Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:06, реферат
1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.
Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры.
Отличие российских бирж от западных заключалось в низком уровне биржевой техники, сдерживающей массовое заключение сделок на определенный срок; в недостаточной корпоративной организованности купечества. Биржи брали на себя функции торговых палат, из-за отсутствия последних в стране. Проявлялось негативное отношение к бирже со стороны населения: "порядочному человеку на бирже делать нечего", считали обыватели
"Европеизацию" российских бирж государство сдерживало своей чрезмерной опекой. С 1893 г. Министерство финансов проводит ревизии книг маклеров; в 1895 г. вводится положение о необходимом получении разрешения Министерства финансов на допуск ценностей к котировке на бирже; в 1911 г. Министерство торговли и промышленности констатирует, что большинство бирж в стране являются товарными по сделкам с сельхозпродукцией и сырьем. 16 июля 1914 г. фондовые биржи закрываются.
В XIX в. сведения о биржевых курсах систематически публиковались в российских газетах. До середины XIX столетия понятие "фондовая биржа" можно отнести лишь к Петербургской биржи, так как сделки с акциями совершались преимущественно там. Но и она до начала XX в. считалась товарной, ведь операции с ценными бумагами осуществлялись лишь по правилам торговли товарами. Вплоть до 1917 г., судя по историческим источникам, в стране вообще не было специальных фондовых бирж и очень мало было специализированных товарных. Преобладали биржи смешанного характера, иногда их называли универсальными.
Функции Всероссийской фондовой биржи с конца XIX в. выполнял фондовый отдел общей Петербургской биржи.
Регулярные сделки с российскими ценными бумагами совершались также на общей Московской бирже и на биржах в Варшаве, Киеве, Одессе, Риге и Харькове. В соответствии с российским законом' иностранные ценные бумаги на них в сделках не участвовали.
Первые специализированные биржи возникли в последнем десятилетии XIX в.: Калашниковская хлебная в 1895 г. — в Петербурге; Московская хлебная — в 1896 г.
Деятельность бирж регулировалась "Торговым Уставом" и утвержденными уставами отдельных бирж. Российские биржи, в отличие от Западной Европы, не облагались фиксированными налогами в пользу государства. Любые лица при наличии у них торговых прав и соблюдения "Положения о государственном промысловом налоге" могли осуществлять сделки на биржах.
Наиболее распространенными в XIX — начале XX в. были сделки: товарные — на зерно, сало, масло, яйцо, льняное семя, хлопок, шерсть, металлы, нефть, каменный уголь и т. п.; фондовые — на ценные бумаги; валютные — заграничные векселя, чеки, иностранные банкноты; дисконтные — внутренние платежные средства — векселя.
В 1907 г. были установлены более подробные правила для сделок с валютой. К примеру, сделки могли проходить на наличную валюту, на наличные ценные бумаги и т. д. С этого времени расходы на содержание бирж производились за счет: а) сборов за вход; б) сборов с членов биржевых обществ; в) штрафных денег; г) за счет субсидий органов городского самоуправления и правительства.
Предприниматели, регулярно посещавшие биржи, имели право формировать свою корпорацию — биржевое общество. На собраниях этого общества решались общие вопросы деятельности бирж, утверждались отчеты и сметы доходов и т. д.
Котировалъные комиссии занимались составлением биржевого бюллетеня, контролировали работу маклеров. В 1912 г. были внесены изменения по вопросу о составлении котировок, теперь они оформлялись на основе заявления членов фондового отдела биржи и фондовых маклеров. Для котировки ценных бумаг требовалась сумма не менее 100 тыс. руб. наличными или 100 акций по курсовой стоимости не менее 100 руб. за каждую.
Биржевые комитеты (с 1816 г.) избирались в составе председателя, старшин, а также старшего маклера. В обязанности биржевых комитетов входило: сбор сведений о местной торговле и о развитии промышленности; составление правил биржевой торговли; посредничество в сборах по торговым сделкам; поддержание порядка в биржевых собраниях и т. д.
Кроме обычных маклеров, т. е. широкого профиля, были маклеры корабельные и морского страхования. Маклерами могли стать представители купеческого или мещанского (городского) сословий, не моложе 25—30 лет, российские подданные, сдавшие экзамен на профпригодность и отвечавшие определенным нравственным нормам.
На биржах, правда, не везде, имелись эксперты по качеству товаров, браковщики, приемщики товаров. Кассиры, инкассаторы, охранники товарных складов объединялись в биржевые артели.
Биржи могли находиться в столичных городах, губернских, уездных центрах или отдельных селах. К примеру, хлебная биржа функционировала в с. Балашов Новоузенского уезда Самарской губернии. Общие биржи преобладали в крупных городах, множество хлебных бирж работали в разных местах; несколько лесных — в Кронштадте, Петербурге и Минске. Существовала лишь одна биржа, в Харькове, специализирующаяся на сделках с каменным углем и торговле железом, видимо, подобные сделки совершались на многих общих биржах.
Чтобы прояснить деятельность фондовых отделов общих (универсальных) бирж, необходимо кратко проследить историю рынка ценных бумаг в России, который формировался в стране с 1769 г. до 1913 г.
Первый этап, с 1769 г. до середины XIX в., был временем становления рынка ценных бумаг с преимущественным обращением государственных ценных бумаг.
Второй период начался после отмены крепостного права и завершился с окончанием денежной реформы, введением "золотой валюты" в конце XIX в.
Третий период совпал со становлением "золотого" рынка ценных бумаг с 1897 г. по 1913 г.
В 1769 г. впервые в стране появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России. Займ был размещен на голландском рынке через посредника — банкира, исходя из 5% годовых, сроком на 10 лет. Это стало началом выпуска правительственных внешних займов.
Но основным источником покрытия бюджетного дефицита именно с этого года стал выпуск бумажных денег (ассигнаций). Чрезмерная их эмиссия вела к инфляции, особенно в период наполеоновских войн. Поэтому в 1810 г., в соответствии с "Планом финансов" М. М. Сперанского, предусматривался выпуск внутренних процентных долговых обязательств, облигаций долгосрочного государственного займа. Намеревалось трансформировать часть текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций. Уже в мае 1810 г. был выпущен 6%-й семилетний займ на 100 млн руб. ассигнациями, это и был первый внутренний государственный займ России. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из-за дефицита долгосрочных свободных капиталов и недоверия имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.
Для подготовки денежной реформы, инициированной М. М. Сперанским, правительство уже в 1812 г. выпустило долговые процентные бумаги нового типа под названием "краткосрочные казначейские обязательства" и в 1831 г. — билеты Государственного казначейства, рассчитанные на четыре года. Выпуск тех и других способствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассигнаций.
Обращение кредитных билетов в стране было узаконено в период денежной реформы Е. Ф. Канкрина 1839— 1843 гг. с установлением "серебряного монометаллизма". В связи с хроническим дефицитом бюджета рынок заполнили кредитные билеты и билеты казначейства, а в 1858 г. был прекращен размен кредитных билетов на серебро.
Наиболее
интенсивно развивался рынок ценных
бумаг после 1861 года. Началось накопление
золотого запаса и подготовка к новой
денежной реформе. Рынок ценных бумаг
совершенствовался за счет выпуска
новых банковских и казначейских
билетов. В отличие от прошлых
лет их выпускало не Министерство
финансов, а созданный в 1860 г. Государственный
банк. Видное место занял выпуск
государственных ценных бумаг железнодорожных
займов. Они стали своеобразным инструментом
инвестиционной политики государства.
Появление в России гарантированных
правительством железнодорожных ценных
бумаг частных акционерных
экономическом потенциале страны, ее стремлении к развитию рыночных отношений с другими странами.
Понижение ставок
на фондовых биржах Европы явилось
одной из причин выкупа государством
частных железных дорог в 1889—1909
гг. через конверсию и консолидацию
всех ценных бумаг, не только железнодорожных.
В итоге конвертирования
Умелое использование рынка ценных бумаг привело к "железнодорожному чуду", по протяженности рельсовых путей на грани XIX—XX вв. Россия уступала лишь США.
Параллельно с обращением государственных ценных бумаг использовались векселя и акции на рынке. Если с начала XVIII в. вексельные уставы составлялись по иностранным образцам, в 1902 г. был принят новый устав с учетом специфики хозяйственного развития России. Широкое применение векселей было одним из свидетельств развития экономики страны по рыночному пути.
Ускоренный
процесс создания акционерных обществ
обусловил возрастание роли акций
на рынке ценных бумаг. 60% промышленной
продукции фабрик и заводов производилось
акционерными обществами, что соответствовало
этапу монополизации
К началу XX в. в стране сложился биржевой механизм крупных операций с ценными бумагами. Основное место на фондовом рынке по-прежнему занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Он действовал как акционерное общество закрытого типа и находился в подчинении канцелярии по кредитной части Министерства финансов.
Как уже отмечалось, российские биржи отличались от западных тем, что им приходилось выполнять своеобразные функции торговых промышленных палат, отсутствовавших в стране. С этой целью биржи с 1900 г. ежегодно созывали съезды биржевой торговли и сельского хозяйства, на которых отстаивали коммерческие интересы отечественных предпринимателей.
Операции с ценными бумагами осуществлялись и в Российских банках. Они выдавали ссуды под ценные бумаги. Все ценные бумаги должны были котироваться на бирже с целью установления их рыночной цены. В связи с развитием кредита под залог ценных бумаг в банках сконцентрировались огромные пакеты акций.
Опыт деятельности российских бирж и банков по операциям с ценными бумагами был в определенной мере востребован в деятельности фондовых, валютных и товарно-сырьевых бирж России в 1990-х гг. Таким образом, уже 100—150 лет тому назад:
1) ценные
бумаги выступали гибким
2) размещение
ценных бумаг являлось
3) ценные
бумаги активно участвовали в
обслуживании товарного и
4) курсы ценных
бумаг, складывавшиеся в
Историческое значение имеет и опыт рекламного дела, накопившийся в России в дореволюционные годы.
О зарождении рекламного дела в стране можно узнать из материалов о деловой и культурной жизни Российской империи в XVIII в.
Печатные
объявления рекламного характера встречаются
уже в первой российской газете "Ведомости",
основанной Петром I в 1703 г. После создания
в 1725 г. Академии наук появились "Санкт-Петербургские
ведомости". Здесь печаталась реклама
библиографического характера, на базе
которой возникает издание
Одновременно в первых газетах, в том числе "Московских ведомостях", которые выходили под эгидой основанного в 1755 г. Московского университета, встречаются объявления и коммерческого типа. В целом, вплоть до конца
XVIII века рекламные тексты носили характер по преимуществу справочной, деловой информации, типичной для жанра объявления.
Содержательное
изменение рекламных объявлений
в XIX в. коснулось в первую очередь
заголовков. Особое внимание уделила
нововведениям в рекламном деле
ставшая с 1835 г. еженедельной газета
"Санкт-Петербургские
Теперь в
объявлениях каждый заголовок призывал
покупателя купить тот или иной товар.
Отделы объявлений стали по-настоящему
рекламными, эстетику оформления поставили
на службу коммерческим интересам. Основной
поток коммерческих объявлений рекламного
характера проходил через "Коммерческую
газету" (1825—1860 гг.), которую издавал
департамент внешней торговли, а
также в частном издании
Новым этапом развития коммерческой рекламы следует назвать пореформенный период, т. е. вторую половину XIX в. Ориентированные на широкую читательскую аудиторию, массовые издания газет "Голос" (1863—1889 гг.), "Петербургский листок" (1881—1916) способствовали зарождению первых российских рекламных агентств.