Всеобщая история (Древний Восток)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:59, курс лекций

Описание работы

Древним Востоком мы называем совокупность стран, которые в древности были расположены на восток и юго-восток от греко-римского мира. Термин этот является приблизительным и условным. Грань между Востоком и античным миром не была постоянной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад. Так, например, финикияне, отправляясь из Восточного Средиземноморья, колонизовали на рубеже II и I тыс. до н. э. значительную часть Северной Африки и островов Западного Средиземноморья и основали в IX в. до н. э. Карфагенское государство, которое в дальнейшем расширило свою территорию до берегов Атлантического океана.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по истории Древнего мира.doc

— 551.00 Кб (Скачать)

      Особое  внимание   уделялось  податной  системе. Вместо прежних случайных и бессистемных сборов   («даров»)   устанавливались точные суммы взносов, как денежных, так и натуральных. Была обложена податью вся территория страны, кроме Персиды (основной части, заселенной   персидскими   племенамиДарий I вводит монетную систему, заимствованную из Лидии и Греции. Основной монетой был золотой дарик (8 г золота), чеканка которого была привилегией царя (серебряные монеты могли выпускать и сатрапы).

      Внешняя политика Дария I была активной и энергичной. Ему удалось нанести поражение сакам-массагетам, разбившим в свое время Кира, и открыть персам путь в Среднюю Азию. В дальнейшем, как сообщает Геродот, персидские цари захватили в свои руки основные шлюзы на Амударье, и это дало им возможность взимать «дары» с земледельческого населения под угрозой лишения его воды, необходимой для орошения полей.

      На  востоке Дарий I подчинил часть Индии (в бассейне Инда), а на западе - Киренаику (в Африке), некоторые острова Эгейского моря (в частности, Самос), а также Фракию и Македонию. Однако попытки его распространить свою власть на причерноморских скифов и европейских греков окончились полной неудачей, и это послужило поворотным моментом, знаменовавшим ослабление державы Ахеменидов.

      Лекция 7. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

      План.

      1 Источники. 

      2. Древнейшая Индия.

      3. Формирование варно-кастовой  системы.

      4. Создание державы Маурья.

      5. Джайнизм и буддизм.

      Значительная  часть первоисточников по истории  Древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской  литературы были написаны на березовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраняться такой хрупкий материал, как папирус). Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их обнаружено сравнительно немного.

      К счастью, санскрит в отличие от большинства  древневосточных языков никогда  не забывался, и литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались  ценными, систематически переписывались (так же как еврейская Библия или иранская Авеста) и дошли до нас в поздних копиях, причем и здесь не обходилось дело без дополнений и искажений.

      Хуже  всего обстоит дело с древнеиндийскими летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включенных в более поздние средневековые хроники.

      Наиболее  велики по объему и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды, Махабхарата  и Рамаяна.

      Веды  представляют из себя обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул. Всего сохранилось четыре таких сборника. Наиболее ранние части относятся к середине II тыс. до н. э., но затем на протяжении примерно более тысячи лет они перерабатывались, и окончательная запись была произведена уже близко к нашей эре.

      Кроме мифических эпических произведений, сохранился также сборник «Законы Ману», хронологическая фиксация которого также представляет большие трудности.

      Предполагают, что он составлялся от III в. до н. э. по III в. н. э. Это типичный памятник сакрального права (наподобие законов Пятикнижия), в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами и доведенное до крайности социальное неравенство полностью освящено авторитетом религии.

      Своеобразным  письменным памятником является Артхашастра составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд интересных советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

      Для изучения раннего буддизма главным  источником является сборник легенд и изречений Типитака.

      Наиболее  точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н. э.), высеченные на скалах. Они сообщают о войнах и религиозной политике этого царя.

      Из  античных авторов наряду с уже  известным нам Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в..до н. э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н. э. В своем «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в Индию, а в специальном произведении — «Индия» — дал подробный географический очерк страны.

      2. Древнейшая Индия. Судя по археологическим находкам, Индия была заселена еще во времена древнекаменного века. На стадии неолита стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселенные. На первое место все больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой относится к III и началу II тыс. до н. э. Главными центрами ее были города, руины которых вскрыты в районе современной Ха'раппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в- Синде).

      Основные  орудия и оружие изготовлялись обитателями  этих городов из меди, а затем  даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например лемехи, продолжали изготовлять из кремня.

      Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки зебу и буйволы). Кроме злаков (пшеницы, ячменя, риса) и фруктовых деревьев (финиковых пальм и др.), возделывался уже хлопчатник. Высокого развития достигло ремесло.

      Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а возможно, и додравидские племена.

      В этот период возникли уже настоящие  города с широкими улицами. На перекрестках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено водоснабжение и отвод сточных вод в специальные отстойники. Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное оригинальное письмо, по-видимому иероглифическое. К сожалению, сохранились лишь короткие надписи на печатях, до конца еще не дешифрованные и вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.

      К середине II тыс. до н. э. протоиндийские государства и их культура приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы.

      3. Формирование варно-кастовой  системы.

      Растущая  социальная дифференциация привела к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн, существование которых считается своеобразной чертой индийского общества. В Ведах варны упоминаются лишь в поздних добавлениях. В последующее время деление на эти замкнутые группы считается изначальным и установленным свыше. Две высшие варны занимали господствующее положение: брахманы (жречество) и кшатрии (военная знать). По преданию, первые вышли из уст верховного бога Брахмы, а вторые - из его плеч.

      Огромная  масса населения входила в третью варну, носившую название вайшьев. Они считались вышедшими из бедер Брахмы. В основном это были земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на которых духовная и светская знать смотрела свысока.

      Четвертая варна, шудры, пополнялась из числа покоренных чужеземцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например почетная церемония «второго рождения», для них не устраивались. Им запрещалось также изучение Вед.

      Надо  отметить, что имелись люди, не допускавшиеся  даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые «неприкасаемые», которых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли якобы осквернить чистую воду.

      Деление на замкнутые варны, между представителями  которых были запрещены смешанные  браки, считалось вечным и неизменным и освящалось религией.

      К началу нашей эры, т. е. ко времени  разложения рабовладельческой системы  и феодализации, в Индии формируется  кастовый строй. Две низшие варны (вайшьи и шудры) делятся на ряд более  мелких групп, получивших название джати. В литературе широко распространен португальский перевод этого термина — касты. Каждой касте была свойственна особая профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда, восходящее еще ко временам родоплеменного строя, когда отдельные племена специализировались на тех или иных занятиях. Внутри каждой касты создавалась своя администрация, устанавливались особые религиозные обряды, правила взаимопомощи. Сношения с другими кастами ограничивались, в частности, смешанные браки возбранялись.

      4.Создание державы Маурья. До VI в. до н. э. Индия делилась на множество государств (большинство их было монархиями, но существовали и олигархические республики). В одном только бассейне Ганга насчитывалось шестнадцать мелких государственных образований. Одно из них — Магадха с VI в. до н. э. быстро усиливается и расширяется. Его царь Бимбисара (543—491 гг. до н. э.) овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой «священной» реки и прилегающие к нему горные местности.

      В западной Индии дробление сохранилось  дольше. Это облегчило захваты  Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года (327—325 гг. до н. э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.

      Греко-македонское  господство на берегах Инда оказалось  кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский  деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже (если верить одному из преданий, распространяемому его врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дханы Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским.

      Вернувшись  в Магадху, Чандрагупта овладел  престолом ок. 317 г. до н. э. и явился основателем могущественной державы  Маурья. Столицей ее был город Паталипутра.

      Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке (268—231 гг. до н. э.). При нем было покорено царство Калинга в южной Индии.

      В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением  самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью водоподъемных колес). Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь.

      5. Джайнизм и буддизм. При династии Маурья произошли значительные сдвиги в религиозной идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система — брахманизм — все меньше удовлетворяла правящую династию. Ее догмы сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла примириться с засильем духовенства.

      Со  старой системой брахманизма все  более и более соперничают  новые религиозные учения, соответствующие  духу времени. Итогом были джайнизм и особенно буддизм, возникшие, вероятно, еще в VI в. до н. э.

      Созданное буддийской религиозно-философской  системы традиция   приписывает  царевичу Сиддхартхе, жившему в VI - V вв. до н. э. и прозванному Буддой («просветленным»), откуда   происходит  и   название  его учения. Основой его   учения   являлось   признание, что жизнь сама по себе является злом. Любое   желание,   которое испытывает   человек,   приводит   к страданию.   Единственный   выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это удается, то человек после смерти уже не возродится в ином виде к новым страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является нирваной высшим благом .V

      Практические  выводы, сделанные из этого своеобразного  учения, были огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком,   его  волей  к  подавлению  желаний,  то  религиозный культ и жречество становились излишними. Самоусовершенствование, отказ от богатства и земных благ не зависели от происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не могли помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных различий, но считали все это несущественным. Впрочем, в одном отношении они даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства.   Спасение  признавалось  возможным лишь для свободных людей.

Информация о работе Всеобщая история (Древний Восток)