Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:01, дипломная работа
Россия, попав в сложную ситуацию, вынуждена была существовать в новой не только внутриполитической, но и внешнеполитической ситуации. Адаптация шла трудно и, по всей видимости, продолжается до сих пор. Однако, основные акценты внешней политики были найдены и оформились в нескольких редакциях внешнеполитической доктрины Российской Федерации. Одним из таких важнейших направлений является Европейский Союз и европейские страны, которые активно участвуют в процессе интеграции, обладая, по-прежнему, значительными суверенными правами. Это позволяет говорить как о внешней политики Российской Федерации по отношению к ЕС, так и по отношению к отдельным странам европейского континента.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 14
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 55
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 130
Одной из сложнейших и важнейших форм сотрудничества, в которой переплетаются не только культурные, но и политические и экономические мотивы – это положение русских немцев и миграция немцев на историческую родину201, значительно усилившаяся в 1990-х гг., что в целом негативно оценивалось обеими сторонами. За 1990-е гг. число выехавших составило примерно 200 тыс. Не менее остро вставал вопрос о проблеме государственности российских немцев в рамках Российской Федерации, что было обещано высшими руководителями государства.202 Ряд попыток решить проблему государственности этнических немцев в России в соответствии с указом Президента РФ от февраля 1992 года и с учетом обещания правительства ФРГ выделить на эти цели 100 млн. нем. марок закончились неудачей. Более успешной оказалась проводимая линия на осуществление конкретных программ по освоению и обустройству компактных мест проживания немцев в Омской, Кемеровской, Саратовской областях и в Алтайском крае. Сюда, в частности, перебрасываются на жительство немцы из центрально-азиатских республик СНГ, не желающие выезжать в Германию.
Существенным
шагом на пути обеспечения прав этнических
немцев в России явилось учреждение
в январе 1998 г. федеральной национально-
Хорошо видны все противоречивые последствия этого процесса в частности на Алтае, где жило и живет большое количество людей, которые имели свои исторические корни в Германии. Только в начале 1990-х гг. с края в Германию уехало более десяти тысяч человек, что не могло не сказаться на самых разных сторонах жизни и культуры. 203
Главные причины эмиграции немцев из России таковы: бывшая в прошлом дискриминация и отсутствие национальной перспективы в России с одной стороны, и серьезный спад уровня жизни в России при имеющейся информации об уровне жизни в Германии. Дополнительными факторами стало и то, что в Германии немцы оказывались в лучших бытовых условиях, пользовались временными льготами, а также и тот факт, что в странах СНГ началась дискриминация «русскоязычного» населения, в том числе и немцев.204
С другой стороны,
как показывают исследования и опросы
мюнхенского Института
Все вышеперечисленные примеры говорят о достаточно активном культурно-гуманитарном сотрудничестве. Охарактеризовать их полностью не представляется возможным, так как значительная часть этого партнерства идет по неформальным каналам. Тем не менее, можно говорить о крайне высокой плотности общения, перспективы которого еще будут возрастать.207
Несмотря на обычно отмечаемую совместимость интересов двух стран, вряд ли следует считать безоблачное развитие российско-германских отношений чем-то само собой разумеющимся и гарантированным. Очевидно, при этом не избежать разочарований. Представления политических элит относительно будущей роли соответственно другого государства в Европе и в мировой политике и связанные с ними ожидания обеих сторон зачастую далеки от реальности. Помимо того обстоятельства, что в будущем два государства вряд ли смогут реализовать вариант «особого партнерства», особенно по типу Рапалло, не является реалистичным, да и Москвой не проводится до конца последовательно и вариант быстрой интеграции России в механизмы многостороннего сотрудничества развитых стран. Все более ясное осознание границ формирования в среднесрочной перспективе партнерских отношений между двумя странами, которые одновременно были бы составной частью более широкого европейского и глобального многостороннего сотрудничества, возможно, - особенно ввиду происходящей в обеих странах смены поколений активных политиков - приведет к отрезвлению и даже охлаждению доверительного характера отношений между руководством двух стран.
В целом позитивное восприятие друг друга населением обеих стран, сложившиеся и развивающиеся связи между общественностью, контакты между людьми или переплетение экономических интересов лишь в незначительной степени могут скорректировать данную тенденцию.
Однако опасность «отчуждения» между Россией и Германией не является фатально неизбежной. Наряду с вопросом о поддержании плотной сети постоянного диалога на межправительственном и межпарламентском уровнях особое внимание с точки зрения предотвращения потенциального «равнодушия» при развитии российско-германских отношений стоило бы обратиться и к другим аспектам этих отношений.
С учетом современной
динамики смены поколений политиков
в обеих странах следовало
бы параллельно с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая из стран имеет два лица: Россия - одно, обращенное в Европу, другое - в Азию; Германия - одно, обращенное к славянскому миру, другое - к Западу. Под воздействием геополитических и культурных факторов обе играли и играют роль моста между различными мирами. Поэтому их тесные партнерские отношения в сфере безопасности, трактуемой в самом широком смысле, являются, пожалуй, определяющими для создания на континенте атмосферы доверия и взаимопонимания, которая в свою очередь является лучшей гарантией от стремления возводить новые «стены» - будь то берлинские или какие-либо иные.
Однако трудности в налаживании предложенных Германией и столь нужных нам партнерских отношений возникают буквально на каждом шагу, идет ли речь об экономическом сотрудничестве - инвестициях, кредитах, гарантиях, исполнении обязательств, преодолении затруднений, связанных с таможенными и визовыми препонами. Мы наталкиваемся на препятствия и в близкой нам сфере - общественного сознания и взаимопонимания, например, в непростом вопросе, требующем самого широкого обсуждения, о реституции культурных ценностей и ряде иных.
В отношениях между Россией, как силовым пространством между Европой и Азией, с одной стороны, и Германией, как важной составной частью Запада, - с другой, нет определенной динамики ни в том, что касается партнерства, ни в отношении новой конфронтации. Двусторонние отношения следовало бы в большей мере строить на реальных ожиданиях и точных оценках обоюдных интересов. При этом важным элементом была бы интенсификация культурных связей, которые - не в последнюю очередь по материальным причинам - никак не соответствуют тесным отношениям между двумя дружественными нациями.208
Однако было бы целесообразно прежде всего поддерживать интерес к другой стране у молодежи. В этом большую роль организационно мог бы сыграть децентрализованный германо-российский молодежный план (аналогичные институты существуют в рамках сотрудничества с Францией и Польшей). Ведь подрастающее поколение, особенно в Германии, не уделяет столь большого внимания отношениям с Россией как отцы, которые чувствуют глубокую эмоциональную связь с Россией, пережив и Вторую мировую войну с ее последствиями, и объединение страны.
Для российской стороны было бы важно продолжать преобразования, и тем самым создавать более благоприятные условия для германской помощи. При этом российские элиты не должны переоценивать возможности Германии, поскольку ей еще долго придется сосредотачиваться на последствиях объединения страны. Кроме того, в России следовало бы подумать и том, что для Германии отношения с государствами Восточной Европы имеют самостоятельную ценность и не являются функцией от ее связей с Россией. Шансы партнерства России и Германии, равно как и «добрых услуг» Бонна в деле международной интеграции Москвы, будут расти в той мере, в какой Россия признает за своими соседями право свободного выбора и как здесь будет повышаться влияние тех концепций и групп, которые в международных отношениях предпочитают экономику военным проектам. Признаки растущего понимания и действенности таких подходов в правительстве и в оппозиции налицо. Если бы подобные установки определяли российскую политику в долгосрочной перспективе, то и в отношениях с Германией можно было бы рассчитывать на то, что уровень экономического сотрудничества еще сильнее влиял бы на качество политических связей.
Однако и Германии следовало бы уяснить, что в России еще долго не будет согласия по основным ценностям и по вопросу о национальной идентичности. Россия вступила в ту фазу переходного процесса, когда рядом существуют различные и даже противоположные начала: старые и новые политико-культурные тенденции, элементы свободы и авторитаризма, ростки рыночной экономики и элементы государственного хозяйственного управления, тяга к центральной власти и борьба за региональную автономию, традиционная великодержавность и поворот к политическому прагматизму под знаком партнерства и сотрудничества. Ввиду того, что процесс развития в России идет открыто, не стоит абсолютизировать негативные моменты. Напротив, надо учитывать способность российского общества к дальнейшей внутренней эволюции и к партнерству с международным сообществом государств.
Если рассматривать будущее германо-российских отношений с точки зрения многосторонних связей, то можно выявить некоторые проблемы и возможности. Проблемы возникают из-за того, что в Москве далеко не в достаточной мере понимается сложность европейской интеграции как процесса многостороннего, основанного на добровольном отказе от суверенитета. Будущее покажет, сможет ли Германия успешно решить эту задачу на основе своей концепции параллельной реализации интеграции (для Центральной и Восточной Европы) и партнерства (с Россией) и тем самым предотвратить возникновение новых фронтов и окопов между Россией и Европой.
Возможности, не в последнюю очередь, заключаются в том, чтобы при наличии исторической преемственности не детерминировать с ее помощью «национальную идентичность». Ведь национальная идентичность динамична, как и сам человек. Это относится к России в той же степени, что и к Германии, которая за несколько десятилетий драматично изменила свое самовосприятие и политическую культуру. Ныне факт укрепления России в европейских традициях не подвергается сомнению, о чем свидетельствуют и общественные дискуссии, и сознание граждан. Уже поэтому было бы хорошо, если бы и в будущем в России сохранялись неослабевающий интерес к Европе и европейская направленность в политике, экономике и культуре. Это стало бы предпосылкой тесного германо-российского партнерства и подвигло бы Германию, вместе с ее союзниками, на то, чтобы продолжать усилия по вовлечению России в «большую Европу», несмотря на провалы и кризисы. Из-за ограниченности возможностей влиять на Россию извне было бы большим успехом, если бы удалось сохранить открытость России для европейских ценностей, принципов и норм.
Проблемы становления и развития взаимосвязей между немцами и русскими, человеческих взаимоотношений и отношений между их государствами на разных стадиях исторического развития имеют самые различные аспекты; географический, психологический, политический, экономический, военный, дипломатический, культурный и др. Они протяженны во времени и охватывают почти тысячелетие. И в то же время эти проблемы, как никогда, актуальны и тревожат умы и сердца многих миллионов людей в наши дни. Тесные взаимосвязи и взаимозависимость русских и немцев на протяжении веков демонстрируют не только сложность и порой трагическую противоречивость отношений между ними, но одновременно и взаимную заинтересованность, и жизненную необходимость для совместного плодотворного существования на Европейском континенте.
Политическое сотрудничество между двумя странами отличается достаточно сложными переплетениями самых разных вопросов. Россия с одной стороны оценивала Германию как одного из самых важных партнеров в Европе, выстраивала с ней отношения в рамках довольно тесного партнерства, по крайне мере стремилась к этому. Двухсторонние отношения рассматривались как возможность вести политику в Европе за пределами ЕС и НАТО, а также как возможность играть на противоречиях между США и Германией. Германия в свою очередь оценивала Россию как один из доводов в борьбе за лидерство в Европе и приоритетное положение в осуществлении политики ЕС в Восточной Европе и в странах бывшего СССР. С другой стороны, как отмечают многие исследователи, Германия стремиться к усилению своего влияния в странах Балтии и на Украине, что неминуемо должно прийти в столкновение с политикой Москвы. Германия и Россия традиционно оцениваются как геополитические противники, в связи с тем, что они соприкасаются на стыке российского евразийского пространства и собственно Европы. Следует также иметь ввиду, что Германия входит в блок НАТО, который ведет довольно агрессивную политику в отношении России. В то же время, однополярные реалии мира позволяют говорить о возможности некоего союза между двумя странами, или даже о создании «оси Париж-Берлин-Москва», как механизма противостояния имперским устремлениям США и кризису в международной системе права. Т.е. речь идет о создании «точки политической силы», которая могла бы удержать мир в равновесии. Какой из вариантов будет иметь место и как могут развиваться события, зависит от внутреннего развития стран и конкретной международной ситуации.
Самой историей и географией Россия и Германия «обречены» на экономическое сотрудничество: России нужны немецкие инвестиции и технологии, она поставлена перед необходимостью использовать опыт ФРГ в создании социального рыночного хозяйства. Германии нужны российские рынки, природные ресурсы. Однако, надо отметить, что отношения с Германией в целом отражают тенденцию отношений России с Европой и США, а именно: угроза превращения России в сырьевого поставщика. К сожалению, в современных и инновационных отраслях экономики Россия Германии не интересна, за исключением только отраслей, связанных с космическими разработками, а также в атомном сотрудничестве. Экономические отношения России и ФРГ к концу 90-х гг. оказались практически замороженными (ФРГ озабочена собственными проблемами по интеграции бывшей ГДР в общую социально-экономическую структуру), возникли осложнения политического свойства, продолжались споры о реституции.
Появление проекта газопровода по дну Балтийского моря послужило началу масштабного совместного проекта уже после 2000 г. Как оценивают эксперты, данный проект поможет сблизить экономики двух стран и привлечь инвестиции в газопромышленную и судостроительную сферу. С другой стороны, говориться, что появление такого газопровода еще более скажется на негативном процессе приоритетного развития газовой и нефтяной отрасли, так как привяжет Россию к еще одному газопроводу. Культурно-гуманитарная сфера отношений характерна довольно плотными и насыщенными связями. Происходит сотрудничество в самых различных отраслях. Многие исследователи небезосновательно заявляют, что Германия в России занимает здесь лидирующие позиции, начиная от деятельности различных фондов и стажировок, заканчивая сотрудничеством земель ФРГ и регионов России. Надо отметить и такие противоречивые вопросы, как переселение немцев обратно в Германию, а также сложнейший и запутанный вопрос о реституции трофеев времен Второй Мировой войны. По всей видимости также в ближайшем времени встанет и проблема Калининградской области в связи с процессом немецкого проникновения в самых разных областях.
Информация о работе Российско-германские отношения в 1992-1999 годах