Всеобщая история (Древний Восток)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:59, курс лекций

Описание работы

Древним Востоком мы называем совокупность стран, которые в древности были расположены на восток и юго-восток от греко-римского мира. Термин этот является приблизительным и условным. Грань между Востоком и античным миром не была постоянной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад. Так, например, финикияне, отправляясь из Восточного Средиземноморья, колонизовали на рубеже II и I тыс. до н. э. значительную часть Северной Африки и островов Западного Средиземноморья и основали в IX в. до н. э. Карфагенское государство, которое в дальнейшем расширило свою территорию до берегов Атлантического океана.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по истории Древнего мира.doc

— 551.00 Кб (Скачать)

      Для царей из династии Маурья буддизм  имел ряд преимуществ по сравнению  с брахманизмом. Он способствовал  ломке привилегий, основанных на знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти привилегии были тормозом в организации управления обширным деспотическим государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал рабовладельцев, тем более что буддисты признавали бесправие рабов.

      Оcoбого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял буддизм и созвал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан ряд буддийских монастырей.

      Не  надо, однако, думать, что брахманизм был ликвидирован. Об этом Ашока  не мог помышлять. Новые верования  распространялись  главным  образом  в  крупных  городах,  где силен  был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племени и сельской общины. В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и иные социальные перегородки, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком случае, к нему проявлялась полная веротерпимость.

      Лекция  8.

      Древний Китай.

    1.Источники.

    2. Древнейший Китай. Государство Шан (Инь).

     3. Царство Чжоу и период Чжаньго.

     4. Циньская империя.

     5. Империя Хань

     Изучение  Древнего Китая сильно облегчается  тем обстоятельством, что письменность этой страны, возникшая во II тыс. до н. э., никогда не забывалась и хотя испытала различные изменения и. подверглась неоднократным реформам, сохранила свои основные черты и, передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Современный китайский язык по своей лексике и грамматике также восходит к древнекитайскому языку.

      Некоторые тексты Древнего Китая дошли до нашего времени в подлинном виде. Правда, они по своим размерам невелики. Это в первую очередь надписи на костях животных или на панцирях черепах, по своему содержанию являющиеся запросами к оракулу (так называемые хэнаньские гадательные кости). Тексты более значительного объема впоследствии писались на хрупком материале, например на деревянных пластинках («Бамбуковые анналы») или на шелковой материи.

      В I в. н. э. в Китае была изобретена бумага. Она широко использовалась для переписки старинных текстов, в которые вносились при этом значительные дополнения и изменения.

      В отличие от Индии мы имеем в  своем распоряжении летописные своды  Древнего Китая. В первую очередь  это вышеупомянутые «Бамбуковые  анналы».

      Более поздним произведением было «Чуньцю» («Весна и осень»), представлявшее из себя хронику одной из областей Китая (царства Лу). Автором ее был, по преданию, известный китайский мыслитель Конфуций (VI - V вв. до н. э.).

      В начале I в. до н. э. появился капитальный исторический труд, автором которого был опальный историограф Сыма Цянь.

      Для последующего времени особенно важным источником служит «История Первой (Старшей) династии Хань», составленная в I в. н. э. целой семьей летописцев: Бань Бяо, его сыном Бань Гу и дочерью Бань Чжао. Участие последней для нас очень интересно. Это единственный в истории Древнего Востока случай деятельности женщины-летописца, хотя и в качестве второстепенного автора.

        Кроме летописей, важными источниками  по истории Древнего Китая  являются народные песни. Особенно интересен сборник Шицзин («Книга песен»), в котором даны яркие описания быта и нравов рядовых земледельцев. Следует также отметить «Книгу документов» (Шуцзин), содержащую речи правителей, в которых отражены исторические события. Много сведений, характеризующих различные стороны общественной жизни Древнего Китая, содержится в различных трактатах (о военном искусстве, экономике).

      2. Древнейший Китай. Государство Шан (Инь). Судя по археологическим данным, Китай был заселен еще в древнекаменном веке. Здесь найдено много палеолитических орудий. Во многих местах Китая (особенно в Хэнани) обнаружены также значительно более поздние стоянки, относящиеся уже ко времени неолита.

      Из  древнейших китайских племен особенно усилилось в начале II тыс. до н. э. племя Шан (в бассейне реки Хуанхэ).

      Если  верить китайской традиции, в XVII в. до н. э. некий ЧэнТан основал государство, которое получило по господствующему племени название Шан Позднее оно выступает в исторических текстах под названием Инь (применявшимся к нему соседями). Исследователи употребляют оба термина: Шан и Инь.

      Об  экономике общества Шан (Инь) второй половины II тыс. мы можем судить по многочисленным памятникам материальной культуры и коротким надписям на так называемых хэнаньских гадательных костях.

      В качестве основного материала для  выработки орудий и оружия употреблялись  еще камень и кость. Однако появились  уже медные, а затем и бронзовые  орудия (ножи, лопаты, топоры, шилья  и др.).

      Намечается  переход от примитивных форм хозяйства  к скотоводству и земледелию и даже первые попытки ирригации. Возделывались просо, ячмень, пшеница, гаолян. Особое значение имело выращивание тутового дерева, которое ценилось не столько за плоды (как в Передней Азии), сколько за листья, служившие для откармливания шелковичных червей.

      Высокого  уровня достигло в царстве Шан  ремесло. В развалинах его столицы (называвшейся также Шан) обнаружены остатки бронзолитейной мастерской.

      Отделение ремесла от земледелия приводило  к развитию обмена. Мерилом ценности служили особенные раковины (каури). Завязались торговые связи с различными странами Восточной Азии, в частности из бассейна Янцзы доставлялись медь и олово. Из горных местностей и степных пространств, расположенных на севере и западе от бассейна Хуанхэ, вывозились скот, шкуры, меха и камень (яшма, нефрит и др.). Поступавшие взамен китайские ремесленные изделия доходили до берегов Енисея.

      Развитие  производительных сил и усиление внутреннего и внешнего обмена приводили  к имущественному неравенству. Раскопки обнаруживают наряду с богатыми домами и гробницами остатки жилищ и погребений бедняков.

      Постепенно  складывается государственный аппарат  и ваны (правители) из выборных племенных  вождей превращаются в наследственных царей.

      3. Царство Чжоу и период Чжаньго. Царство Шан (Инь) являлось непрочным. Особенно опасным противником его оказалось западное племя чжоу. Традиция передает, что вождь племени чжоу У-ван разгромил в битве последнего иньского вана Шоу Синя и тот покончил жизнь самоубийством. На развалинах прежнего государственного образования Инь возникло новое, получившее (так же как господствующее племя и правящая династия) название Чжоу. Династия Чжоу просуществовала до III в. до н. э.

      Эта эпоха делится на время Западного  Чжоу, когда столицей был город  Хао, и Восточного Чжоу, когда столица была перенесена на восток в Лои (современный Лоян, в Хэнани).

      Надо  при этом учитывать, что в это  время династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактически самостоятельными государственными образованиями, количество которых исчислялось десятками, если не сотнями, и китайские лето писцы применяют к переходному времени, охватывающему конец V и значительную часть III в. до н. э., наименование Чжаньго («Враждующие царства»).

      Период  Западного Чжоу характеризуется  значительным усилением родовой знати, как придворной, так и провинциальной. Цари дают своим родственникам и приближенным значительные пожалования и привилегии. Обрабатываемая земля по-прежнему находилась в распоряжении общин. Существовала «колодезная система», заключающаяся в том, что территория, принадлежащая селению, делилась на девять частей (схема этого деления напоминала начертание иероглифа, обозначавшего «колодец»). Из этих участков восемь отдавалось в наделы различным семьям, а девятый (центральный) обрабатывался ими сообща, и урожай вносился старосте на общинные нужды (позднее он стал присваиваться царем).

      Первые  цари из династии Чжоу хотя и способствовали экономическому усилению землевладельческой знати, но пытались держать ее в своих  руках и налаживали центральный  и местный бюрократический аппарат.

      Сохранились сведения о создании высшего государственного органа. Он состоял из трех советников царя (великого наставника, великого учителя  и великого покровителя) и трех управителей: один ведал делами культа, другой —  общественными работами (включая ирригацию), а третий — военным делом.

      В переходный период «враждующих царств» (Чжаньго) возвышаются семь наиболее сильных государственных образований. Как это ни удивительно на первый взгляд, именно в эту эпоху наблюдаются в Китае значительные экономические сдвиги, которые в дальнейшем способствовали объединению страны.

      6. Циньская империя.  Постоянная вражда царств, достигшая своего апогея в IV и начале III в. до н. э., мешала благоприятному развитию производительных сил и обмена. Для создания единой ирригационной системы и регулярного распределения речных вод в масштабе всей страны требовались совместные усилия различных областей, невозможные при децентрализации. В процессе объединения страны главную роль сыграло царство Цинь, охватывавшее западные районы Китая и распространившее свое господство на юг, вплоть до берегов Янцзы.

      В IV в. до н. э. в царстве Цинь были проведены важные реформы, инициатором которых был сановник по имени Шан Ян. Опираясь на служилую аристократию и торгово-ростовщические круги, этот реформатор нанес решительный удар устоям патриархальной семьи и сельской общине. Шан Ян поощрял дробление крупных семейств и раздел их имущества, а также разрешил открытую, беспрепятственную куплю-продажу общинных наделов. Был усилен податной гнет. Подати взимались независимо от размеров урожая, так что многие общинники, которые не могли в неурожайный год внести установленное количество продуктов (зависящее от размеров полей), разорялись, теряли землю и даже личную свободу.

      Циньские цари могли собрать огромные средства, которые помогли им реорганизовать армию. Бронзовое оружие было почти полностью заменено железным. Боевые колесницы все больше вытесняются более подвижной и маневренной конницей.

      Благодаря реформам Шан Яна армия царства Цинь стала превосходить по своим боевым качествам войска других китайских царств, что сказалось в последующих междоусобных войнах. В течение первой половины III в. до н. э. циньским царям удается разгромить всех своих соперников. Династия Чжоу в середине III в. до н. э. утрачивает не только фактически, но и официально свою власть.

      Окончательное объединение страны произошло в  царствование Ин Чжэна (246—210 гг. до н. э.), который подчинил своей власти все  царства, существовавшие еще на территории Китая. В 221 г. до н. э. он принял титул императора (хуанди) и стал именоваться Цинь Шихуанди (первый император Цинь).

      Он  провел ряд успешных войн на севере с гуннами, а на юге со страной  Юэ (к югу от Янцзы, включая территорию современных провинций Гуандун  и Гуанси). Для защиты от северных кочевников была сооружена Великая Китайская стена, представлявшая из себя сложную укрепленную линию, состоявшую из земляных валов, каменных и кирпичных стен и башен.

      В своей внутренней политике Цинь Шихуанди распространил на всю империю установление Шан Яна. Все государство было разделено на 36 областей, управлявшихся царскими чиновниками. Старая наследственная знать была отстранена от управления и поставлена под неусыпный контроль.

      Тотчас  после смерти Цинь Шихуанди началось массовое крестьянское восстание, к которому примкнули и рабы. Один из вождей этого движения - деревенский староста Лю Бан оказался наиболее удачливым. В 207 г. до н. э. он сверг последнего представителя династии Цинь и основал новую династию, получившую название Первой, или Старшей, династии Хань.

      5. Империя Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Первой (Старшей) династии Хань (с 206 г. до н.  э. - по 9 г. н. э) пришлось бороться с разрухой, сопровождавшей падение империи Цинь. От голода, болезней и междоусобиц погибло множество народа.

      Лю  Бан восстановил централизацию  страны и в то же время пошел  на известные уступки тем, кто  пострадал при династии Цинь. Он освободил множество людей, превращенных в государственных рабов за долги  или преступления, отменил особенно тяжелые налоги и повинности, передал местные дела в руки выборных старост. Были даны некоторые льготы преследуемой в предшествующий период старой знати. По мере усиления Ханьской империи стали восстанавливаться деспотические порядки времен Цинь Шихуанди. Особенно это чувствовалось при наиболее видном представителе Первой династии Хань — императоре У-ди (140—87 гг. до н. э.). При нем местная знать вновь была поставлена под контроль императорских чиновников.

Информация о работе Всеобщая история (Древний Восток)