Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

1. Предпосылки образования Древнерусского государства
2. Зависимость русских земель от Орды и ее влияние на развитие древнерусской цивилизации.
3. Исторические концепции образование государственности. Принципы правления первых киевских князей. Принципы правления московских князей. Судебник 1497 года
4. Государственная политика в XVI веке: сословно-представительная монархия.
5. Реформы 40-50 гг. XVI век: причины, содержание, значение.

Работа содержит 1 файл

Ответы к вопросам по истории.docx

— 1.46 Мб (Скачать)

  После июльского кризиса Временного правительства, страну всколыхнули новые потрясения. Видя беспомощность новой власти, Лавр Корнилов представляя контрреволюционные и монархические силы, организовал мятеж. К сожалению, благие намерения генерала Корнилова потерпели фиаско.      

Временное правительство, постоянно действовало с опозданием, вовремя не принимая важные и нужные решения. Положение только усугублялось. Принятые законы не исполнялись. Общество шло в тупик. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, складывались  обстоятельства для государственного переворота. Рос государственный долг, временное правительство начало выпуск собственных денег, в народе эти «бумажки» получили название - "керенки».      

7 ноября в Петрограде произошло  вооруженное восстание большевиков.  Временное правительство было  свергнуто.       

  За месяцы существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. В основном это были люди, имеющие депутатское прошлое в царской России.Керенский, Милюков, Родичев, Львов, Гучков и т.д. Большинство министров Временного правительства имели высшее образование. В дальнейшем  только 16 министров Временного правительства приняли перемены и сотрудничали с большевиками. Остальные подались в эмиграцию (кто-то сразу, а кто-то после «командировки» в Добровольческую армию, на Дон), где вели активную антибольшевистскую деятельность.

 

 

33. I и II Государственные Думы.

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед  за этим революционные события привели  к осознанию в высших эшелонах власти необходимость проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства  стал изданный царем рескрипт на имя  министра внутренних дел А.Г.Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений  законодательства и привлечения  к этой работе народных представителей.

6 августа были обнародованы  «Учреждение Государственной Думы»  и «Положение о выборах в  Государственную Думу». Однако  в 1905 г. Дума не была созвана  в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. обнародован указ  о расширении избирательных прав  граждан.

В феврале 1906 г. избран Государственный  Совет. Из совещательного органа он был  преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в  законодательных правах. Выборы в  Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.

27 апреля 1906 г. в Таврическом  дворце в присутствии императора  начала свою работу I Государственная  Дума России. Председателем был  избран представитель кадетов,  профессор гражданского права  С.А.Муромцев. Из 448 депутатских мест  в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 - беспартийным делегатам, 107 - «трудовикам». Октябристы с 13 депутатами стали  самой крайне правой партией  в Думе, так как черносотенцы  не получили ни одного голоса.

I Государственная Дума  просуществовала лишь одну сессию - 72 дня. В различных комиссиях  Думы обсуждались многочисленные  проекты: об отмене смертной  казни, неприкосновенности личности  и др. Основным вопросом стал  аграрный. Кадеты выдвинули проект  принудительного отчуждения части  помещичьих земель в пользу  крестьянства («проект 42-х»). Проект 104-х депутатов-трудовиков требовал  отчуждения всех частных земель  и введения уравнительного землепользования.

Некоторые депутаты требовали  уничтожения частной собственности  на землю и превращения ее в  общенародное достояние. 4 июня Дума постановила  обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство  заявило о неприкосновенности частных  земель.

8 июня Николай II распустил  Думу, обвинив ее в разжигании  смуты в стране.

Выборы во II Государственную  Думу проходили в начале 1907 г. без  участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под  председательством кадета Ф.А.Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты - 98, социалисты - 65, эсеры - 37 мест.

С первого заседания был  поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику  работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно I Думе, кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными  группами, создали большинство. Они  сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.

Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения  «столыпинской» реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали  за смягченный ее вариант, сведя к  минимуму количество отчуждаемых у  помещиков земель. Левое крыло  Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, II Дума оказалась  еще левее, чем I Дума. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона  Думы. По сфабрикованному обвинению  в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической Фракции, а  днем был опубликован указ о роспуске II Думы.

Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании  рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.

 

34. Третьеиюньская монархия.

После революции в стране сложилась Третьеиюньская монархия. Власть царя теперь ограничивалась Государственной  думой. Тем не менее малые полномочия Думы не являлись серьёзным препятствием для правительства. Оно было ответственно только перед Николаем II.

Царь продолжил курс на подавление революционных выступлений. Однако пришлось внести изменения в  политику. Правительство попыталось расширить опору государственного строя за счёт крупных предпринимателей и зажиточного крестьянства. Такая  политика лавирования между различными политическими силами получила название бонапартизма.

Новая политика проявилась в III Государственной думе. Это единственная дума, которая проработала полный срок (1 ноября 1907 - 9 июня 1912 гг.). По новому избирательному закону удалось обеспечить умеренный её состав. Оппозиционные  силы не составили большинства. Правые в Думе имели 147 мест из 442, октябристы -|154, кадеты - 54, трудовики -14, социал-демократы -19. Абсолютного преобладания не имела  ни одна партия, поэтому нельзя было в одиночку обеспечить при голосовании  утверждение законопроекта. Возможно было два большинства - правооктябристское и октябрис-тско-кадетское. Для проведения своей политики правительство лавировало между ними. До 1909 г. благодаря умеренной  позиции октябристов между правительством и Думой не было конфликтов. Председателями III Думы избирали Н.А.Хомякова, А.И.Гучкова  и М.В.Родзянко.

IV Государственная дума  действовала с 1912 по 25 февраля  1917 г. За счёт ослабления октябристов  произошло некоторое усиление  правых и левых. Появилась новая  влиятельная фракция прогрессистов.  Партия прогрессистов сложилась  в 1912 г. и выражала инте-

ресы крупной буржуазии. Председателем последней Думы был  М.В.Родзянко.

Все политические силы понимали необходимость реформ. Программу  преобразований предложил Столыпин, который происходил из старинного дворянского  рода. В 1902 г. он был назначен губернатором Гродненской, а в 1903 г. Саратовской  губернии. Получил благодарность  от Николая II за наведение порядка  в Саратовской губернии во время  крестьянских выступлений. С 26 апреля 1906 г. стал министром внутренних дел, а вскоре председателем Совета министров. На этом посту вёл беспощадную  борьбу с революционным движением. Столыпин планировал сделать крестьян собственниками, достичь всеобщей грамотности  и добиться усиления роста промышленности. Главной среди предложенных реформ была аграрная.

Новая аграрная политика проводилась  на основе указа 9 ноября 1906 г., ставшего законом 14 июня 1910 г.. Суть реформы сводилась  к разрушению сельской общины и созданию в деревне слоя зажиточного крестьянства. Теперь крестьянин получил право  выхода из общины и закрепления земли  в частную собственность. Земледелец мог потребовать свести свою землю  в один участок - отруб. Можно было выселиться из деревни и завести  свой хутор. Власти способствовали обособлению  крестьянских хозяйств.

К 1916 г. из общины выделилось 22 % крестьянских хозяйств. Многим крестьянам правительство оказывало финансовую помощь, предоставляя кредиты через  Крестьянский банк. Такая политика помогла увеличить количество зажиточных, но не решила аграрной проблемы. Из общины чаще всего уходили богатые или  бедные крестьяне. Бедняки не могли  или не хотели кормиться на своём  клочке земли, поэтому землю продавали  зажиточным и уходили в город. Более половины крестьян, вышедших из общины свою землю продали. Отчасти  это помогло ослабить проблему малоземелья, так как уменьшалось аграрное перенаселение. За десять лет проведения реформы собственниками стали менее 10 % сельских тружеников.

Проблемы, связанные с  сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. Таким образом он литсл ислаиить проолему малоземелья в центре страны. Правительство поощряло заселение  Сибири, Дальнего Востока, степного края. Переселенцам оплачивали проезд, предоставляли  кредиты и пособия, освобождали  от налогов, наделяли землёй. За годы реформы  переселилось более 3 млн. человек. Часто  земли отводил^в глухих,

удалённых от железных дорог  районах. Финансовая помощь правительства  оказалась недостаточной. Нужно  было вложить много труда и  денег, чтобы основать хозяйство. Не выдержав тяжёлых условий, возвратилось почти 18 % крестьян. Переселенческая  политика не дала ожидаемых результатов.

Столыпинские преобразования создали возможности для дальнейшего  развития сельского хозяйства, но не решили проблем деревни. Возможно, для  этого не хватило времени. В 1911 г. Столыпин был смертельно ранен эсером Д.Г.Богровым. После смерти Столыпина  в правительстве не нашлось сил, способных продолжить политику реформирования.

 

35. III  и IV Государственные Думы.

 

III и IV Государственные думы 

 

Первые две Госдумы  оказались для царя слишком «неудобными». И в 1907 году был принят новый избирательный  закон. В нем колоссальное преимущество получили помещики. Один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной  буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам  рабочих. Таким образом, было сделано  все, чтобы уменьшить в новой  Думе представительство низших слоев  общества и увеличить представительство  правящих классов – и в первую очередь помещиков. 

 

III Государственная  дума.

1 ноября 1907 года состоялось первое заседание III Государственной думы. В ней большинство мест получили октябристы и монархисты – их представляли 154 и 147 депутатов соответственно. Самой маленькой оказалась фракция социал-демократов- 19 депутатов. Эсеры вообще бойкотировали выборы в новую Думу и в ее работе не участвовали. Третью Думу возглавляли октябристы – сначала Н.А.Хомяков, затем А.И.Гучков, а затем М.В.Родзянко.

Просуществовала весь отведенный ей пятилетний срок. Состоялось пять сессий.

Работа Думы, принимаемые  ею решения и законы во многом зависели от позиции октябристов, составлявших большинство. Октябристы поддерживали Столыпина – поэтому Дума в  целом была простолыпинской.

Третья Дума рассмотрела  около 2,5 тысяч законопроектов. Большинство  из них были малозначительными. Наиболее важные законы – об аграрной реформе  и введении земства в западных губерниях (приняты в 1910 году). 

9 июня 1912 года Третья Государственная Дума завершила работу. 

 

IV Государственная  дума.

15 ноября 1912 года открылась IV Государственная дума. Председателем Думы был избран октябрист Родзянко. Формально провела пять сессий.

В новой Думе были представлены практически те же партии, что и  в третьей. Но четвертая Дума была более оппозиционной. Большинство  мест в ней получили националисты и умеренно-правые (120), октябристы оказались  лишь вторыми (98 мест). У кадетов было 59 мест.

Лидер кадетов Милюков   для оказания давления на правительство предложил создать в Думе межпартийную коалицию – Прогрессивный блок. Такой блок был создан в разгар Первой мировой войны – в 1915 году. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия». В 1916 году на заседании Думы Милюков подверг резкой критике деятельность правительства, на которое возложил главную ответственность за поражения русской армии и обострение ситуации в хозяйственной сфере. Вскоре Дума выразила недоверие правительству.

25 февраля 1917 года заседания Думы были прерваны царским указом. С этого дня она больше не собиралась, но формально продолжала существовать, оказывая значительное влияние на революционные события в стране. В марте 1917 года, после отречения царя, вместе с Петроградским Советом сформировала Временное правительство. Выступала против власти Советов.

18 (31) декабря 1917 года Временное правительство официально распустило IV Государственную думу – в связи с началом выборов в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию и определить дальнейшее развитие страны.

 

36. Столыпинская аграрная реформа. 
Столыпинская аграрная реформа - ряд мероприятий, проводившихся в 1906-1 СН 1911 под руководством Столыпина П.А. Цель реформы состояла в быстром разрушении общины. Это объяснялось, во-первых, пониманием экономической невыгодности общинного землепользования, во-вторых, стремлением создать обширный слой зажиточных крестьян-собственников, который мог бы стать прочной преградой на пути революции. Резкая смена отношения правительства к общине была вызвана массовым крестьянским движением в 1905-1906. Рассчитывая оградить от посягательств помещичью землю, правительство стремилось одновременно с формированием слоя собственников ослабить аграрное перенаселение. Одну часть наиболее радикально настроенных малоземельных крестьян предполагалось переселить на окраины, др.- превратить в наёмных работников. В МЙ 1906 была передана для продажикрестьянам часть государственных земель.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"