Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:12, шпаргалка
1. Предпосылки образования Древнерусского государства
2. Зависимость русских земель от Орды и ее влияние на развитие древнерусской цивилизации.
3. Исторические концепции образование государственности. Принципы правления первых киевских князей. Принципы правления московских князей. Судебник 1497 года
4. Государственная политика в XVI веке: сословно-представительная монархия.
5. Реформы 40-50 гг. XVI век: причины, содержание, значение.
По закону 9 НЯ 1906 ("Именной
указ Сенату "О дополнении некоторых
постановлений действующего закона, касающихся
крестьянского землевладения и землепользования,
от 9 ноября 1906 г."), подписанному Столыпиным
П.А., проводилась реформа крестьянского
надельного землевладения с выходом из общины,
созданием хуторов и отрубов. Ст.3 указывала:
"В обществах, в коих в течение 24-х лет,
предшествовавших заявлению отдельных
домохозяев о желании перейти от общинного
владения к личному, были переделы, за
каждым сделавшим такое заявление домохозяином
укрепляются в личную собственность, сверх
усадебного участка, все те участки общинной
земли, которые предоставлены ему обществом
в постоянное, впредь до следующего общего
передела, пользование. Но если в постоянном
пользовании желающего перейти к личному
владению домохозяина состоит земли больше,
нежели причиталось бы на его долю, на
основании последней развёрстки, по числу
развёрсточных единиц в его семье ко времени
упомянутого заявления, то за ним укрепляется
в личную собственность то количество
общинной земли, которое причитается ему
по указанному расчёту. ...Излишек укрепляется
в личную собственность только под условием
уплаты обществу его стоимости, определяемой
по первоначальной средней выкупной цене
за десятину предоставленных в надел данному
обществу угодий, облагавшихся выкупными
платежами. В противном случае весь означенный
излишек поступает в распоряжение общества..."
(ПСЗ, III т. XXVI, 1906, отд. 1, № 28528). Вводилось
принудительное землеустройство, расширялась деятельность
Крестьянского банка, осуществлялась переселенческая
политика для создания крупного крестьянского хозяйства с
Ставилась цель развития капитализма в
сельском хозяйстве, не затрагивая при
этом помещичьего землевладения. В целом,
реформа была положительно встречена прогрессивной
Недовольство Столыпиным
П.А. высказывали и крайне правые,
считавшие, что премьер слишком благоволит
к "чумазым ленд-лордом", т.е. зажиточным
крестьянам, в ущерб дворянству. Острую
критику правых вызывала и предложенная
Столыпиным П.А. реформа самоуправления,
предусматривавшая усиление роли крестьянства
в земстве. В целом реформа способствовала буржуазной
37. Россия в первой мировой войне (политический аспект).
Начало Первой мировой войны
Начало двадцатого века характеризуется
обострением отношений между
странами Европы, а также усилением
борьбы между ними за сферы влияния.
К тому времени сложилось два
противостоящих за власть в Европе
блока держав: Тройственный союз, в
который вошли Италия, Австро-Венгрия
и Германия, а также Русско-французский
союз. В 1914 году было заключено соглашение
Англии с Францией, а также начинается
русско-английское сближение. Складывается
Антанта. Основные причины, которые
привели к началу войны заключались
в соперничестве Англии и Германии
за лидерство, борьбе между Францией
и Германией за территорию Эльзас-Лотарингии
и соперничество Австро-
Вступление России в войну
В России царем на следующий же
день была объявлена всеобщая мобилизация.
Правительство Германии потребовало
от Николая II прекратить ее. А 19.07.1914 Германия
объявляет России войну, так как
ее требования не были выполнены. Государственная
дума большинством поддержала участие
России в войне. Мобилизация прошла
без каких-либо проблем. Многие офицеры
даже шли на фронт простыми рядовыми
солдатами, так как попросту не хватало
офицерских должностей. Для помощи
больным и раненым в войне
был создан Всероссийский земской
союз. С самого начала войны было
образовано два фронта: Западный, в
который входили Франция и
Англия, противостоящие Германии, и
Восточный, представленный Россией, противостоящей
Австро-Венгрии и Германии. Действия
Германии были направлены против Франции
с целью ее разгрома, а затем
планировалось нанесение
Военные действия
В августе немецкие войска через
территорию Бельгии начали наступление
на Париж. Франция потребовала от
России немедленного наступления на
Восточном фронте. 17.08 первая русская
армия под командованием
Брусиловский прорыв
В июле начало генеральное наступление российской армии под командованием Брусилова, которое продолжалось все лето. В ходе «брусиловского прорыва» Австро-Венгрию оказалась на грани поражения. Российские войска смогли занять Галицию и Буковину, но из-за отсутствия поддержки других фронтов, Брусилов был вынужден перейти в обороне.
Заключительный этап участия России в Первой мировой войне
Для России продолжение военных
действий становилось катастрофой.
Экономика страны испытывала постоянные
потрясения, во многом изменилось отношение
солдат к войне, наблюдалось серьезное
ухудшение дисциплины. Россия потеряла
убитыми примерно 2 млн. Российское
управление оказалась недостаточно
подготовленным к войне. В стране
нарастало революционное
Брестский мир
Страна требовала выхода из войны.
26.10.1917 большевиками был провозглашен
Декрет о мире. Первые переговоры о
мире с Германией оказались сорваны
Троцким. После больших потерь на
фронте мир все-таки был заключен.
3.03.1918 в Брест-Литовске был заключен
мир. Условия этого мира для страны
Советов оказались тяжелыми. Была
потеряна Польша, Прибалтика, части
Белоруссии и Украины, а также
некоторые другие территории. В общей
сложности Россия теряла 800 тысяч
кв. км. Территории, 56 млн. населения, что
составляло практически треть, 27% обрабатываемой
земли, 33%текстильной и 75% металлургической
промышленности, 89% добычи каменного
угля. Также Россия выплачивала 3 млрд.
рублей контрибуции. Угроза дальнейшего
продвижения германских войск побудила
советское правительство в
38. Нарастание экономического и политического кризисов в годы I мировой войны.
Вступая в войну, Россия оказалась
неподготовленной к столь упорной
и длительной борьбе, требовавшей, помимо
всего прочего, огромного количества
вооружений, колоссальных материальных
затрат и ресурсов. В своих мемуарах
А.А. Брусилов писал по этому поводу:
«...в техническом отношении мы
были подготовлены неудовлетворительно,
и что если бы военное министерство
не занималось преимущественно войной
с Государственной думой, а шло
бы с ней рука об руку, то результат
подготовки получился бы иной. Объяснение,
что мы предполагали быть готовыми
лишь к 1917 году (к 1917 году в России планировалось
завершить реализацию «Большой военной
программы», принятой в 1913 году) и что
война застала нас врасплох, только
усугубляет вину, ибо нам было известно,
что немцы подготавливаются к 1915
году...». Рассчитывая, что война продлится
несколько месяцев, царское правительство
даже приблизительно не предвидело ее
масштабов, тех требований, которые
она предъявит армии, ее вооружению
и снабжению, экономике страны. Планируя
вести войну за счет ресурсов, накопленных
в предшествовавшие годы, русский
генералитет и
Лишь в 1915 году, когда уже
не осталось никаких надежд на скорое
завершение войны, в России началась
перестройка народного
В середине 1915 года по решению IX съезда представителей торговли и промышленности во многих регионах России были образованы военно-промышленные комитеты (ВПК), а в столице учрежден Центральный военно-промышленный комитет, в задачу которого входила координация деятельности ВПК на местах и связь с центральными правительственными учреждениями. Председателем этого комитета стал видный октябрист А.И. Гучков, а его заместителем — текстильный магнат А.И. Коновалов. Создавая эти органы, буржуазия намеревалась непосредственно взять в свои руки дело мобилизации экономики и распределения военных заказов, консолидировать свои силы и активнее участвовать в разработке и реализации принимаемых правительством решений.
Опасаясь усиления политического
влияния буржуазных кругов вследствие
их массированного вторжения в вопросы
обороны и стремясь сохранить
за собой рычаги управления экономикой,
в июле 1915 года правительство образовало
«Особое совещание для
Несколько позже этот орган был преобразован в четыре Особых совещания: по обороне, обеспечению топливом, продовольственному снабжению, перевозкам. Несмотря на вынужденное привлечение в состав совещаний представителей буржуазии, последние имели в них весьма ограниченные права.
Таким образом, решение важнейших
вопросов, связанных с мобилизацией
экономики и снабжением армии, оставалось
прерогативой правительства и