Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:25, реферат
В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Но получит ли дистанционное обучение в России столь же широкое расспростронение и применение, как на западе, покажет только время. А пока попробуем проанализировать системы дистанционного обучения действующие в России на данный момент.
Введение…………………………………………………………………………………….3
История развития дистанционного обучения в мире…………………………………….4
Дистанционное обучение в России………………………………………………………..4
Техническая база ДО……………………………………………………………………….6
Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО)……………...7
Организационно-технологические модели дистанционного обучения (ДО)…………..8
Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа……....8
Основные типы организационных структур дистанционного образования…………...10
Методы дистанционного университетского образования……………………………….12
Этап развития ДО в России………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………
Московский
государственный университет
статистики и информатики
(Калининградский
филиал)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «E - learning»
на тему: «Анализ систем дистанционного
обучения в России»
Студентка: Сухинина Виктория
Александровна
Преподаватель: Кондратенко Анатолий
Борисович
Калининград
2011г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
История развития дистанционного обучения в мире…………………………………….4
Дистанционное
обучение в России……………………………………………………….
Техническая база
ДО……………………………………………………………………….
Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО)……………...7
Организационно-технологические модели дистанционного обучения (ДО)…………..8
Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа……....8
Основные типы организационных структур дистанционного образования…………...10
Методы дистанционного университетского образования……………………………….12
Этап развития
ДО в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
В любой профессиональной деятельности человека рано или поздно происходят изменения: внедряется что-то новое, будь то научные открытия в данной области или оборудование с помощью которого осуществляется данный вид деятельности, обновляется существующая база. Время неумолимо бежит вперед, оставляя позади тех, кто за ним не успевает, поэтому человечество стремиться «шагать в ногу со временем», создавая совершенно новые, не существовавшие ранее технологии. На сегодняшний день – это конечно же информационные технологии. Очень часто, когда говорят о развитии технических средств, мы слышим «инновационные технологии», «инновация». Но что под этим подразумевают?
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании (именно это нас интересует, в соответствии с темой реферата) инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.
В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания - каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, или модно сокращать сроки обучения в ВУЗах).
Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого ВУЗа таковы, что они вообще не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, весь учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю.
Одним из видов
инноваций в организации
В последние
десятилетия дистанционные образовательные
технологии в России получили интенсивное
развитие. Министерством образования
РФ разработано специальное направление,
научно-методическая программа, выделены
средства на развитие и становление дистанционного
образования. Но получит ли дистанционное
обучение в России столь же широкое расспростронение
и применение, как на западе, покажет только
время. А пока попробуем проанализировать
системы дистанционного обучения действующие
в России на данный момент.
История
развития дистанционного
обучения в мире
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь. В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университета дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.
В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр. В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Дистанционное
обучение в России
Если пять - семь
лет назад получение знаний с
доставкой на дом - через Интернет
- казалось многим российским студентам
привилегией иностранцев, то сегодня
практически каждый отечественный
ВУЗ готов предоставить своим
учащимся такую возможность. Но до `золотого
века` пока далеко: дистанционное обучение
(ДО) все еще не имеет прочной законодательной
базы, каналы связи оставляют желать лучшего,
методические и учебные пособия имеют
разный формат, что затрудняет их использование:
Хотя есть и положительные моменты. Например,
образовательное сообщество России научилось
относиться к дистанционному обучению
терпимее.
Необходимость
в проведении широкомасштабного
эксперимента по распространению ДО
на отечественном образовательном пространстве
возникла после прошедшего в 1996 году в
Москве Конгресса ЮНЕСКО. Форум ясно показал,
что многие страны не мыслят дальнейшего
развития национальных образовательных
систем без нарастающего использования
дистанционных технологий. Россия представила
участникам конгресса свою программу
развития ДО. Для ее апробации и был начат
в июле 1997 года эксперимент. На первом
этапе (1997-1999 гг.) его участники сконцентрировали
усилия на отработке и совершенствовании
технического, технологического, учебно-методического
и организационного обеспечения ДО. Главной
целью второго этапа (1999 - 2002 гг.) стало
создание проектов нормативных и правовых
документов, регламентирующих применение
технологий дистанта в учебном процессе.
В эксперименте
приняли участие ВУЗы с разными
формами собственности: государственной
- такие, например, как МЭСИ, и негосударственной
- Современный гуманитарный университет
(институт). На втором этапе к проведению
эксперимента подключились Международный
институт менеджмента ЛИНК, Московский
государственный индустриальный университет,
Всероссийский заочный
Показал эксперимент
и слабые места ДО, и от того, удастся
ли преодолеть их, зависит дальнейшее
развитие новых технологий образования.
Например, еще не вся академическая общественность
изжила предубеждение и консервативное
отношение к роли дистанта в образовании.
Исторически сложилось так, что большинство
ВУЗов, участвующих в ДО-процессе, действуют
автономно, а это серьезно тормозит обмен
результатами и достижениями. Отсутствие
стандартов затрудняет интеграцию российского
ДО в общемировое образование. Бурное
развитие всемирных электронно-сетевых
технологий, глобализация образовательного
рынка, заполненного ДО-продуктими и технологиями,
приведенными к единым стандартам качества,
порождают международную конкуренцию
образовательных организаций. И Россия
пока в этой борьбе отнюдь не лидер.
Техническая
база ДО
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности, используемых в системе дистанционного обучения (СДО) программ и систем доставки информации, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.
Информация о работе Анализ систем дистанционного обучения в России