Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:15, доклад
Дистанционное обучение — нововведение отечественной системы образования огромного масштаба. Изменение традиционной модели взаимодействия «преподаватель - учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации («дистанционный учитель», «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор», «дистанционный репетитор», «дистанционная помощь в подготовке диссертаций» и др.).
|
Дистанционное
обучение — нововведение отечественной
системы образования огромного
масштаба. Изменение традиционной модели
взаимодействия «преподаватель - учащийся»
привело к тому, что появились
очные и дистанционные субъекты
учебного процесса с новыми функциями,
нуждающимися в соответствующих
условиях реализации («дистанционный
учитель», «дистанционный ученик», «локальный
координатор», «модератор», «дистанционный
репетитор», «дистанционная помощь в
подготовке диссертаций» и др.). Дистанционное
обучение — это обучение, при котором
удаленные друг от друга субъекты обучения
(ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы,
репетиторы, научные и технические руководители
и др.) осуществляют образовательный процесс
с помощью средств телекоммуникаций (электронной
или обычной почты, веб-ресурсов, видеосвязи
и т.п.).
Рассмотрим преимущества дистанционного обучения:
Наиболее распространенными
техническими и программными средствами
дистанционного обучения в настоящее
время являются:
- электронная почта (e-mail);
-WWW-навигация по сети Интернет, поиск и
просмотр вебсайтов -тематические списки
рассылки, электронные журналы конференции
Usenet;
- чат (от англ. chat -
болтовня) - обмен короткими сообщениями
(переписка) в режиме реального времени
(режим онлайн) на специальном сайте в
Интернете;
- ICQ - система для оперативного общения
(интернет-пейджер);
- видеоконференции, позволяющие передавать
звук и изображение;
- активные каналы для подписки на веб-сайты;
- веб-сервис: веб-конференции, доски объявлений,
регистрационные формы, тесты, счетчики
и другие приспособления на сайтах;
- FTP-серверы и файловые архивы;
- факсимильные услуги в Интернете;
- IP-телефония в Интернете;
- мобильный Интернет (доступ в Интернет
с мобильного телефона, коммуникации с
помощью i-mode, EDGE, Wap-поотоко-ла и др.);
- sms-олимпиады, sms-чаты.
Современное дистанционное обучение осуществляется
в основном с помощью технологий и ресурсов
сети Интернет. .Дистанционное обучение
предусматривает развитие следующих трех
видов технологий:
3) сетевая технология,
построенная на использовании возможностей
локальных и глобальных сетей как для
обеспечения студента, школьника, тех.
кто пользуется научно-техническими услугами
учебно-методическим материалом, так и
для интерактивного взаимодействия преподавателя,
репетитора, научного, технического руководителя
с одной стороны и обучаемого, студента
и нуждающегося в получении помощи в подготовке
и написании диссертации с другой.
Интернет повышает роль сетевых педагогов,
репетиторов, научных и технических руководителей,
так как зона их влияния многократно возрастает
по сравнению с обычным учебным, консультационным,
репетиторским процессом. Миссия талантливого
преподавателя, репетитора, научно-технического
руководителя — помочь тем, кто хочет
учиться, получать знания и приобретать,
при этом, умение, используя для этого
дистанционные технологии.
Система дистанционного обучения
Система
дистанционного обучения рассчитана в
основном на людей достаточно сознательных,
не нуждающихся в постоянном контроле
со стороны преподавателя. Поэтому
важную роль при дистанционном обучении
играет мотивация слушателей, их способность
к самоорганизации. В последнее
время особую роль начинают играть
еще и развитые навыки использования
информационных технологий.
Кто же является потребителем дистанционного
обучения? В первую очередь это люди, испытывающие
острую потребность в получении новых
знаний и навыков, но не имеющие возможности
надолго оторваться от основного вида
деятельности (работы или бизнеса).
Как правило, современные менеджеры —
это люди мотивированные на личное развитие
и рост, обладающие богатым практическим
опытом и хорошо владеющие компьютером.
Однако недостаточная распространенность
технологии дистанционного обучения в
отечественной высшей школе создает серьезные
препятствия при принятии решения о дистанционном
обучении менеджменту.
Ключевым элементом любого обучения является
передача и усвоение знаний. Менеджмент,
ориентированный на практическую деятельность,
требует передачи учащимся всего спектра
знаний, как явных, так и скрытых.
Нонака и Такеучи рассматривают четыре
способа трансформации знаний:
— социализация — переход неформализованного
знания в неформализованное. Упрощая,
можно сказать, что это развитие навыков
в ходе практической деятельности, то
есть совершенствование уже имеющихся
навыков;
— экстернализация — переход неформализованного
знания в формализованное. Под такой трансформацией
знаний понимается описание тех умений
и навыков, которые используются, или,
например, выведение закономерностей
из практической деятельности;
— комбинация — переход формализованного
знания в формализованное. В самом общем
виде — комбинация, это создание из одной
теории — другой теории, зачастую еще
без опытной проверки (в рамках процесса
комбинации это и невозможно, т.к. любая
проверка требует использования неформализованных,
скрытых знаний, а это уже другие элементы
теории Нонака и Такеучи);
— интернализация — переход формализованного
знания в неформализованное. Такой процесс
можно проиллюстрировать использованием
инструкции по эксплуатации нового прибора.
Мы изучаем инструкцию (формализованное
знание), а потом начинаем пользоваться
прибором (создавать в себе неформализованное
знание — навык использования прибора).
В ходе очного обучения менеджменту (наиболее
распространенной формы бизнес-образования)
происходит передача и трансформация
разных типов знаний друг в друга. Важную
роль в процессах трансформации одного
типа знаний в другой играет факт личного
общения как преподавателя со слушателями,
так и слушателей между собой.
Дистанционное обучение менеджменту,
по сравнению с очным обучением, предполагает
значительно меньший объем личного общения
(если такое общение предусмотрено вообще).
Это серьезно ограничивает возможность
передачи слушателям неформализованных,
скрытых знаний и вызывает необходимость
предусмотреть другие методы развития
менеджерских навыков.
Важную роль в передаче скрытых знаний
при дистанционном обучении призваны
играть информационные технологии и различные
интерактивные способы обучения. Отсутствие
каждодневного личного (лицом к лицу) контакта
с преподавателем и другими слушателями
заменяется активным общением по телефону
и участием в интернет-конференциях. Основу
большинства управленческих навыков составляет
умение принимать решения.
Принятие решений неразрывно связано
с имеющимися у слушателей ментальными
моделями и паттернами. Именно на обновление
этих паттернов и направлено обучение
менеджменту во всем мире. Общение друг
с другом помогает слушателям обмениваться
ментальными моделями, обновлять свой
репертуар.
В этом контексте электронные средства
общения, с одной стороны, позволяют в
удобное для слушателя время формулировать
и размещать для обсуждения свои идеи
и вопросы. Но, с другой стороны, — требуют
от участника дистанционного обучения
определенной смелости при формулировании
своих мыслей и вынесении суждений. Очень
важно преодолеть психологический барьер
и выступить со своими взглядами.
Играя существенную роль в дистанционном
обучении менеджеров, информационные
технологии имеют ряд существенных ограничений.
В первую очередь нельзя ограничиваться
лишь одним типом электронных коммуникаций
(электронная почта, интернет-конференции,
обучающие программы или что-то иное).
Более эффективно использовать сочетание
различных средств коммуникации, включая
личное общение. Важно понимать возможности
и ограничения каждого из типов общения.
При подготовке программ дистанционного
обучения особое внимание следует уделять
формированию такого сочетания различных
средств коммуникации, которое позволило
бы компенсировать недостаток личного
контакта за счет интенсификации виртуального.