Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

1. Предпосылки образования Древнерусского государства
2. Зависимость русских земель от Орды и ее влияние на развитие древнерусской цивилизации.
3. Исторические концепции образование государственности. Принципы правления первых киевских князей. Принципы правления московских князей. Судебник 1497 года
4. Государственная политика в XVI веке: сословно-представительная монархия.
5. Реформы 40-50 гг. XVI век: причины, содержание, значение.

Работа содержит 1 файл

Ответы к вопросам по истории.docx

— 1.46 Мб (Скачать)

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным  судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость  судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных  заседателей. Это все характерные  признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных  дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для  окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. 

Сенат рассматривался как  верховный кассационный суд и  имел уголовный и гражданский  кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению  министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры  и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое  образование или солидную юридическую  практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению  принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено  “во всех повременных изданиях  печатать о том, что происходит  в судах”. Судебные репортажи,  сообщавшие о русских и заграничных  процессах, становятся заметным  явлением в прессе.

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в  конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции:полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного  офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению  офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные  и юнкерские училища с непродолжительным  сроком обучения — 2 года, в которые  принимались лица, окончившие средние  учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден  устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало  все мужское население, достигшее  21-летнего возраста. Для армии  в основном устанавливался 6-летний  срок действительной службы и  9-летнее пребывание в запасе (для  флота — 7 и 3). Были установлены  многочисленные льготы. От действительной  службы освобождались единственный  сын у родителей, единственный  кормилец в семье, некоторые  национальные меньшинства и т.д.  Новая система позволяла иметь  сравнительно небольшую армию  мирного времени и значительные  резервы на случай войны.

Армия стала современной  — по структуре, вооружению, образованию.

27. Революционное народничество 60-70-х гг. XIX века.

Революционное народничество

С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический  или разночинский этап в освободительном  движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры, потерпевшие поражение в декабре 1825 г., ни буржуазия, которая в условиях крепостнической России еще не оформилась как класс.

Разночинцы (выходцы из разных сословий общества, люди «разного чина») – представители демократической  интеллигенции и в 40-50-е годы играли заметную роль в русском общественном движении, теперь же они возглавили это движение, которое было направлено на устранение феодально-крепостнических  пережитков в стране.

Объективно идеология  и тактика разночинцев отражала борьбу крестьянских масс, а главным  вопросом, стоявшим в 60-е годы, было участие в народной революции, которая  покончила бы с самодержавием, помещичьим землевладением, сословными ограничениями.

Задача подготовки революционного выступления требовала объединения  и централизации демократических  сил в стране, создания революционной  организации. В России инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г.Чернышевскому и его соратникам, за границей – А.И.Герцену и Н.П.Огареву. Результатом этих усилий явилось  создание в Петербурге «Русского  центрального народного комитета» (1862), а также местных отделений  организации, получившей название «Земля и воля». В состав организации  входили несколько сотен членов, а отделения, кроме столицы, существовали в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

По мнению членов организации, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления  уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в  России, активно использовалась типография А.И.Герцена. Предпринимались попытки  скоординировать русское и польское революционное движение. Однако польское восстание 1863-1864 гг. закончилось поражением, крестьянское восстание в России не произошло, а «Земля и воля»  оказалась не в состоянии организовать революционное выступление.

Уже летом 1862 г. самодержавие перешло в наступление. Были закрыты  журналы «Современник» и «Русское слово», проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, Н.А.Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге  и в ссылке 20 лет).

В 1864 г. общество, ослабленное  арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

Разгром восставшей Польши усилил реакцию в России, а польское восстание  стало последней волной революционной  ситуации конца 50 – начала 60-х годов.

Первая революционная  ситуация в России не завершилась  революцией в силу отсутствия необходимого субъективного фактора: наличия  класса, способного стать гегемоном  в ходе назревавшей буржуазной революции.

В результате правительственных  репрессий в середине 60-х годов  существенно изменилась обстановка в демократической среде. В движении наметился идейный кризис, который  выплеснулся и на страницы демократической  печати. Поиски выхода из кризиса приводили  к дискуссиям о перспективах движения (полемика «Современника» и «Русского  слова»), созданию новых кружков (Н.А.Ишутина  и И.А.Худякова, Г.А.Лопатина). Один из членов кружка Ишутина, Д.В.Каракозов, 4 апреля 1866 г. в Петербурге стрелял  в Александра II. Однако ни казнь Каракозова, ни последовавшая за ней полоса правительственного террора, не прервали революционного движения.

28. Внутренняя политика Александра III

Александр III решительно отверг проекты реформ, уволил в отставку Лорис-Меликова и других либералов. 25 апреля 1881 г. был издан Манифест, провозгласивший, что царь будет  действовать "с верою в силу и истину самодержавной власти".

В августе 1881 г. для борьбы с революционным движением царь издал "Положение о мерах к  ограждению государственного порядка  и общественного спокойствия". "Положение" подтверждалось каждые три года и просуществовало до свержения монархии.

Губернаторы получили право  вводить в губерниях чрезвычайное положение, высылать нежелательных  лиц, закрывать предприятия и  учебные заведения, приостанавливать периодические издания.

При министре внутренних дел  образовали Особое совещание, которое  могло ссылать без суда на 5 лет. По всей России создали отделения  по охранению порядка и общественной безопасности с большой агентурой ("охранка").

В 1889 г. в местном управлении вместо мирового суда и мировых посредников  ввели земских участковых начальников, которые назначались из дворян министром  внутренних дел. Они соединили в  своем лице судебную и административную власть над сельским населением, могли  назначать и отменять состав волостных судов, отменять постановления сельских и волостных сходов, подвергать крестьян аресту, телесным наказаниям.

В 1890 г. началась земская контрреформа. Крестьяне были лишены права непосредственно  выбирать гласных: теперь волостной  сход избирал только кандидатов в  гласные, а утверждал их губернатор. Постановления земских собраний также подлежали утверждению  губернатором.

В 1892 г. вышло новое городовое  положение, заменившее прежний налоговый  ценз имущественным: в губернском городе - от 1 до 3 тыс. рублей. Фактически избирателями остались лишь владельцы промышленных и торговых заведений. Решения думы отныне подлежали утверждеию особым чиновником.

Реакционность курса правительства  ярко проявилась в области просвещения. В 1887 г. министр народного просвещения издал циркуляр , по которому было запрещено принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п.". Он получил название "циркуляр о кухаркиных детях". В деревне в противовес земским школам увеличивалось число церковно-приходских школ.

Новый университетский устав  лишил советы университетов права  выбирать ректоров и профессоров. Были уволены либерально настроенные  преподаватели. Началось наступление  на женское образование. Был прекращен  прием в единственный женский  медицинский вуз. Из всех женских  высших курсов, существовавших в Петербурге, Москве, Казани и Киеве, сохранились  только одни - в Петербурге.

В тяжелое положение была поставлена печать. "Временные правила  о печати"(1882 г.) вводили так  называемую "карательную цензуру", обязывавшую издания после третьего предупреждения представлять очередные  номера в цензуру накануне их выхода. Это повело к прекращению выхода многих изданий. Право закрывать  любые издания было предоставлено  не только Министерству внутренних дел, но и обер-прокурору Синода.

Контрреформы Александра III вызвали в обществе глубокое недовольство и способствовали обострению социальных противоречий.

Определенные надежды  возлагались обществом на нового императора Николая II (1894 - 1917). Однако в  первом же публичном выступлении  Николай заяявил, что конституционные  планы - это лишь "бессмысленные  мечтания". Тем самым была ясно выражена его приверженность самодержавию, курсу Александра III.

30. Россия в конце XIХ-начале XX в.

Россия в конце XIX века — начале XX века

Основные статьи: Русско-японская война, Февральская революция, Временное правительство России,Октябрьская революция, Гражданская война в России

Конец XIX — начало XX веков — период быстрого экономического роста. За 1860—1880 годы промышленное производство увеличилось в 2,5 раза. В царствование Александра III промышленная политика правительства, основанная ранее на принципах свободной конкуренции, либеральной таможенной политики, «свободы» отношений между предпринимателями и рабочими, сменяется политикой государственного регулирования экономических и социальных отношений. Протекционизм, высокие таможенные пошлины на ввозимую из-за границы промышленную продукцию, помощь одним отраслям и некоторое сдерживание других, введение регламентации условий фабрично-заводского труда — основные направления этого регулирования. Только за 1885—1913 годы крупные акционерные предприятия увеличили свои фонды в 11,1 раза, хотя мелкие передние предприятия росли значительно медленнее. Средний рост производственных фондов составлял за 1885—1913 годы 596 %, или 7,2 % в год, то есть выше, чем в США за тот же период. Механизация производства проходила ускоренными темпами. Если в 1860 году было внедрено машин на 16,5 млн руб., то в 1870 г. уже на 65 млн руб., а в 1913 году — на 340 млн руб. Если в 1860 году в производстве работало механического оборудования на 100 млн руб., в 1870 году — на 350 млн руб., то в 1913 году — почти на 2 млрд руб., то есть ежегодно обновлялось около пятой части технического парка машин.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"