Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:12, шпаргалка
1. Предпосылки образования Древнерусского государства
2. Зависимость русских земель от Орды и ее влияние на развитие древнерусской цивилизации.
3. Исторические концепции образование государственности. Принципы правления первых киевских князей. Принципы правления московских князей. Судебник 1497 года
4. Государственная политика в XVI веке: сословно-представительная монархия.
5. Реформы 40-50 гг. XVI век: причины, содержание, значение.
18. Реформы Александра I до 1812 года.
Александр I. Первые попытки реформ
XIX
век начинается с дворцового
переворота, в результате которого
на российский престол взошел
Для подготовки проектов преобразований при императоре был создан“Негласный комитет” (1801 — 1803 гг.), в его состав вошли друзья юности Александра, представители молодого поколения родовитой знати — Павел Строганов, Виктор Кочубей, Адам Чарторыйский и Николай Новосильцев.
В 1802 г. произошли некоторые изменения в системе организации власти: взамен петровских коллегий введены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась иностранная коллегия), военных сухопутных дел, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения и др. Министерства становились центральными органами исполнительной власти.
Министры
назначались императором и
В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, который по поручению Александра I практически разработал план буржуазных преобразований в стране.
По
словам В.О. Ключевского, “Александра
I подкупил этот ум, блестящий, твердый
как лед. Это был Вольтер в
богословской оболочке”. Сын сельского
священника, М.М. Сперанский проложил свой
путь к вершине политической пирамиды
огромной работоспособностью. Приступив
к реформам, он, по словам В.О. Ключевского,
“взглянул на Отечество как на
большую грифельную доску, на которой
можно чертить какие угодно правильные
математические построения. Такой он
и начертал”. М.М. Сперанский предлагал
ввести принцип разделения властей,
создать ответственное
Будущее экономического развития России Сперанский связывал с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. Для стабилизации денежной системы в стране по его предложению был приостановлен выпуск бумажных денег и введен серебряный рубль. Он придавал большое значение регулирующей роли государства в развитии отечественной промышленности, но вопрос ликвидации крепостного права считал преждевременным.
По
свидетельству современников, идеи
этого политического деятеля
Поиском
возможного пути ликвидации социально-экономического
отставания России от Запада был озабочен
и другой горячий патриот своей
страны Н.С. Мордвинов. В 1812 г. он занимал
пост председателя департамента экономии
Государственного Совета. Выход он видел в
ускорении развития капитализма и поэтому
большое значение придавал развитию частной
собственности, конкуренции, созданию
многоотраслевой экономики, накоплению
капитала как главного фактора экономического
роста. Он также предлагал развивать интенсивно
банковскую систему, модифицировать таможенный
тариф на основе протекционизма, повысить
регулирующую роль государства в экономике.
Все либеральные проекты вызывали яростное
сопротивление консервативно настроенного
дворянства, которое увидело в них опасность
для самодержавно-крепостнической системы. Идеологом
консерватизма стал известный писатель
и историк Н.М. Карамзин. В записке “О древней
и новой России”, адресованной царю, он
отстаивал незыблемость самодержавия
и крепостничества.
В
последнее десятилетие
19. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 года.
Внутренняя
Политика Александра I Павловича (перс.)
(1801 – 1825)
– российский император из династии Романовых.
(См. схему «Романовы на русском престоле
1613 – 1917 гг.») В социально-экономическом
развитии России было много нерешенных
проблем. Главными задачами своего правления
он считал решение следующих вопросов:
отмены крепостного права, реформу органов
управления и просвещения. Он объявил
о прекращении пожалований казенных крестьян
в частные руки, было запрещено печатать
в газетах объявления о сдаче крепостных
«в аренду». В 1803 г. последовал указ о «вольных
(свободных) хлебопашцах», по которому
помещики могли отпускать крестьян на
волю с землей за выкуп. Однако эта мера
фактически не повлияла на крепостническую
систему, т.к. за первую четверть 19 в. было
освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих
крестьян. Стали разрабатываться проекты
освобождения крестьян. После окончания
Отечественной войны 1812 г. он, по просьбе
помещиков Прибалтики, отменил здесь крепостное
право. Проводя реформы государственного
управления, он заменил устаревшие коллегии
министерствами. Эта мера завершила процесс
разграничения функций органов государственного
управления. Она привела к утверждению
системы отраслевого управления, смене
коллегиальности на единоначалие, к прямой
ответственности министров перед императором,
усилению централизации и укреплению
самодержавия. В России начала расти прослойка
бюрократии, всецело зависящей от милости
царя и получаемого за службу жалованья.
В 1802 г. был реформирован сенат, ставший
высшим судебным и контролирующим органом
в системе государственного управления.
Его участие в законотворческой деятельности
выразилось в том, что он получил право
делать «представления» императору по
поводу устаревших законов. Либеральный
проект реформирования органов управления
по поручению царя был создан статс-секретарем
Непременного совета М.М. Сперанским. Однако
из-за сопротивления дворянства он практически
не был реализован. После завершения Отечественной
войны 1812 г. император во внутренней политике
предпринял очередную серию реформаторских
попыток. Еще в 1809 г. было создано Великое
княжество Финляндское, ставшее по существу
автономией с собственный сеймом, без
согласия которого царь не мог менять
законодательство и вводить новые налоги,
и сенатом (правительством). В мае 1815 г.
Александр объявил о даровании конституции
Царству Польскому, предусматривавшей
создание двухпалатного сейма, системы
местного самоуправления и свободу печати.
В 1817 - 1818 гг. ряд близких к императору людей
(в т.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его
приказу разработкой проектов поэтапной
ликвидации крепостного права в России.
В 1818 г. Александр дал задание Н.Н. Новосильцеву
подготовить проект конституции для России.
Проект "Государственной уставной грамоты
Российской империи", предусматривавший
федеративное устройство страны, был готов
к концу 1820 г. и одобрен императором, но
его введение было отложено на неопределенный
срок. Своему ближайшему окружению царь
жаловался, что не имеет помощников и не
может найти подходящих людей на губернаторские
должности. Прежние идеалы все более казались
Александру лишь бесплодными романтическими
мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной
политической практики. Отрезвляющее
воздействие оказало на Александра известие
о восстании Семеновского полка (1820 г.),
воспринятое им как угроза революционного
взрыва в России, для предотвращения которого
необходимо было принять жесткие меры.
Тем не менее, мечты о реформах не покидали
императора вплоть до 1822 - 1823 гг. Одним
из парадоксов внутренней политики Александра
I послевоенного времени стало то обстоятельство,
что попытки обновления российского государства
сопровождались установлением полицейского
режима, позднее получившего название
"аракчеевщины". Ее символом стали
военные поселения, в которых сам Александр,
впрочем, видел один из способов освобождения
крестьян от личной зависимости, но которые
вызывали ненависть в самых широких кругах
общества. В 1817 г. вместо Министерства
просвещения было создано Министерство
духовных дел и народного просвещения
во главе с обер-прокурором Святейшего
синода и главой Библейского общества
А.Н. Голицыным. Под его руководством фактически
был осуществлен разгром российских университетов,
воцарилась жестокая цензура. В 1822 г. Александр
I запретил деятельность в России масонских
лож и иных тайных обществ и утвердил предложение
Сената, разрешавшее помещикам за "дурные
поступки" ссылать своих крестьян в
Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен
о деятельности первых декабристских
организаций, но не предпринял никаких
мер против их членов, считая, что они разделяют
заблуждения его молодости. Итак, Александру
I не удалось провести коренные преобразования
путем «реформ сверху». Насущные общественно-политические
проблемы остались нерешенными. Неожиданная
смерть императора в ноябре 1825 г. породила
ситуацию междуцарствия, социальные потрясения
и поиски будущими самодержцами иных путей
преобразований в стране.
20. Причины движения декабристов.
Начало XIX века было временем
больших надежд в жизни российского
общества. Однако реформы не были осуществлены.
Государственная власть оказалась
фактически в руках А.А. Аракчеева.
М.М. Сперанский был отправлен в
ссылку. Такой отказ от реформ был
связан с достаточно мощным сопротивлением
большинства дворянского
В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Его основу составили агрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства. Главным фактором возникновения движения стали социально-экономические условия развития страны. Существование крепостного права, усиление абсолютизма и реакции, отсутствие гражданских свобод, развитие европейской политической мысли и дворянской революционности были объективными предпосылками.
Поспособствовал осознанию необходимости преобразований и ряд исторических событий:
- Французская революция.
Кроме общего импульса в
- Война 1812 г. Пробуждение
национального самосознания и
общественной активности (декабристы
называли себя «детьми 1812 г.»).
С одной стороны, гордость за
свой народ, проявивший такой
героизм, с другой стороны,
особенно болезненное
- Отказ правящих кругов
от реформ подрывал
+
Стремление сохранить проекты реформ в
тайне изолировало Александра I от общества.Либеральные
дворяне, ставившие перед собой цели, во
многом схожие с теми, которых хотел добиться царь,
стали создавать тайные организации для борьбы
21. Выработка программ и тактики декабристов.
Составленные декабристами программные документы выявляют глубокие идейные противоречия в их среде. Общее заключалось только в сохранении принципа помещичьего землевладения. Таким образом, не очень понятно, какая именно программа стала бы осуществляться в случае успеха движения.
Конституция Н. М. Муравьёва
Проект конституции Северного общества предусматривал образование Российской федерации в составе 14 государств и 2 областей. Другая идея: преобразование страны в конституционную монархию, при которой практически любые назначения подлежали утверждению со стороны парламента. Предполагалась также отмена крепостного права на условиях наделения крестьян землёй из расчёта 2 десятин на двор (в то же время для прокорма крестьянской семьи требовалось 4 десятины[5]), то есть закреплялось крупное помещичье землевладение.
«Русская правда» П. И. Пестеля
Документ П. И. Пестеля самым коренным образом отличается от программных установок Северного общества. Во-первых, Пестель видел Россию единой и неделимой с сильной централизованной властью. Во-вторых, страна должна была стать республикой, при этом достаточно остроумно решался вопрос преемственности власти. В-третьих, полковник считал, что предназначавшуюся для крестьян землю не следует разделять по дворам, а необходимо оставить в общинной собственности.
«Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого
Однако восстание на Сенатской площади проходило под третьим программным документом, который был составлен прямо накануне. Цель восстания состояла в том, чтобы Сенат утвердил этот документ, названный «Манифестом к русскому народу».
Уничтоженную после восстания
вводную часть манифеста
Согласно манифесту, Сенат должен был объявить ряд свобод (в том числе отменить крепостное право, при этом вопрос о наделении крестьян землёй не ставился), отменить подушную подать, отправить в отставку «всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет», после чего передать высшую власть временной диктатуре («правлению») в составе 2-3 человек.
Диктаторы должны были разработать
порядок выборов в
План восстания
Декабристы решили помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю. Восставшие войска должны были занятьЗимний дворец и Петропавловскую крепость, царскую семью планировалось арестовать и при определенных обстоятельствах убить. Для руководства восстанием был избран диктатор — князь Сергей Трубецкой.
После этого планировалось потребовать от Сената опубликовать всенародный манифест, в котором провозглашалось бы «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства. Его членами предполагалось сделать графа Сперанского и адмирала Мордвинова (позднее они стали членами суда над декабристами).
Депутаты должны были утвердить новый основной закон — конституцию. Если бы Сенат не согласился обнародовать народный манифест, было решено принудить его к этому силой. Манифест содержал в себе несколько пунктов: учреждение временного революционного правительства, отмену крепостного права, равенство всех перед законом, демократические свободы (прессы, исповеди, труда), введение суда присяжных, введение обязательной военной службы для всех сословий, выборность чиновников, отмена подушной подати[8].
После этого должен был быть созван Всенародный собор (Учредительное собрание), которое должно было решить вопрос о форме правления — конституционная монархия или республика. Во втором случае царская семья должна была бы быть выслана за рубеж.[9]. В частности, Рылеев предлагал выслать Николая в Форт-Росс.[10] Однако затем план «радикалов» (Пестель и Рылеев) предполагал убийство Николая Павловича и, возможно, цесаревича Александра.[ис