Шпаргалка по "Источниковедению России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 08:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Источниковедению России"

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

 

Так как статистико-экономические  материалы общего характера обычно не распространялись на Сибирь, то для  изучения сибирской экономики приходится обращаться к специальным источникам. Очень полезным в этом отношении пособием является работа чиновника Министерства финансов Гагемейстера («Статистическое обозрение Сибири»), имевшего в своем распоряжении недоступные другим материалы. Она дает самое полное, основанное на разносторонних официальных источниках, экономическое описание Сибири. Автор характеризует национальный состав населения, его сельское хозяйство, неземледельческие промыслы, состояние торговли и промышленности, управление. Работа основывалась на том материале, какой был в руках автора. Никакого специального обследования территории и населения он не производил.

 

 

28. Общие принципы организации статистики  во второй половине XIX в.

 

Подготовка крестьянской и городской реформ повела к необходимости изучить соответствующий круг вопросов, а изучение вызвало возникновение новых статистико-экономических изданий. В дальнейшем, по мере роста изменений социально - экономического порядка и  усложнения возникавших перед административными органами вопросов, правительство поняло невозможность управлять и вести государственное хозяйство без учета происходящих в нем процессов.

Так, проблема хлебного экспорта, особенно важная с точки зрения государственного бюджета, и вопрос о развитии внутреннего рынка были побудительными причинами для перестройки сельскохозяйственной статистики. Под влиянием роста торгового оборота и железнодорожных перевозок вырастала транспортная статистика. Рост капиталистической промышленности вызвал к жизни статистику рабочего движения и перестроил промышленную статистику. По мере роста и углубления капиталистических отношений совершенствовались органы статистического   учета и изменялась его система.

 

Продолжал, как и прежде, существовать Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел. Предполагалось, что созданный при нем специальный совет окажется органом, объединяющим и направляющим работу всех ведомств, но на практике это не осуществилось, и Комитет остался органом только своего министерства. Центральный статистический комитет во второй половине века гораздо шире раздвинул рамки своей деятельности, касаясь вопросов и демографической статистики, и сельскохозяйственной, и моральной и т. п.

 

Местными органами статистики по Министерству внутренних дел оставались подчиненные губернаторам губернские статистические комитеты. К концу ХIХ в. статистические комитеты существовали во всех 49 губерниях Европейской России, а также в губерниях: Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской и в областях: Якутской, Забайкальской, донской, Семипалатинской и Акмолинской. В землях казачьих войск – Уральского, Сибирского и Астраханского – обязанности комитетов были возложены на  войсковую канцелярию. Закон требовал, чтобы губернаторы имели точные и возможно более подробные и разнообразные сведения о губернии. Губернаторы должны были иметь данные о населении, качестве почвы, количестве лугов, лесов и прочих угодий, о фабриках, заводах, занятиях жителей, о реках, медицинских учреждениях, податях, монастырях; губернаторский отчет должен был сопровождаться рядом статистических таблиц и ведомостей. Наиболее важные сведения (о движении населения, посеве и урожае, фабриках и заводах, сборе налогов, преступлениях, учебных заведениях и учащихся и некоторые другие) сообщались ежегодно, другие (о вероисповедном составе населения, землевладении, распределении земель на удобные и неудобные и т. д.) – не каждый год. Составление этих сведений и было текущей работой губернских комитетов. Для получения необходимых данных рассылались соответствующие бланки по учреждениям.

 

Часть своих материалов губернские статистические комитеты получали от казенных палат, от начальства учебных  заведений и других учреждений. Но основными поставщиками статистических данных были полиция и духовенство. Духовенство сообщало сведения о движении народонаселения. Почти по всем вопросам административной и экономической статистики собирала материал полиция. Данные о ценах на продовольствие, видах на урожай, сведения о церквах, монастырях, учебных заведениях, фабриках и заводах получались от полиции. Для получения сведений о фабриках полиция раздавала бланки предпринимателям.

Независимо от Центрального статистического комитета велась статистическая работа рядом других ведомств:

- Министерство финансов

- Министерство государственных имуществ

- Министерство путей  сообщения

- Военное и морское  ведомства (не публиковали собранный  статистический материал)

- Департамент полиции,  ведший учет аграрного и рабочего  движения с самого начала своего  существования, но особенно полно начавший их регистрировать с 1887 г. Данные засекречены.

- Министерство народного  просвещения, Синод, Министерство  юстиции и другие ведомства специальных изданий не выпускали, печатая свои данные в периодических изданиях («Журнал Министерства народного просвещения», «Правительственный вестник»).

 

Наряду с этими учреждениями существовали статистические организации, охватывавшие каждая несколько губерний. Такими были: Варшавский статистический комитет, Закавказский (ранее Кавказский) статистический комитет, Статистическое бюро в Финляндии.

И во второй половине века единого направления и однородных приемов собирания материала не было. Сведения однородные попадали в разные ведомства, где обработка полученного материала часто происходила в оперативных частях ведомства (министерские департаменты) и удовлетворяла не столько исследовательские запросы, сколько административные нужды.

Земская статистика. По возникновении земства, в силу невозможности для земских органов получить сколько-нибудь удовлетворительный статистический материал от правительственной статистики, земства были вынуждены сами собирать нужные данные. Начало этому положило Вятское губернское земство (до того приглашали отдельных статистиков некоторые земства, например, Тверское, но единоличных усилий было недостаточно). Постепенно стали возникать статистические учреждения и в других губерниях (в период с 1873 по 1886 г.).

Кроме такого рода капитальных  работ, основанных на подворных переписях, земства создали свою корреспондентскую  сеть, при помощи которой получали текущие сведения о погоде, ходе сельскохозяйственных работ, ценах на рабочие руки, сельскохозяйственные продукты и т. д.

Статистические работы стали вести и городские самоуправления, исследуя вопросы, касавшиеся их практической деятельности, а именно – вопросы о движении населения, продовольственном рынке города и ценах, несчастных случаях и т. д. Раньше всего статистическая работа была начата в Петербурге и Москве, где производились городские переписи населения и велся текущий учет. Итоги публиковались в специальных ежегодниках или в периодических изданиях соответствующей городской думы. Вслед за столицами статистическую работу и издание ее результатов организовали и некоторые другие города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Демографическая статистика второй половины XIX в.

 

Прекращение ревизий  оставило в распоряжения правительства  в качестве основных два источника  сведений – полицейский учет и метрические книги. На основании этих двух источников вел статистику населения Центральный статистический комитет, публиковавший данные в своих изданиях. Этим же административным путем добытые сведения были положены в основу разработки демографических данных по Закавказью, не освещавшемуся обычно в общих данных. Учетной единицей являлось отдельное селение. Для всякого селения были составлены посемейные списки, и на основании их обработки были получены материалы, характеризующие национальный, вероисповедный и социальный состав населения.

Первая всероссийская  перепись населения была проведена  лишь в 1897г.: Материал, собранный переписью, значителен, весьма ценен и важен, но обработка его часто оставляет желать лучшего. Остановимся на одном примере. Перепись наряду с прочими вопросами ставит вопрос о занятиях жителей. В этих целях даются различные таблицы – поуездные итоги для разных профессиональных категорий, занятия в связи с национальностью и т. п. В основе всех этих таблиц лежит классификация занятий, содержащая 65 различных групп. Но социальное содержание каждой категории остается неясным. Профессиональный признак формулирован так: «Обработка волокнистых веществ», «Обработка дерева» и т. д. Но в условиях капиталистической промышленности «обработку дерева» и пр. в качестве своего занятия указывали и предприниматели, и рабочие, и служащие. Наряду с этим, специально для нетрудовых элементов, классификация давала лишь одну графу – «Доходы с капиталов и недвижимых имуществ». Эта графа в свою очередь была испорчена тем, что сюда же включались лица, живущие на средства родителей и родственников.

Что касается национального состава населения, то перепись 1897 г. дает богатый материал по этому вопросу. Она содержит ряд таблиц, в основу которых положен как классификационный признак родной язык. Благодаря им возможно изучать национальный состав в связи с возрастом, грамотностью, профессией, сословной принадлежностью.

 

30. Сельскохозяйственная статистика  второй половины XIX в

 

Данные в этой области  собирали и Министерство внутренних дел и Министерство государственных  имуществ.

Одной из наиболее крупных  работ Центрального статистического комитета в области статистики землевладения является обработка результатов специального обследования про веденного в 1877–1878 гг., обнародованная в двух изданиях(«Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» и «Волости и важнейшие селения Европейской России»).

Обследованию были подвергнуты  все крестьянские поселения и  частновладельческие земли. Относительно крестьянских земель и поселений  сведения давались волостными правлениями, о частных – владельцами. «Статистика  поземельной собственности» содержит поуездную сводку материалов о разных видах землевладения, данные о частных землях (в зависимости от размера), о надельных землях крестьян (все данные о землях приводятся с выделением пахотной земли) и характеристику населенных местностей (все сведения только о ревизских и наличных душах мужского пола).

Что касается второй публикации – «Волости и важнейшие селения», – она характеризует поволостной  состав населения (давая, кроме ревизского, и фактическое население обоих  полов), крестьянское и частное землевладение (выделяя во всей массе земель пахотные угодья). О селах сообщается число дворов, школ, промышленных заведений и мастерских (бондарные, рыбные заводы, мельницы и т. п.).

Позднейшие данные о  поземельной собственности были собраны Центральным статистическим комитетом во время переписи 1887 г. Перепись дает сведения о поземельной собственности в уезде – о числе владений, количестве земель, распределении их на пахотную, лесную и т. д., о принадлежности земель отдельным владельцам (по сословиям). Недостатком же является прежде всего то, что перепись оперирует средними цифрами.

Возбуждение кавказским начальством в 80-х годах вопроса  о распространении деятельности дворянского и крестьянского  банков на губернии Закавказского края заставило заняться собиранием сведений о землевладении на Кавказе. «Свод материалов» дает характеристику состава крестьянского надела по видам входящей в него земли пахотной, садовой и т. п.; показаны размеры надела и ход выкупной операции с 1865 по 1890 г. (число выкупных договоров, количество выкупленной земли, размер разрешенной правительством выкупной ссуды и ежегодного платежа погашения), приведет, сведения о податях и повинностях крестьян.

Относительно дворянских земель выяснены их размеры. Даются сведения о хизанах, о количестве земли у них и размере повинностей в год в пользу землевладельцев. Наконец, приведены сведения о землепользовании и повинностях крестьян, живущих на владельческих землях.

Тем же административным потребностям обязано своим изучением землевладение Сибири. Обстоятельное поволостное изучение охватило Тюменский, Тобольский, Тарский, Туринский, Тюкалинский, Курганский округа.

Изучение затрагивало  движение и состав населения, подробно сообщались данные о быте населения, особенно нерусского. Давалось описание костюма, хозяйственного уклада и т. д. Основное внимание было обращено на изучение хозяйства. Лесное владение и хозяйство составляют другую группу вопросов. Затем рассматриваются приемы полевого хозяйства – способы обработки, виды посевов и т. п., рассматривается скотоводство, торговля, обложение крестьян и т. д.

Значительно лучше было организовано изучение Восточной Сибири. Изучение это вылилось (по инициативе губернатора Игнатьева) в организацию  экспедиционного обследования названных губерний по методу, уже практиковавшемуся земством. Были разработаны бланки подворной и пообщинной переписи, на их основе произведено обследование, результаты, которого составили несколько томов специального издания.

 

Инициатива изучения сельскохозяйственной производительности страны исходила от Русского географического общества, совместно с Вольным экономическим обществом организовавшего в 1867–1869 гг. экспедиционные обследования восьми крупных районов (Центральный, или Окский, Верхневолжский и т. д.). По окончании работ в 1870–1876 гг. вышла серия монографий под общим заглавием: «Труды экспедиции, снаряженной Вольным экономическим и Русским географическим обществами для исследования хлебной торговли и производительности в России».

«Труды экспедиции» – собрание очень важных исследований сельскохозяйственной экономики и хлебной торговли отдельных местностей и районов. Изучению подверглись территории, не одинаковые по размеру. Полной картины для всей страны «Труды» не дают. Однако здесь находятся указания об организации и технике сельского хозяйства, видах сельскохозяйственных растений, урожаях и сборах, о винокуренных заводах, ценах потребительских и продажных, способах перевозки зерна, стоимости фрахта и т. п.

 

Серьезное изучение урожайности  началось лишь с 70 х годов.

Центральный статистический комитет собирал сведения об урожае на десятину посева каждого хлеба  по такому количеству хозяйств, чтобы  принять эти данные за массовые. Помножением  средней цифры урожая с десятины на количество десятин посева получалась искомая примерная цифра урожая.

Информация о работе Шпаргалка по "Источниковедению России"