научно-технического руководителя — помочь тем, кто хочет учиться, получать знания и приобретать, при этом, умение, используя для этого дистанционные технологии.
 

Система дистанционного обучения

     Система дистанционного обучения рассчитана в  основном на людей достаточно сознательных, не нуждающихся в постоянном контроле со стороны преподавателя. Поэтому  важную роль при дистанционном обучении играет мотивация слушателей, их способность  к самоорганизации. В последнее  время особую роль начинают играть еще и развитые навыки использования  информационных технологий.  
Кто же является потребителем дистанционного обучения? В первую очередь это люди, испытывающие острую потребность в получении новых знаний и навыков, но не имеющие возможности надолго оторваться от основного вида деятельности (работы или бизнеса). 
Как правило, современные менеджеры — это люди мотивированные на личное развитие и рост, обладающие богатым практическим опытом и хорошо владеющие компьютером. Однако недостаточная распространенность технологии дистанционного обучения в отечественной высшей школе создает серьезные препятствия при принятии решения о дистанционном обучении менеджменту.  
Ключевым элементом любого обучения является передача и усвоение знаний. Менеджмент, ориентированный на практическую деятельность, требует передачи учащимся всего спектра знаний, как явных, так и скрытых.  
Нонака и Такеучи рассматривают четыре способа трансформации знаний: 
 
— социализация — переход неформализованного знания в неформализованное. Упрощая, можно сказать, что это развитие навыков в ходе практической деятельности, то есть совершенствование уже имеющихся навыков;  
— экстернализация — переход неформализованного знания в формализованное. Под такой трансформацией знаний понимается описание тех умений и навыков, которые используются, или, например, выведение закономерностей из практической деятельности;  
— комбинация — переход формализованного знания в формализованное. В самом общем виде — комбинация, это создание из одной теории — другой теории, зачастую еще без опытной проверки (в рамках процесса комбинации это и невозможно, т.к. любая проверка требует использования неформализованных, скрытых знаний, а это уже другие элементы теории Нонака и Такеучи);  
— интернализация — переход формализованного знания в неформализованное. Такой процесс можно проиллюстрировать использованием инструкции по эксплуатации нового прибора. Мы изучаем инструкцию (формализованное знание), а потом начинаем пользоваться прибором (создавать в себе неформализованное знание — навык использования прибора). 
В ходе очного обучения менеджменту (наиболее распространенной формы бизнес-образования) происходит передача и трансформация разных типов знаний друг в друга. Важную роль в процессах трансформации одного типа знаний в другой играет факт личного общения как преподавателя со слушателями, так и слушателей между собой.  
Дистанционное обучение менеджменту, по сравнению с очным обучением, предполагает значительно меньший объем личного общения (если такое общение предусмотрено вообще). Это серьезно ограничивает возможность передачи слушателям неформализованных, скрытых знаний и вызывает необходимость предусмотреть другие методы развития менеджерских навыков. 
Важную роль в передаче скрытых знаний при дистанционном обучении призваны играть информационные технологии и различные интерактивные способы обучения. Отсутствие каждодневного личного (лицом к лицу) контакта с преподавателем и другими слушателями заменяется активным общением по телефону и участием в интернет-конференциях. Основу большинства управленческих навыков составляет умение принимать решения. 
Принятие решений неразрывно связано с имеющимися у слушателей ментальными моделями и паттернами. Именно на обновление этих паттернов и направлено обучение менеджменту во всем мире. Общение друг с другом помогает слушателям обмениваться ментальными моделями, обновлять свой репертуар.  
В этом контексте электронные средства общения, с одной стороны, позволяют в удобное для слушателя время формулировать и размещать для обсуждения свои идеи и вопросы. Но, с другой стороны, — требуют от участника дистанционного обучения определенной смелости при формулировании своих мыслей и вынесении суждений. Очень важно преодолеть психологический барьер и выступить со своими взглядами. 
Играя существенную роль в дистанционном обучении менеджеров, информационные технологии имеют ряд существенных ограничений. В первую очередь нельзя ограничиваться лишь одним типом электронных коммуникаций (электронная почта, интернет-конференции, обучающие программы или что-то иное). Более эффективно использовать сочетание различных средств коммуникации, включая личное общение. Важно понимать возможности и ограничения каждого из типов общения.  
При подготовке программ дистанционного обучения особое внимание следует уделять формированию такого сочетания различных средств коммуникации, которое позволило бы компенсировать недостаток личного контакта за счет интенсификации виртуального.

Информация о работе Дистанционное обучение