Реформы Александра II

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:06, реферат

Описание работы

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.
Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры.

Работа содержит 1 файл

история 19в.docx

— 115.54 Кб (Скачать)

 В царствование  Николая сложился гро­мадный бюрократический аппарат. Появ­лялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократиче­ское управление, отличающееся канцеляр­ской волокитой и бумагомарательством, по­родило круговую безответственность за при­нятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписы­вали — в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко станови­лись армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерст­ва. «Россией правят столоначальники», — сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои инте­ресы, выдавая их за государственные нуж­ды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними — внешнеполитиче­ские амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансирова­лись крайне скудно. Предел всевластию бю­рократии мог быть положен только введени­ем подлинно конституционного строя.

 Государственные  преобразования. Пока­зания декабристов, данные на следствии, от­крыли неприглядную картину российской жизни. Николай начал принимать меры для укрепления своей империи. В его окружении оказался ряд крупных государственных де­ятелей, с чьими именами связаны достиже­ния николаевского царствования.

 М. ^ М. Сперанский, оставив мечты о конс­титуции, стремился теперь к наведению по­рядка в управлении в рамках самодержавия. По распоряжению Николая Сперанский ру­ководил работой II Отделения Собствен­ной его императорского величества канце­лярии по составлению свода законов. Все за­коны, принятые после Соборного уложения 1649 г., были извлечены из архивов, распо­ложены по порядку и четко согласованы между собой. Иногда приходилось «дописы­вать» законы на основании норм зарубежно­го права; К концу 1832 г. 15-томный Свод за­конов был подготовлен, а 19 января 1833 г. принят на заседании Государственного сове­та и немедленно вступил в действие, умень­шив хаос в управлении и чиновничий произ­вол.

 В начале царствования Николай не прида­вал значения крестьянскому вопросу, одна­ко постепенно он пришел к мысли, что кре­постное право тормозит развитие страны и таит в себе угрозу новой пугачевщины. Крестьянский вопрос предполагалось ре­шать осторожно и постепенно и начать с ре­формы государственной деревни. В 1837 г. было создано Министерство государствен­ных имуществ, которое возглавил П. Д. Ки­селев. (В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права.) Меры, предпринятые Киселевым, по­зволили упорядочить управление государст­венными крестьянами, взимание податей и набор рекрутов. Малоземельные сельские об­щества переселялись на свободные земли. Уделялось внимание поднятию агротехниче­ского уровня земледелия, стал распростра­няться картофель. Правда, форма внедрения картофеля — общественная запашка с рас­пределением урожая по усмотрению чинов­ников — была воспринята крестьянами как казенная барщина. По государственным деревням пошли «картофельные» бунты. Ре­формой Киселева были недовольны и поме­щики. Они считали, что улучшение жизни государственных крестьян повлечет переход крепостных в казенное ведомство. Дальней­шие же планы Киселева — личное освобож­дение крестьян, выделение наделов, точное определение размеров барщины и оброка — для помещиков были вообще неприемле­мы. Недовольство помещиков и «картофель­ные» бунты могли привести в движение классы и сословия. Этого николаевское пра­вительство не могло допустить. Николай признавал, что крепостное право «есть зло, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным». Реформа управления государственной деревней стала самым зна­чительным шагом в решении крестьянского вопроса.

 Министерство финансов к началу царст­вования возглавлял опытный и умелый эко­номист ^ Е. Ф. Канкрин. Он реально оценивал возможности экономики России, стремился к ограничению государственных расходов, осторожно использовал кредиты, ввел высо­кие пошлины на ввозимые товары, что обес­печивало доход казне и защищало промыш­ленность. В 1839 г. Канкрин провел денеж­ную реформу. Были выпущены кредитные билеты; их количество в определенной про­порции (примерно 1:6) соответствовало госу­дарственному серебряному запасу, и они сво­бодно обменивались на серебряные монеты. В результате денежной реформы выросла внутренняя и внешняя торговля и в целом упрочилась экономика России.

 

Введение  в действие Свода законов, ре­форма управления государственной деревней и денежная реформа позволили  Николаю I к концу 30-х гг. стабилизировать  и укрепить свою империю.

 Заключение

Главная цель внутренней политики царского правительства  состояла в том, чтобы сохранить  существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать  се в соответствии с потребностями  времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими  прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения  дворянства и крепостного состояния  крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и предотвращение возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих  мест среди европейских держав. Во внутренней политике России первой половины XIX в. было два важных рубежа: окончание  Отечественной войны 1812 г. и 1825 г. —  смена царствования и восстание  декабристов. Эти события вызвали  усиление консервативности и даже реакционности  во внутриполитическом курсе. В центре внимания правительства стояли три  важнейшие проблемы: административная — совершенствование государственного управления; социальная — аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая — улучшение  системы просвещения и образования. Решение первого вопроса правительство  видело в дальнейшей централизации  административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально  грамотных чиновников, преданных  лично императору и материально  зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса  главное состояло в том, чтобы  снять социальную напряженность  в деревне, ликвидировать возможность  крестьянских выступлений. Для этого  необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой  общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло  бы способствовать, во-первых, упрочению  самодержавия и привилегированного положения дворянства, а во-вторых, модернизации

 экономики,  обеспечивавшей обороноспособность  страны и возможность проведения  активной внешней политики.

 Дискуссии  при дворе и в обществе, принятие  отдельных указов и проведение  мероприятий по этим трем направлениям  не изменили в первой половине XIX в. экономического и социально-политического  строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической  страной, в которой опиралась  на военно-полицейскую силу и  на церковь, призывавшую подданных  к беспрекословной покорности.

12.1. Монополизация производства и  переход от свободной конкуренции  к монополистической

В последней  трети XIX в. в ведущих странах Европы и Северной Америки начинается процесс  монополизации производства.

Монополии — крупные объединения, возникшие с начала 1870—1880-х гг. в Европе и Северной Америке на базе концентрации и централизации производства и капитала в промышленной и банковских сферах и осуществлявшие контроль над рынками.

К концу XIX — началу XX в. промышленные монополии контролировали значительную часть производства, сбыта товаров и услуг и диктовали потребителю монопольные цены. Монополии банковские извлекали высокие прибыли, господствуя в банковской сфере. С появлением в начале XX в. феномена государственно-монополистического капитализма, объединения промышленников и банковского капитала лоббировались во властных структурах, активно развивалось и государственное предпринимательство.

Образование монополий явилось проявлением в мировом масштабе новой формы организации промышленности — акционирования. Оно было невозможным без массового учредительства банков, акционерных обществ, страховых компаний и выпуска ценных бумаг. Образование в России, как и в других крупных странах, акционерных компаний в виде фирм и корпораций явилось начальным этапом в монополизации производства и капитала.

Если  до 1861 г. действовало 78 акционерных компаний с капиталом в 72 млн руб., то в начале 1870-х гг. функционировало уже 357 таких компаний с капиталом 1116 млн руб. Из них 73 были акционерными банками; 53 — железнодорожными обществами; 15 — пароходными обществами; 14 — семейными торговыми домами. В первые 20 лет после 1861 г. 14% их капиталов было вложено в промышленность и 60% — в железнодорожное строительство.

Одновременно  в 1864—1873 гг. было учреждено почти 40 акционерных банков. Многие из них  в те годы занимались земельным кредитом.

Образование акционерных пароходных и железнодорожных  обществ, акционерных банков содействовало  развитию в стране рыночной экономики свободной конкуренции.

Как отмечает П. И. Лященко, не все эти образования  и общества дожили до 1880—1890-х гг. В те годы начинается новая учредительская "горячка": создание монополистических  объединений четырех типов: картелей, синдикатов, трестов и концернов. Но в России, запоздало вступившей на путь либеральных преобразований в экономике, не был накоплен опыт перехода к образованию сразу  в промышленности картелей и синдикатов. По свидетельству Т. М. Тимошиной, первое в России монополистическое объединение  было создано в 1875 г. в страховом  деле: "Конвенция общего тарифа". Оно начало диктовать свои условия  на рынке страховых обществ.

Переход к созданию монополистических объединений  в России не был связан с мировым  экономическим кризисом 1870-х гг. В стране только еще складывалась рыночная экономика, она не была интегрирована в мировую. Не проявились отчетливо в национальной экономике и другие экономические кризисы, в том числе начала XX в.

Но  общемировые процессы в создании монополий, мирохозяйственные связи способствовали появлению первых монополий и в России. В этом были заинтересованы слои предпринимателей (капиталистов). На основе имеющихся источников трудно разделить хронологически два взаимосвязанных процесса: формирование рыночной экономики свободной конкуренции и монополистической конкуренции. Во многом это объясняется незрелостью рыночных отношений в стране в связи с запоздалым проведением Крестьянской реформы и промышленной революции. В результате два этапа рыночной экономики в России развивались почти одновременно. Пока в начале 1880-х гг. не завершилась промышленная революция, не могли и образоваться картели в европейском варианте, они приняли форму "союзов" и "обществ".

В 1882 г. пять заводов объединились и образовали "Союз рельсовых фабрикантов". Он контролировал большинство заказов на изготовление рельсов для железных дорог страны. Следующим шагом было объединение предприятий по изготовлению креплений к рельсам (1884 г.), по строительству железнодорожных мостов (1887 г.), по производству оборудования для железных дорог (1889 г.). Это подтверждает известную схему развития российской промышленности — индустриализация в стране началась в транспортном машиностроении, и предприятия этой отрасли более других были подготовлены к монополизации. "Союз рельсовых фабрикантов" образовался сроком на пять лет. Это было обычной практикой для первых объединений: договор между предприятиями заключался сроком на 3—5 лет, по прошествии этого периода объединения распадались. Их договоры предусматривали для предприятий, выпускавших одинаковую продукцию, распределение заказов по видам согласно принятым Советом объединений квотам.

Похожие объединения тогда создавались и в отраслях легкой промышленности: свеклосахарной и текстильной; в добывающей отрасли — нефтяной. "Союзы " эти были российским вариантом картелей и в своих соглашениях регулировали: а) объемы производства; б) условия сбыта продукции; в) условия найма рабочих. В соответствии со сложившейся мировой практикой предприятия, которые объединялись в картели и синдикаты, сохраняли производственно-коммерческую самостоятельность. Эту группу монополий еще называют объединениями со снабженческо-сбытовыми функциями.

Иностранный капитал в 1880-е гг. принимал участие в создании ряда картелей и синдикатов. Германский капитал участвовал в становлении картеля железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов (1886 г.). В нефтяной промышленности возник синдикат с участием капиталов братьев Нобелъ и компании Ротшильда.

Предпринимательство стало проявляться и в среде крупных землевладельцев на юге страны. В 1887 г. было создано монополистическое объединение в сахарной промышленности. В 1897 г. образовалось "Общество сахарозаводчиков", объединив 206 из 226 существовавших предприятий этой отрасли.

Следующий этап монополизации в стране проходил в условиях бурного экономического подъема 1893—1899 гг., особенно в отраслях тяжелой промышленности. Если с 1875 до конца 80-х гг. XIX в. создавались в основном союзы — картели как монополистические объединения, то в 90-е гг. организуются синдикаты.

Однако  синдикаты по форме организации и направлениям деятельности по-прежнему напоминали союзы монополистов 70-х гг. XIX в. — занимались сбытом продукции по монопольным ценам. Синдицирование, в отличие от западноевропейских и североамериканских объединений, касалось не всей номенклатуры изделий, а только тех из них, которые обеспечивали наиболее высокую сверхприбыль. Они по сути оставались акционерными обществами по ведению сбытовых операций на комиссионных началах.

Крупнейший  синдикат "Продамет" или "Общество для продажи изделий русских металлургических заводов" был основан в 1902 г. Синдикат занимался реализацией важнейших видов продукции металлургических предприятий. Контролируя одну пятую часть крупнейших заводов страны, они реализовали в 1910 г. около 80% продукции страны. К этому времени деятельность "Продамета" курировал крупнейший промышленник и банкир России Алексей Иванович Путилов (1866—1925 г.). Вначале синдикат объединил четырнадцать предприятий и продавал листовое и широкополосное железо, затем расширился ассортимент изделий проката, которые были пущены в оборот. Позже в объединение входило уже 30 заводов, и в руках "Продамета" оказалось 90% металлургического производства Юга страны.

Главным делом жизни А. И. Путилова был  Русско-Азиатский банк, проводивший  активную инвестиционную политику по отношению к тяжелой промышленности. А. И. Путилов использовал новую форму финансовой организации в виде холдингов. Под эгидой Русско-Азиатского банка он создал мощную финансово-промышленную группу, ядро которой составило "Общество Путиловских заводов". Накануне 1914 г. этот банк занял доминирующие позиции в машиностроении и металлообработке, добыче и переработке нефти, в табачной и масложировой промышленности. Всего Русско-Азиатский банк установил контроль над 160 компаниями, поэтому его по праву можно назвать не только крупнейшим в России, но одним из крупных в начале XX в. в мире.

Одновременно  с "Продаметом" возник синдикат "Трубопродажа", он объединил все предприятия трубопрокатного производства. Проволочные и гвоздильные предприятия попали в 1904 г. под контроль синдиката "Гвоздь" и пришедшего к нему на смену в 1908 г. синдиката "Проволока".

Информация о работе Реформы Александра II