Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:12, шпаргалка
1. Предпосылки образования Древнерусского государства
2. Зависимость русских земель от Орды и ее влияние на развитие древнерусской цивилизации.
3. Исторические концепции образование государственности. Принципы правления первых киевских князей. Принципы правления московских князей. Судебник 1497 года
4. Государственная политика в XVI веке: сословно-представительная монархия.
5. Реформы 40-50 гг. XVI век: причины, содержание, значение.
Но ситуация была далека от стабиль-ности. Недовольство народа поведением поляков и их короля Сигизмунда III усиливалось.
Первое ополчение вследствие
своей раздробленности
1–3 сентября состоялась
Московская битва, когда силам
народного ополчения удалось
завладеть Москвой за
1 ноября был взят Китай-город,
но в руках поляков оставался
Кремль, где на тот момент был
страшный голод. Пожарский
5 ноября поляки покинули Кремль.
В 1613 году Земский собор призвал на царство Михаила Романова. Его отец Федор Никитич (патриарх Филарет) был племянником первой жены Ивана Грозного – Анастасии. С этого времени началось правление династии Романовых.
8. Политическое развитие
Соборное уложение 1649 г.
Первым русским царем
новой династии стада Михаил Федорович
Романов (1613—1645). К моменту начала
правления ему едва исполнилось
16 лет. В таком возрасте он не мог
быть самостоятельным политиком. Вступая
на престол, Михаил произнес торжественную
клятву, в которой обещал не править
без Земского собора и Боярской думы.
Эту клятву царь выполнял вплоть до
возвращения из плена своего отца.
Филарет, провозглашенный в 1619 г. патриархом,
получил также титул «великого
государя» и стал соправителем своего
сына. Вплоть до своей смерти в 1633 г.
Филарет являлся фактическим
правителем России. После смерти Михаила
царем стал его сын Алексей
Михайлович (1645—1676).
Уже при первых царях династии Романовых
произошло значительное укрепление монаршей
власти и ослабление роли сословно-представительных
органов в государственной жизни.
Обещание Михаила Федоровича править
в согласии с Земским собором и Боярской
думой не было случайным: в условиях хозяйственного
разорения и слабости центральной власти
царь вынужден был искать опору. Такой
опорой стал в первую очередь Земский
собор. На протяжении всего царствования
Михаила Федоровича особенностью Земских
соборов был значительный рост представительства
низших сословий. Причем избранные на
Собор депутаты получали от своих избирателей
«наказы» и должны были отстаивать их
перед царем. Однако по мере укрепления
царской власти и стабилизации обстановки
в стране Земские соборы стали собираться
все реже.
После смерти Филарета некоторые дворяне
предложили преобразовать Земский собор
в постоянно действующий парламент. Однако
эти идеи не отвечали интересам самодержавной
власти. Соборы стали созываться лишь
для утверждения уже подготовленных царем
проектов, а не для обсуждения путей развития
страны. Последний Земский собор, на котором
были широко представлены различные слои
российского общества, был созван в 1653
г. Он принял в российское подданство население
Левобережной Украины и Киева. В дальнейшем
главной опорой самодержавной власти
стали бюрократия и армия.
Постепенно утрачивала свою прежнюю роль
и Боярская дума. Состав Думы был расширен
Михаилом Федоровичем — так он отблагодарил
тех, кто поддержал его воцарение (до ста
человек). Причем в Думу входила теперь
не только родовая аристократия, но и представители
незнатных родов. Дума по-прежнему была
призвана решать наиболее важные вопросы
— войны и мира, утверждения законопроектов,
введения новых налогов, решения спорных
вопросов и т. д. Руководил ее работой царь
либо назначенный им боярин.
Увеличение численного состава Думы сделало
ее слишком громоздкой и вынудило царя
создать более гибкий орган управления,
состоявший из наиболее доверенных лиц
— «ближнюю» («малую», «тайную») Думу,
которая постепенно заменила собой «большую».
В полном составе Боярскую думу стали
созывать все реже. «Ближняя» дума сосредоточила
в своих руках решение многих вопросов
государственного управления.
Рост территории страны, усложнение экономических
задач привели к значительному увеличению
числа приказов. В разное время в России
их насчитывалось около ста. Вопросами
внешней политики (в том числе освобождения
военнопленных за выкуп) ведал Посольский
приказ. Дворцовым хозяйством и имуществом
царя занимался приказ Большого дворца.
Казенный приказ отвечал за сохранность
драгоценностей и вещей царской семьи.
Конюшенный приказ распоряжался многочисленными
царскими конюшнями и снаряжением для
царских выездов. Разрядный приказ распределял
дворян и бояр на царскую службу. Земельными
пожалованиями и сбором налогов с поместий
и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской
приказ отвечал за быструю и надежную
почтовую связь. С ростом масштабов каменного
строительства в столице и крупных городах
возник Приказ каменных дел. Едва ли не
центральное место занимал Челобитный
приказ, рассматривавший прошения и жалобы
царских подданных. При Алексее Михайловиче
существовал также Приказ тайных дел,
который контролировал деятельность всех
государственных учреждений и ведал хозяйством
царской семьи.
Однако численный рост приказов негативно
отражался на системе управления в целом,
запутывал обязанности служащих, усиливал
бюрократическую волокиту и злоупотребления
служебным положением. Порой приказы занимались
решением одних и тех же или близких по
характеру задач. Так, судебные вопросы
решали Разбойный и Земский приказы. Военными
делами ведали Разрядный, Стрелецкий,
Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий
приказы. Целый ряд приказов отвечал за
контроль над местным управлением. Все
это свидетельствовало о необходимости
реформирования приказной системы, ее
упрощения.
В XVII веке главной административной единицей
оставался уезд. К концу века их насчитывалось
более 250. Уезды, в свою очередь, делились
на станы и волости. С самого начала века
во главе уездов и ряда приграничных городов
царь назначал воевод. Они не только возглавляли
местные военные отряды, но и обладали
высшей административной и судебной властью:
отвечали за сбор налогов, выполнение
населением повинностей, вершили суд.
Для преодоления последствий Смуты необходимо
было принять множество новых законов.
Как и прежде, их проекты готовились по
поручению царя приближенными к нему лицами
и обретали силу после согласия Боярской
думы и царя. В тех случаях, когда законопроект
был особенно важен, его утверждал Земский
собор. Появление в первой половине века
новых законов, применявшихся наряду с
законами более раннего времени, потребовали
их упорядочения, сведения в единый документ
— свод законов. Составление такого свода
было поручено приближенным царя Алексея
Михайловича во главе с князем Н. И. Одоевским.
При составлении Соборного уложения (принятого
Земским собором в 1649 г.) использовались
не только российские законы, но и зарубежные.
В разработке свода законов участвовал
и сам молодой царь Алексей.
Уложение отразило возросшую роль царя
в жизни страны. Впервые в закон было введено
понятие «государственное преступление»
(против чести и здоровья царя и его семьи,
представителей государственной власти
и церкви), за которое предусматривалось
суровое наказание. Уложение утвердило
полное право землевладельца на землю
и зависимых (крепостных) крестьян. Был
установлен бессрочный розыск беглых
крестьян и большой штраф за укрывательство
беглецов.
Таким образом, в течение XVII века нарастали
тенденции усиления самодержавной власти
царя, опиравшегося теперь не на сословное
представительство, а на бюрократический
аппарат и армию; произошло окончательное
утверждение крепостничества; значительно
возросли права и привилегии дворянства
— социальной опоры царского самодержавия.
Общая характеристика Соборного Уложения 1649 года
этот
грандиозный и внушительный по своему
масштабу и полный по юридической
проработанности правовой акт на
протяжении более двухсот лет
играл роль Всероссийского правового
акта, оставаясь наиболее развитым
сводом российских законов. Не менее
удивительна и достойна восхищения
также скорость, с которой он был
принят: все обсуждения и окончательное
принятие данного памятника
Уголовное
право по Соборному Уложению
Одним
из ведущих направлений и
Суд
и процесс по Соборному Уложению
Ещё
один комплекс норм регламентировал
ведение суда и процесса. Характерным
здесь явилось более чёткое разделение
процесса на «суд» и «розыск», был
расширен список допустимых доказательств,
которые стало возможным
Гражданское
право по Соборному Уложению
Помимо
этого, Уложение свидетельствует о
развитии наиболее значимых отраслей
права того времени. Так, в силу товарно-денежных
отношений, возникновения новых
форм собственности и роста
Семейное
право по Соборному Уложению
Что
касается семейного права, то по-прежнему
доминирующую роль в регулировании
института брака и семьи
Крепостное
право по Соборному уложению
Особое внимание в Уложении
было уделено феодалом и правовому
закреплению их интересов, тем самым
отразив дальнейшее развитие феодального
общества. Так, правовой акт окончательно
оформил крепостное право на Руси,
подводя черту под многолетним
процессом закрепления крестьян
к земле и ограничения их правового
положения. Была отменена практика урочных
лет, и теперь беглые крестьяне, независимо
от срока давности должны были быть
возвращены своему владельцу. Лишив
крестьян права защищать себя в суде,
Уложение, тем не менее, наделяло их
возможностью защищать свою жизнь и
имущество от произвола феодала.
Таким образом, Соборное Уложение –
первый печатный памятник права, исключивший
возможность злоупотребления
9. Власть и церковь в ХVII веке.
Государство и церковь в XVII в. Раскол
В событиях Смутного времени
церковь играла видную роль. Еще более
ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в.,
когда вернувшийся из плена Филарет фактически
соединил в своих руках прерогативы светской
и церковной власти. Своей деятельностью
он подготовлял почву для, по сути, превращения
России в теократическое государство.
Несмотря
на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало
рост церковного землевладения (что не
удалось сделать Ивану
Грозному) и урезало иммунитетные права
монастырей, экономическое могущество
церкви оставалось по-прежнему велико.
Вместе с тем, церковь
не представляла собой единую силу.
Истоки расхождений в церковной среде
восходят к 40-м годам
XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей
древнего благочестия. Его возглавлял
царский духовник
Стефан Вонифатьев, а входили и Никон,
и Аввакум, и другие светские и церковные
деятели. Их стремления сводились к
назревшему "исправлению" церковных
служб, поднятию нравственности духовников
и противодействию проникновению
светских начал в духовную жизнь населения.
Их поддержал и царь. Однако несогласие
начиналось, когда речь заходила о
выборе образцов, по которым надлежало
производить исправления. Одни считали,
что за основу нужно положить
древнерусские рукописные книги (Аввакум),
другие - греческие оригиналы (Никон). Несмотря
на свою
непримиримость, споры вначале не выходили
за рамки богословских рассуждений узкого
круга лиц. Так продолжалось до тех пор,
пока Никон не стал в 1652 г. патриархом.
Он сразу же начал проводить церковную
реформу.
Наиболее существенные изменения коснулись
церковных обрядов. Никон заменил обычай
креститься двумя пальцами
троеперстием, в богослужебные книги вписывали
слова, по сути равнозначные, но по форме
другие, произошла замена и
других ритуалов. Из Москвы были высланы
"ровнители" (Аввакум - в Сибирь). Одновременно
Никон, некогда бывший личным другом царя
Алексея Михайловича, поставленный патриархом
при его содействии, стал претендовать
на государственную власть.
Он демонстративно подчеркивал превосходство
духовной власти над светской: "Яко
же месяц емлет себе свет от
солнца... токожде и царь поемлет посвящение,
помазание и венчание от архиерея".
По сути он становится соправителем
царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича
занимал его место. В приговорах Боярской
думы появилась такая
формулировка: "светлейший патриарх
указал и бояре приговорили". Но Никон
переоценил свои силы и возможности:
приоритет светской власти был уже определяющим
в политике страны.
Тем не менее борьба продолжалась
восемь лет. И только церковный собор
1666 г. вынес приговор о низложении Никона
и ссылке его простым монахом в северный
Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный
собор объявил проклятие
всем противникам реформы.
После этого раскол в России
разгорелся с гораздо большей силой.
Чисто религиозное вначале движение приобретает
социальную окраску. Однако силы споривших
между собой реформатов и старообрядцев
были неравны: на стороне первых находилась
церковь и государство, вторые защищались
только словами.
Движение старообрядчества
было сложным по составу участников.
В него входили горожане и крестьяне (приток
"низов" - после "разинщины"),
стрельцы, представители черного и белого
духовенства, наконец бояре (яркий и
хрестоматийный пример - боярыня Морозова).
Общим их лозунгом был возврат к "старине",
хотя каждая из этих
групп понимала его по-своему. Трагическая
судьба выпала на долю старообрядцев уже
в XVII в. Подвижнической смертью
погиб неистовый Аввакум: после многолетнего
"сидения" в земляной яме он был в
1682 г. сожжен. А последняя четверть
этого столетия озарена кострами массовых
"гарей" (самосожжений). Преследования
вынудили старообрядцев уйти
в глухие места - на север, в Заволжье, где
их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни
в XIX, ни даже, иной раз в XX
в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря
своей удаленности, остались хранителями
многих древних
рукописей. История и историки благодарны
им.
Что касается официальной
церкви, то она пошла на компромисс
со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил
независимость духовной власти от светской.
По решению этого же собора был упразднен
Монастырский приказ, а также
отменялась практика суда светского учреждения
над духовенством.
10. «Бунташный» ХVП век.
"Соляной бунт" - выступление посадских людей в
Москве и др.городах в результате повышения
правительством цен на соль. Участие в нём
приняли различные слои населения столицы:
посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикой
2 ИН 1648 горожане ворвались в Кремль,
но вручить царю челобитную не удалось
- бояре разорвали челобитную и бросили
её в народ. В тот же день недовольнее разгромили
дома боярина Морозова Б.И.,окольничего Траханиотова
П.Т., гостя Василия Шорина, думного дьяка Назария
Чистого. 4 ИН 1648 на Красной площади был
растерзан начальник Земского приказа Леонтий
Плещеев. Царю удалось спасти лишь своего
"дядьку" Морозова Б.И., срочно отправив
его в ссылку в Кирилло-Белозерскиймонастырь.