Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

1. Предпосылки образования Древнерусского государства
2. Зависимость русских земель от Орды и ее влияние на развитие древнерусской цивилизации.
3. Исторические концепции образование государственности. Принципы правления первых киевских князей. Принципы правления московских князей. Судебник 1497 года
4. Государственная политика в XVI веке: сословно-представительная монархия.
5. Реформы 40-50 гг. XVI век: причины, содержание, значение.

Работа содержит 1 файл

Ответы к вопросам по истории.docx

— 1.46 Мб (Скачать)

22. Восстание декабристов, значение  движения.

События 14 декабря

Рылеев просил Каховского рано утром 14 декабря проникнуть в Зимний дворец и убить Николая. Каховский сначала согласился, но потом отказался. Через час после отказа Якубович отказался вести матросов Гвардейского экипажа иИзмайловский полк на Зимний дворец.

14 декабря офицеры — члены тайного общества ещё затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат. К 11 часам утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышел Московский гвардейский полк. К 11 часам утра 14 декабря 1825 года наСенатскую площадь 30 офицеров-декабристов вывели около 3020 человек: солдат Московского и Гренадерского полка и матросов Гвардейского морского экипажа

Однако за несколько дней до этого Николай был предупрежден о намерениях тайных обществ начальником  Главного штабаИ. И. Дибичем и декабристом Я. И. Ростовцевым (последний счёл восстание против царя несовместимым с дворянской честью). Сенаторы уже в 7 часов утра принесли присягу Николаю и провозгласили его императором. Назначенный диктатором Трубецкой не появился. Восставшие полки продолжали стоять на Сенатской площади, пока заговорщики не могли прийти к единому решению о назначении нового руководителя.

Нанесение смертельной раныМ. А. Милорадовичу 14 декабря 1825 года. Гравюра с рисунка, принадлежащего Г. А. Милорадовичу

Герой Отечественной войны 1812 года Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович, появившись верхом перед солдатами, построившимися в каре, «говорил, что сам охотно желал, чтобы Константин был императором, но что же делать, если он отказался: уверял их, что сам видел новое отречение, и уговаривал поверить ему»[13][14]. Е. Оболенский, выйдя из рядов восставших, убеждал Милорадовича отъехать, но видя, что тот не обращает на это внимание, легко ранил его штыком в бок. В то же время Каховский выстрелил в генерал-губернатора из пистолета (раненого Милорадовича унесли в казармы, где он в тот же день скончался). Солдат безуспешно пытались привести к повиновению полковник Стюрлер и великий князь Михаил Павлович. Затем восставшими была дважды отбита атака конногвардейцев под предводительством Алексея Орлова.

Император Николай I на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

На площади собралась  большая толпа жителей Петербурга и основным настроением этой огромной массы, которая, по свидетельствам современников, исчислялась десятками тысяч  человек, было сочувствие восставшим. В Николая и его свиту бросали  поленья и камни. Образовались два  «кольца» народа — первое состояло из пришедших раньше, оно окружало каре восставших, а второе кольцо образовалось из пришедших позже — их жандармы уже не пускали на площадь к восставшим, и они стояли позади правительственных войск, окруживших мятежное каре. Николай, как видно из его дневника, понял опасность этого окружения, которое грозило большими осложнениями. Он сомневался в своём успехе, «видя, что дело становится весьма важным, и, не предвидя ещё, чем кончится». Было решено подготовить экипажи для членов царской семьи для возможного бегства в Царское Село. Позднее Николай много раз говорил своему брату Михаилу: «Самое удивительное в этой истории — это то, что нас с тобой тогда не пристрелили».[источник не указан 67 дней]

Николай послал для убеждения  солдат митрополита Серафима и киевского  митрополита Евгения. Но в ответ, по свидетельству дьякона Прохора  Иванова, солдаты стали кричать  митрополитам: «Какой ты митрополит, когда  на двух неделях двум императорам  присягнул… Не верим вам, пойдите  прочь!..» Митрополиты прервали убеждение  солдат, когда на площади появились лейб-гвардии Гренадерский полк иГвардейский экипаж, под командованием Николая Бестужева и декабриста лейтенанта Арбузова.

Но сбор всех восставших войск  произошёл лишь спустя два с лишним часа после начала восстания. За час  до конца восстания декабристы выбрали  нового «диктатора» — князя Оболенского. Но Николай успел взять инициативу в свои руки и окружение восставших правительственными войсками, более чем вчетверо превосходящими восставших по численности, было уже завершено.[9]. Всего 30 офицеров-декабристов вывели на площадь около 3000 солдат.[12]. По подсчётам Габаева, против восставших солдат было собрано 9 тыс. штыков пехоты, 3 тыс. сабель кавалерии, итого, не считая вызванных позже артиллеристов (36 орудий), не менее 12 тыс. человек. Из-за города было вызвано и остановлено на заставах в качестве резерва ещё 7 тыс. штыков пехоты и 22 эскадрона кавалерии, то есть 3 тыс. сабель, то есть всего в резерве стояло на заставах ещё 10 тыс. человек.

Николай боялся наступления  темноты, так как более всего  он опасался, чтобы «волнение не сообщилось черни», которая могла  проявить в темноте активность. Со стороны Адмиралтейского бульвара появилась гвардейская артиллерия под командованием генерала И. Сухозанета. По каре был сделан залп холостыми зарядами, не произведший эффекта. Тогда Николай приказал стрелять картечью. Первый залп был дан выше рядов мятежных солдат — по «черни» на крыше здания Сената и крышах соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи началось бегство. По свидетельству В. И. Штейнгеля: «Можно было этим уже и ограничиться, но Сухозанет сделал ещё несколько выстрелов вдоль узкого Галерного переулка и поперёк Невы к Академии художеств, куда бежали более из толпы любопытных!». Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление на Петропавловскую крепость. Войска построились, но были обстреляны из пушек ядрами. Ядра ударялись о лёд и он раскалывался, многие тонули.

             

23. Внутренняя политика Николая  I.

Император Николай I.

Николай (1796—1855) был третьим  сыном Павла I. В роли самодержавного правителя России его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях вступление на престол  было маловероятным. Николая Павловича  готовили к военной службе. Вместе с императором Александром молодой Николай въезжал во главе победоносной русской армии в Париж в 1814 г. В 1817 г. он женился на дочери прусского короля Шарлотте, получившей в России имя Александры Федоровны.

Укрепление роли государственного аппарата.

В первые годы правления новый  царь стремился, в отличие от Александра I, сам решать не только важнейшие, но и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной  его императорского величества канцелярии, которая стала играть ведущую  роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет  министров. В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским. Главной его задачей  должна была стать подготовка единого  Свода законов. Прежде эта работа безуспешно велась в течение десятилетий. Сперанскому удалось выполнить ее всего за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г. — Свод действующих законов государства.

В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под председательством  бывшего члена Негласного комитета графа В. П. Кочубея. Ему было поручено составить проект реформы государственного управления. Однако решить эту задачу Кочубею не удалось.

Многие даже мелкие решения  принимались высшими государственными органами. Для этого требовалась  огромная армия чиновников. К концу  царствования Николая их численность  составила без малого 90 тыс. человек (в начале правления Александра I чиновников было 15 тыс.). Порой власть мелкого чиновника была для простого просителя более весома, чем решение  министра.

В начале 40-х гг. была ограничена и без того лишь незначительная роль Государственного совета.

Укрепление опоры самодержавной  власти.

Николай I уделял большое  внимание задаче укрепления дворянского  сословия. Его беспокоило, что начавшееся еще при Александре I обнищание  части дворянства продолжалось. Он попытался укрепить материальное положение  высшего сословия. Для этого был  изменен порядок наследования крупных  имений, включавших не менее 400 крестьянских дворов. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались в  порядке наследования старшему в  роде. Был повышен имущественный  ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления.

С 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься  только дети дворян и чиновников.

Принятые Николаем меры заметно  повысили авторитет и роль дворянства в жизни страны. 
Попытки решения крестьянского вопроса.

Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского  общества оставался крестьянский вопрос. К тому времени никто даже среди  крупнейших помещиков не оспаривал  мысли, что жизнь и быт крестьян следует улучшить. 
Николай решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. Эти реформы провел генерал П. Д. Киселев — член Госсовета и министр государственных имуществ. Главным пунктом преобразований, осуществленных в 1837—1841 гг., явилось введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали создаваться школы и больницы. Там, где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны, особенно в восточные. Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено оставить часть земли на «общественную запашку». На этих участках крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда. Нередко на таких общественных наделах насильно заставляли сажать картофель. Это было непривычно для русских крестьян и привело в начале 40-х гг. к «картофельным бунтам».

Реформа Киселева не могла  вызвать симпатий со стороны помещиков, поскольку слишком усилились  различия в положении государственных  и крепостных крестьян. Недовольство преобразованиями Киселева привело  Николая к убеждению, что хоть крепостное право и является злом, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны приверженцев крепостничества.

Тем не менее отдельные  шаги в этом направлении он предпринял: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная»  продажа членов одной семьи. В 1842 г. был принят указ об «обязанных»  крестьянах. По нему помещики могли  освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне обязаны  были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев. Однако этим своим правом помещики почти  нигде так и не воспользовались. Тогда же помещикам было дано разрешение освобождать крепостных без земли. 

В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том  случае, если поместье их владельца  выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право  покупать незаселенные земли и строения. Наконец, в 1847—1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными — православные, ввели инвентарные правила. Они  строго определяли размеры крестьянских наделов и повинности крестьян в  пользу помещиков, что улучшало положение  крепостных.

Однако, несмотря на все эти  нововведения, крепостное право в  России продолжало сохраняться.

Русская православная церковь и  государство.

Положение Русской православной церкви и отношения ее с государством на протяжении всего XIX в. определялись законами, принятыми еще при Петре I. Они объявляли православие не только «первенствующей и господствующей»  верой в России, но и основой  императорской власти. Это положение  закрепляло и роль императора как  фактического главы церкви.

Высшим органом церковного управления являлся Синод, члены  которого назначались, а решения  утверждались царем. Непосредственным руководителем Синода был чиновник, назначавшийся императором и  являвшийся его представителем в  этом органе, — обер-прокурор. На местах церковное управление осуществлялось через епархии (церковные области), во главе которых стояли епископы, архиепископы, митрополиты.

По законам Российской империи было разрешено исповедовать и любую другую религию, с той  лишь оговоркой, что она признает царскую власть и существующие порядки. Положение Русской православной церкви было, однако, более привилегированным. Поощрялся и переход в православие  представителей другой веры.

Большим авторитетом пользовались старцы — религиозные наставники, снискавшие особое уважение среди верующих своими проповедями и праведным  образом жизни. Самой яркой фигурой  среди старцев в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни (монастыря) Серафим (1760—1833). К нему за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны.

Продолжалась борьба церковных  властей и государства со старообрядцами (раскольниками). Николай I запретил старообрядцам  принимать беглых священников, а  затем поддержал разгром старообрядческих монастырей в Поволжье. Казалось, старообрядчеству был нанесен сильнейший удар. Однако в 1846 г. в старообрядчество перешел  босно-сараевский митрополит Амвросий, объявленный митрополитом Белокриницким (по наименованию села Белая Криница  в Буковине в пределах Австрийской  империи). Последователями белокриницкой  церкви в России стали сотни тысяч  старообрядцев. 
Усиление борьбы с революционными настроениями.

Одним из важнейших направлений  царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с  политикой властей.

Царь по-новому организовал  деятельность политической полиции  и поставил ее под свой личный контроль. В 1826 г. было создано III отделение царской  канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы  и на местах. Для наведения нужного  властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная  сила корпуса жандармов. Шефом III отделения  и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А. X. Бенкендорф.

Для обуздания «распустившейся» печати Николай поставил ее под жесткий  контроль цензуры. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками «чугунным».

Было запрещено принимать  крепостных крестьян в средние и  высшие учебные заведения, ограничив  их образование приходскими училищами  с одним классом обучения. Особым усердием отличался министр народного  просвещения С. С. Уваров, заявивший  как-то: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят  ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно».

Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно  в этих целях.

24. Власть и общество во второй  четверти XIX века.

1. Теория официальной народности. Стремясь противостоять революционным и либеральным взглядам, самодержавие прибегало не только к репрессиям, но и к созданию официальной идеологии - т.н.теории официальной народности. Её творцом стал министр просвещения граф Уваров С. С. Бенкендорф А.Х. говорил: "Прошедшее России удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается её будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение". Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 по непосредственному распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим Чаадаев П. Я., опубликовавший в журнале "Телескоп" первое из своих "Философических писем" - смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и её историческойсудьбе. В к.1840-х, когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова С.С. противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась. Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в1849 уволил Уварова С.С., сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество. Последние годы царствования Николая I характеризовались усилением реакции и вошли в историю как "мрачное семилетие".

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"