Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:26, реферат
Как полагают исследователи техники живописи, первыми стали пользоваться именно византийские мастера желтковой темперой, работая этими красками включительно до XVI века, а в России они были распространены До конца XVII столетия. Темперными красками писали свои великие произведения выдающиеся итальянские мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан и другие. Однако некоторые итальянские живописцы пользовались и смешанной техникой, применяя и масляные краски, что известно по исследованиям картин, написанных еще до XVII века. Только в XVIII веке темперные краски и краски на клеевой основе вытесняются масляными. Темпера осталась лишь в иконописи, а клеевые краски - в декорационной живописи.
Введение 3
Виды темперы 4
ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА 4
МАСЛЯНО-КАЗЕИНОВАЯ ТЕМПЕРА 5
ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ ТЕМПЕРА 7
Темперная живопись 9
Кисти и палитры для темперы 11
ОСНОВАНИЯ И ГРУНТЫ ДЛЯ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 11
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ ЛЕВКАСНОГО ГРУНТА 12
ЛЕВКАСНЫЙ ГРУНТ ДЛЯ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ТЕМПЕРЫ 12
Лаки 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Масляно-казеиновую
темперу следует считать
Темперу следует хранить при комнатной
температуре. При температуре ниже 0
о и высоких температурах происходит
разрушение эмульсии и краска расслаивается.
Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств.
Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.
Живопись синтетической темперой может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.
Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высыхание: через 1 - 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.
Поливинилацетатную
темперу, которая сама водорастворимая,
нельзя смешивать с другими водо-
Разбавителем красок является вода, но после высыхания их можно растворить лишь специальной смывкой, представляющей смесь этилацетата с раствором этилового спирта, взятых в соотношении 1 : 1.
В процессе работы краски, хотя они и содержат до 50% воды, следует выдавливать из туб в колечки из мокрой ваты для удержания в них влажности. Поливинилацетатные темперные краски быстро высыхают. Это требует от живописца определенных навыков.
Кисти в процессе работы необходимо держать в банке с водой, по окончании работы их следует тщательно промыть водой. В случае засыхания краски на кистях их промывают смывкой или 70-75 - процентным этиловым спиртом:
Поливинилацетатной темперой можно работать на самых различных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным (масляно-клеевым) грунтом, на бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, линоксиновом линолеуме, стекле и многих других поверхностях, т. е. краски эти являются универсальным живописным материалом, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.
Высыхая,
некоторые краски несколько
Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая.
Значительно светлеют: кобальт синий и охра.
Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. При этом охра светлая и сиена жженая, нанесенные на бумагу, значительно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.
Заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуум, умбра жженая и краплак красный.
Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и, ультрамарин (в корпусном слое).
Поверхность поливинилацетатной живописи матовая. Для получения поверхности, насыщенной по цвету, живопись покрывают одним из покрывных лаков, например даммарным, акрилфисташковым или другими. Разбавляя лак пиненом, можно получить различную степень блеска живописи. Наиболее благоприятно разбавление лака в соотношении 1:1. Живопись, покрытая лаком, приобретает глубину и колористическую насыщенность, но при этом при углубленности тона красок живопись кажется более темной.
Хранить
краски следует при комнатной
температуре, и не ниже 0 градусов.
Гарантийный срок хранения
Темперная живопись старых мастеров была многослойной. На подготовленную под живопись доску в пределах контуров рисунка мастер наносил краску, покрывая ею ровным слоем отдельные участки в пределах каждого тона. Этот процесс проходил в определенной последовательности: сначала писали фон и окружающую обстановку – пейзаж, архитектуру, одежды, – а затем обнаженные части тела. При работе темперой каждый последующий слой наносился лишь, после того как хорошо просыхал предыдущий. Темпера несовместима с пастозным письмом, так как нижние слои легко расплываются, если они не просохли. Нанесенные тонким слоем краски быстро сохли, а последовательная расколеровка поверхности позволяла практически не прерывать работу.
Сначала составляли колера, то есть смеси красок, имеющие строго определенное назначение. Прежде всего, готовили проплазму – состав для первой прокладки по грунту на месте обнаженных частей тела. Проплазма представляла собой смесь белил, охры, зеленой, «которая употребляется для стенной живописи», и черной. Затем готовили состав из смеси черной с темной охрой или умбры с болюсом для обозначения черт лица. Вслед за этим составлялась телесная краска, состоящая из смеси белил, охры и киновари или белил с желто-красной охрой, а при ее отсутствии с болюсом. Смешав телесную краску с проплазмой, получали гликазму – состав, которым писали тело. После того как все колера были составлены, приступали к живописи.
Традиция исполнения инкарната – обнаженных частей тела – восходящая к византийскому средневековью, исходила из работы по темному оливково-коричневому подмалевку, с постепенным его высветлением сначала гликазмой, затем чистым телесным колером, и наконец телесным колером разбавленным белилами для получения более светлого тона. На выступающих частях тела тон делался еще более светлым. При этом каждый наносимый слой краски стушевывался по краям с нижележащим, благодаря чему создавались незаметные переходы и мягкая лепка объема.
Система исполнения одежд оставалась той же, хотя техника письма была несколько проще. Прежде всего делали прокладку основным тоном (красным, синим и т. д.); затем туже краску смешивали с белилами, и этим более светлым колером делали «прокладку, которая принимает на себя первый свет и блики». После этой же, но более темной краской писали складки, нанося ее более тонким слоем в местах, где должны быть тени. Самым светлым колером наносили «света». В конце на самые светлые места наносили чистый слой белил.
Гремберг Ю. И. пишет: «технологическое исследование произведений средневековых мастеров позволяет прийти к выводу, что главный критерий в определении отличительных приемов живописи отдельных школ, имея ввиду специфические особенности работы красками – это исполнение инкарната».
Метод
описываемый Ченнини во многом отличается
от византийского способа письма.
Он рекомендует перед исполнением
инкарната покрыть
Для византийских мастеров характерен темный – коричневый, коричнево-зеленоватый, оливковый подмалевок, который перекрывался слоями охры разных оттенков. Подмалевок оставался виден на лишь на теневых участках, не перекрываемых плотными слоями высветлений. Итальянцы наносили более светлый зеленый подмалевок (зеленая земля с белилами), который перекрывался одним или несколькими слоями розового и желто-зеленого цвета. Вместо сплошных заливок охрой по темному подмалевку, как делали византийские мастера, итальянцы добивались объема с помощью штриховки короткими перекрывающимися мазками, красками, основу которых составляли белила.
Гремберг Ю. И. пишет: «Исследования многочисленных произведений западноевропейской средневековой живописи подтвердили, что ее характерной особенностью было то, что все пигменты (исключая живопись инкарната), как правило, употреблялись в чистом, наиболее выраженном по цвету виде. Их смешивали только с белилами, иногда с угольно черной и почти никогда между собой».
Русские мастера унаследовали основные технические принципы живописи от византийцев – желтковое связующее, многослойность и очередность письма, живопись в течение недолгого времени по светлому подмалевку, а затем построенная на принципе высветления санкиря – оставались постоянными нескольких столетий.
В Европе в XV – XVI в. была распространена живопись клеевой темперой на незагрунтованном холсте.
Современная темпера не требует особых правил и приемов живописи. Можно писать жидкими красками подобно средневековой темпере, но так же допустимо пастозное письмо. Главная сложность живописи темперой заключается в быстром высыхании красок, которые после этого становятся неподвижными. Чтобы замедлить процесс высыхания или вовсе приостановить его на время работы пишут на влажном незагрунтованном холсте. Влажность холста поддерживают, периодически смачивая его с обратной стороны.
Часто произведения начатые темперой заканчиваются иными по составу красками. Многие живописцы делают подмалевок темперой, а заканчивают их, прописывая частично или на всем протяжении масляными красками. Такой прием упрощает масляную живопись, не принося ей вреда.
Для живописи темперой служат специальные палитры. Их изготовляют из материала, который не ржавеет (жесть, оцинкованное железо). Каждая из них имеет для красок достаточно углубленные луночки и металлический стаканчик для воды. По краям палитры снабжены бортиком, не позволяющим жидким краскам стекать с палитры.
Все сорта кистей, использующиеся для масленой живописи пригодны для темперы, но волос их должен быть длиннее, чтобы набирать в себя достаточное количество краски.
Кисти щетинные - наиболее жесткие, изготавливаются из свиной щетины (хребтовой или полухребтовой - для крупных, боковой или низа - преимущественно для мелких кистей). По форме щетинные кисти выпускаются круглые и плоские. Применяются в основном для работы масляными красками, реже - для темперы и гуаши.
Кисти песчаниковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме выпускаются только плоские с удлиненной или укороченной волосяной частью. Волос очень мягкий, малоэластичный.
Кисти барсуковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста барсука. По форме выпускаются только плоские. По свойствам несколько жестче кистей из волоса песчаника.
Кисти медвежьи изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. По форме выпускаются только плоские с удлиненным или укороченным волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью.
И масляно-казеиновая
и особенно яичная темпера предназначены
главным образом для живописи
на твердых основаниях, так как
отличаются хрупкостью, склонностью
при незначительных механических воздействиях
к растрескиванию, которое может
происходить даже от вибрации холста.
Поэтому работы яичной темперой почти
всегда выполнялись на досках (иконы),
на оштукатуренных стенах, где живопись
выполняли по сухой Штукатурке (альсекко).
Палешане для своих миниатюр применяют
проклеенные и загрунтованные горячим
льняным маслом картонные коробки, покрытые
глиняной масляной шпаклевкой.
Современные живописцы, работающие яичной
и поливинилацетатной темперой, применяют
доски из выдержанной и сухой древесины,
но чаще всего используют древесно-стружечные
плиты, которые покрывают левкасным грунтом.
Приготовленная
по необходимому размеру доска предварительно
проклеивается с двух сторон 4-5 -
процентным раствором техническою
желатина. По высыхании клея на доску
наклеивается поволока (марля или канва,
применяемая для вышивания). Чтобы приклеить
поволоку, ее тщательно смачивают в клее,
отжимают и постепенно, с края доски, накладывают
на доску так, чтобы не образовались воздушные
пузыри. Затем поволоку тщательно разглаживают
руками, а ее края подворачивают на торцы
и тыльную сторону доски. По высыхании
поволоки приступают к приготовлению
и нанесению левкасного грунта.
Левкас представляет собой одну из разновидностей
клееного грунта. Этот вид грунта отличается
значительной прочностью и долговечностью,
особенно при применении гипса взамен
мела, что объясняется не только его более
высокой прочностью, но и способностью
соединяться между наносимыми слоями
грунта в процессе твердения.
Левкасный грунт - один из наиболее простых по своему составу. Для его приготовления следует лишь соблюдать правильное соотношение раствора клея и гипса для первого в последующих слоев.
Примерное соотношение клеевого раствора и гипса
Гипс - 2 объемные части
Информация о работе Особенности техник кроющих красок (темпера)